24 жовтня 2006   16:59   1483

Кто не пускает G3 в Украину?

G3 приходит на берег Днепра

На этой неделе в Одессе завершится всеукраинский отраслевой семинар компании «Укртелеком» посвященный особенностям внедрения на украинском рынке мобильной связи весьма популярной в мире технологии G3 или gsm3. Проводимый на базе Одесской национальной академии связи семинар свидетельствует о планирующейся экспансии традиционного лидера местной аналоговой связи на рынок услуг мобильной связи Украины. А, учитывая выбранный компанией тип соединения, можно говорить о стремлении госоператора к эффективному освоению до сих пор не занятой ниши в обслуживании VIP- клиентуры.

Мобильный стандарт G3 «Укртелеком» планировал ввести уже до конца осенью (еще весной Национальная комиссия регулирования связи Украины предоставила компании соответствующую лицензию и собственный код дозвона оператора - 091), однако не был решен вопрос с тендером на поставку оборудования для телефонных станций стандарта. Официально тендерное предложение не снято до сих пор, однако источники близкие к руководству компании сообщают о том, что предпочтение тендерного комитета вероятнее всего будет отдано немецкой компании Siemens. Кроме известного у нас телекоммуникационного брэнда на победу в тендере претендовала Ericcson - главный поставщик радиолокационной техники королевских вооруженных сил Швеции. «Однако Siemens уже 15 лет работает в Украине и поэтому прекрасно знает технические особенности украинских систем связи. Адаптированное оборудование Siemens установлено на цифровых АТС многих регионов, компания выступала подрядчиком введения стандарта NMT», - говорит источник в «Укртелекоме».

Стандарт G3 будет доступен мало искушенному украинскому пользователю с помощью сравнительно дорогих мобильных терминалов (смартфонов нового поколения), модернизированных «мобильных видеотелефонов». Менеджеры «Укртелекома» надеются на повышенный спрос подключения к G3 благодаря техническим возможностям расширения перечня «дополнительных услуг» меню пользователя. Ведь именно в реализации новых услуг для абонентов мобильной связи и значительно в меньшей степени – ценовой политике компании кроется секрет успеха определенного оператора на данном этапе развития отрасли в Украине. Напомним, что весной 2005 года мобильные операторы начали завоевывать огромный сегмент рынка именно благодаря успешному позиционированию новых «мобильных» услуг: удержание звонка, сообщение о пропущенных вызовах, пополнение счета другого абонента и т. д., что со временем было подхвачено лидерами отрасли.

Зачем «Укртелекому» потребовалась мобильная связь? Государственное предприятие явно не располагает собственными свободными финансовыми активами в объеме достаточном для инвестирования во внедрение нового стандарта. И в этом кроется вторая причина затягивания предоставления G3.

Скорее речь может идти о еще одной и, как планируется очень успешной, стороне повышения инвестиционной привлекательности компании накануне долгожданной продажи. Одним словом, с помощью немецких инженеров «Укртелекому» стараются придать «товарный вид». Ранее госоператор облегчил доступ к сети Интернет в регионах с помощью высокоскоростных способов соединения aDSl и xDSl (услуга известна благодаря торговой марке ОГО!).

И один в поле воин

В числе реальных претендентов на обладание компанией эксперты более всего склонны усматривать владельца СКМ Рината Ахметова, который с недавнего времени заинтересован не только металлургией и большим спортом, но и предоставлением услуг разного рода телефонной связи. Лично, через членов семьи или подконтрольные предприятия Ренат Леонидович постепенно приобретает разнопрофильных операторов связи. В частности, ему уже принадлежат огромные холдинги аналоговой и Интернет-связи «Оптима Телеком» (выкуплены у группы «Приват», Днепропетровск), «Фарлеп-Инвест» (Одесса), украино-американский мобильный оператор DCC (спонсор ФК «Шахтер») и другие.

При этом наверняка наиболее успешным капиталовложением господина Ахметова в рынок связи можно считать покупку миноритарного пакета акций ООО „Астелит”, собственника торговой марки Life:) (наибольшая доля принадлежит турецкому оператору TurkCell). «Счастливые» акции перешли народному депутату под номером 7 в списке парламентской фракции Партии регионов наряду с „Индустриальным союзом Донбасса”, а также российской группы „Альфа - Капитал” возглавляемой коренным львовянином, а тепер успешным российским бизнесменом Александром Фридманом, что и „привел” турков в Украину.

Благодаря иностранному менеджменту дела „Астелита” идут значительно лучше нежели, скажем, у компаний Golden Telecom или „Украинские радиосистемы” (группа „Приват” из-за длительной нерентабельности вынуждена была продать УРС российскому собственнику ТМ Beeline). Учитывая то, что компании-лидеры рынка находятся в руках иностранного капитала – UMC при президентуре Леонида Кучмы была продана российской МТС, а владельцы Kyivstar зарегистрированы в холодной Норвегии и, опять таки, в Российской Федерации. Таким образом, Ринат Ахметов остался единственным серьезным игроком отрасли с „украинским паспортом”.

Вопрос о том, допустят ли высшие органы государственной власти и ФГИУ приватизацию «Укртелекома» иностранной компанией является риторическим. Антикризисная коалиция, судя по всему, постарается выявить в этом «нужном» деле завидный патриотизм и поддержку «национального производителя». Отметим, что в государственном портфеле находятся 92, 86 % акций предприятия (остальные 7, 14 % - у сотрудников).

Кому звонить на 091?

Государство же должно больше волновать следующее: кто из потенциальных инвесторов заинтересован в улучшении инвестиционного имиджа компании? Все без исключения, даже депутат Ахметов, ведь никто не будет сознательно заинтересован в приобретении объекта требующего впоследствии неимоверных финансовых вливаний.

Как сообщил независимый эксперт, народный депутат прошлых созывов парламента Александр Рябушко, успешной приватизации «Укртелекома» в качестве рентабельного предприятия целенаправленно препятствует «группа лиц в руководстве компании, контролирующая финансовые потоки». «Средства приходят от потребителей и заказчиков услуг по контрактам, а также в виде государственных субвенций. Эти чиновники (руководители «Укртелекома» ) всегда не будут заинтересованы в приватизации госоператора, грозящей им, как минимум, потерей рабочего места и, как максимум, устранением от контроля над средствами оператора», - отметил Рябушко.

Позиция ФГИУ по вопросу приватизации предприятия традиционна для посткоммунистического политэкономического мышления. Фонд, как известно, официально провозгласил курс на приватизацию нерентабельных государственных субъектов хозяйствования как статью наполнения государственного бюджета на следующий год, вместо того чтобы повысить качество их работы за счет правительственных строковых инвестиций. Как следствие, проигрывают все – потребитель, потенциальный частный собственник и само государство, все, кроме коньюнктурных чиновников, спасителей прибыльной части госбюджета и всего рода человеческого.

Даже если удастся выставить «Укртелеком» на продажу в начале следующего года, то уже в первый год «нужно будет инвестировать в него порядка $ 700 – 800 млн.», заявил Рябушко. Ведь ФГИУ поспешил заявить о том, что компания закончит текущий год с убытком в сумме 400 млн. гривен.

Эксперт считает, что с нынешним состоянием экономических показателей оператора нужно было приватизировать 2-3 года тому назад, когда им активно интересовались резиденты рынка мобильной связи Украины. Теперь же предполагаемые ими в случае покупки стратегические цели уже достигнуты за счет привлечения собственных ресурсов. «Укртелеком» для них – не больше чем конкурент или, что еще хуже, жертва чиновничьего произвола.

Провода в мешке

При монопольном и абсолютно не реализованном праве на введение стандарта G3 у компании-аутсайдера рынка пользователь, то есть мы с вами, отнюдь не в самом лучшем положении. Мы просто не имеем никакого доступа к этой технологии. «Наукоемкость производства», «новые информационные технологии», «информационное общество» и каждый желающий могут постараться набрать код дозвона 091 и попробовать заглянуть в будущее или хотя бы в ужасно реальное «социалистическое» настоящее, ощутив на себе возможность реального наполнения бюджета государства и подключения к проведению мобильной видео-конференции.

Даже в соседней России, не говоря уже про страны Европы, существует целых три разновидности стандарта G3. Рынок преимущественно удерживают холдинги «Скай Линк», МТС и Unitline. Им нас тоже не понять.

Итак, за G3 со всей национальной финансово-промышленной лиги Украины с российскими мобильными видео-операторами сможет сразиться исключительно империя Ахметова, если, конечно, на момент генеральной битвы она не утратит и без того пассивный интерес к распределителю финансовых потоков и звонков между районными центрами под гордым названием «Укртелеком».

На конец текущего года 90 % населения Украины будет в числе абонентов мобильной связи. Но при этом никто из этих потребителей не сможет позвонить на 8 – 091.
"Rupor.info"
Додати коментар

Якщо ви хочете залишити коментар, прохання авторизуватися або зареєструватися.