25 серпня 2006   12:03   1854

Почему погиб Ту-154 под Донецком, и кто в этом виноват - версии специалистов

До сих пор не ясно, почему Иван Корогодин, командир воздушного судна Ту-154, разбившегося 22 августа под Донецком, решил перелететь грозовой фронт сверху, а не облететь, как это предписывает инструкция. Источники газеты "Известия" выделяют две возможные причины.

Первая: диспетчеры не разрешили ему углубиться на территорию Украины на достаточное расстояние. Вторая: у пилота могло не хватить горючего на облет грозы.

Большинство экспертов приходят к выводу, что катастрофа Ту-154 под Донецком произошла из-за того, что самолет набрал слишком большую высоту (по разным данным, от 11,5 до 12,5 километра). Якобы пытаясь перелететь грозу, он вышел на высоту, на которой самолет этого класса летать вообще не может. Почему же в тот день он не обошел грозовой фронт стороной, как и должен был?

Сенсационную версию катастрофы озвучил в четверг "Известиям" заслуженный летчик России Владимир Герасимов.

- У меня есть точная информация, что украинские диспетчеры, в чьей сфере ответственности в момент катастрофы находился рейс 612, не позволили экипажу отклониться от коридора более чем на 20 километров, - сказал в беседе с корреспондентом "Известий" заслуженный авиатор. - Но этого расстояния не хватило, чтобы обойти грозовой фронт.

Как объяснил Владимир Герасимов, диспетчерские службы выделяют каждому самолету специальный коридор, и командир воздушного судна не имеет права от него отклоняться. Любой выход за пределы коридора должен быть согласован с землей. По версии Герасимова, командир рейса № 612 запросил добро отклониться от коридора, чтобы обойти грозу.

- Но диспетчеры разрешили отклонение только на 20 километров, - говорит Владимир Герасимов. - Иными словами, диспетчеры предложили летчикам попытать счастья. Если через двадцать километров кончился грозовой фронт, то хорошо, если нет, то извините. Фронт не завершился. Иногда, чтобы облететь фронт, необходимо отклонение в сотню километров.

Запрет отклоняться больше чем на 20 километров, по словам Владимира Герасимова, объясняется просто: коридором в 20 километров распоряжались диспетчеры одного центра (харьковского), а чтобы отклониться на большее расстояние, нужно было запрашивать добро у сопредельных диспетчерских подразделений.

— Вслед за нашим самолетом летел турецкий, — сказал "Известиям" Владимир Герасимов, — он развернулся и возвратился на аэродром. А наш лайнер продолжил путь.

Эксперты высказывают еще одну версию того, почему пилот не стал огибать грозовой фронт. Она связана с экономией топлива — ведь обходя грозу по дуге, самолет сжег бы значительно больше керосина.

Уже в день катастрофы представители аэропорта Анапы заявили, что Ту-154 у них не заправлялся. Возможно, это произошло потому, что на полет из Санкт-Петербурга в Анапу и обратно полной заправки хватает, а в "Пулково" для местной авиакомпании топливо обходится дешевле.

Максимальное количество топлива, которое может быть залито в пустой Ту-154М, — 39,7 тонны. Его максимальный взлетный вес 100 тонн (включая вес самого самолета, топлива и груза). В полностью загруженный лайнер (с пассажирами и багажом) можно залить не более 26 тонн топлива. Средний расход топлива на высоте 10—11 тысяч метров — 4—5 тонн в час. Расстояние от Анапы до Петербурга по прямой 1900 километров, при изломах трассы — примерно 2000 километров, или 2,5 часа лета. Получается, что на обратный путь керосина в самолете оставалось не более 12,5 тонны, то есть впритык, чтобы долететь до Санкт-Петербурга.

— Не нужно сбрасывать со счетов и то, что обход грозовой тучи по горизонтали мог ударить летчика по карману, — говорит "Известиям" Герой России летчик-испытатель Сергей Мельников. — Ни для кого не секрет, что во всех авиакомпаниях за экономию топлива летчиков премируют, а за перерасход — штрафуют. Так что обойти тучи по высоте было просто экономичнее.

Возможно, именно из экономии пилот предпочел не возвращаться в Анапу (хотя пилоты следовавшего за Ту-154 турецкого самолета поступили именно так). Ведь тогда бы пришлось заправлять самолет.

Вообще в связи с последним взлетом цен на топливо авиакомпаниям приходится выкручиваться кто как может.

— После того как подняли цены на топливо, совершать перевозки на отечественных самолетах стало просто нерентабельно, — говорит "Известиям" пресс-секретарь авиакомпании "Сибирь" Евгений Филянин. — Они потребляют топливо втрое, а то и в пять раз больше, чем иностранные.

Впрочем, в авиакомпании "Пулково" эту версию катастрофы отвергают наотрез. — Авиакомпания "Пулково" проводит политику, направленную прежде всего на обеспечение безопасности полетов, а не на экономию топлива, — заявил "Известиям" замгендиректора "Пулково" Василий Налетенко. — Топлива, которое было заправлено в Санкт-Петербурге, достаточно, чтобы совершить безопасный полет туда и обратно. Тем более что из Петербурга загрузка была неполная. На вопрос, действительно ли экипаж получает премию за экономию топлива, Василий Налетенко ответил: "Летный состав получает премию, которая напрямую не зависит от экономии топлива. Учитывается комплекс мероприятий, который позволяет поощрять экипажи при выполнении определенных условий. А за перерасход топлива мы экипажи не наказываем".

Опровергли версию о нехватке керосина и в Межгосударственном авиационном комитете.

— Самолет Ту-154 имел на борту достаточное количество топлива, — заявил в четверг председатель технической комиссии по расследованию причин авиакатастрофы Межгосударственного авиационного комитета Леонид Каширский.

Катастрофа, похожая на крушение Ту-154 под Донецком, произошла с таким же самолетом в Учкудуке 21 год назад. 10 июля 1985 года экипаж рейса Ташкент—Карши—Оренбург—Ленинград тоже попытался обойти грозовой фронт по высоте. Экипаж отключил автопилот и начал набирать высоту 11 600 метров. Как позже показала расшифровка самописцев, самолет испытал перегрузку, его скорость резко снизилась (до 290 километров в час), лайнер ушел в плоский штопор и разбился. Тогда погибли 180 человек.
"Остров"
Коментарі читачів
  • Россия Иван Павлович 29 лютого 2012   14:07

    МАло того ,что решил релететь ,так еще и нарушел все , что можно Приговором стало следующее: Второй пилот Ходневич был привязан ремнями, у КВС Корогодина Ивана Ивановича признаки воздействия привязного ремня отсутствуют. Согласно акта судмедэкспертизы( у него не было лица , разбил о приборную, при столкновении с землей). Может ли пилот удерживать штурвал в правильном положении в условиях сильнейшей болтанки с перегрузками до 1.5g, будучи не пристегнутым? По-моему, нет, тело КВС в таких условиях должно мотаться в пространстве вместе со штурвалом. Что и началось вскоре после отключения автопилота. После срабатывания сигнализации о превышении критического угла атаки КВС отдал штурвал, кабина резко пошла вниз, сильное ускорение вверх сменилось ускорением вниз и КВС мог попросту потерять контакт с сиденьем, продолжая держать штурвал. То есть последнее движение штурвала на себя могло быть ему уже неподконтрольно. Импульса от отдачи штурвала не хватило, чтобы предотвратить подхват, а дальше думать и действовать было уже поздно. И ЭТО НАБЛЮДАЛ ВЕСЬ ЭКИПАЖ , ПОСЛЕ ЭТОГО КВС РАЗГОВАРИВАЛ САМ С СОБОЙ,,,,,,,

  • Украина Dima 25 серпня 2006   14:25

    Может это и кощунство, но по-моему уже понятно какую версию будет отстаивать Россия. Сбрасывая со счетов 9 лет эксплуатации в Китае, экономию топива и т.д. А Украине врядли удастся оправдаться, учитывая историю (сбитый ракетой самолет несколько лет назад например). не верю я в справедливость и правдивость оценки комиссии и экспертов, тем более российских.

Додати коментар

Якщо ви хочете залишити коментар, прохання авторизуватися або зареєструватися.

Останні новини: