31 жовтня 2006   17:32   1463

Убить политика

За последние четыре месяца было убито трое и совершено неудачное покушение на одного представителя БЮТ.

Оппозиция называет происходящее "криминальным террором", милиция - бизнес-разборками. Как бы там ни было, статистика свидетельствует: с возвращением к власти "сине-белых" в Украине участились покушения и убийства политиков. Сегодня никто не решится сказать, что это: причина и следствие или простое совпадение.

"Сине-белый" террор?

8 июня в Нежине из охотничьего ружья был смертельно ранен депутат городского совета, член фракции БЮТ, глава бюджетной комиссии горсовета Григорий Потыльчак. Депутат также числился директором "Коммунального рынка" Нежина.

10 июня в Ялте четырьмя выстрелами из пистолета был убит депутат Запорожского городского совета от БЮТ Виктор Савкин. По сообщениям крымской милиции, 32-летний ранее судимый за вымогательство и мошенничество Савкин являлся учредителем ряда крупных фирм, связанных с зерновым рынком.

29 октября в Донецке выстрелом в голову был убит помощник народного депутата от БЮТ Владимира Скубенко и кандидат от БЮТ в Донецкий облсовет Геннадий Быстряков. Убитый являлся основателем ОАО "Дебальцевский завод металлургического машиностроения".

30 октября во Львове было совершено покушение на депутата Львовского городского совета от БЮТ Романа Федишина, машина которого взлетела на воздух. Сам Федишин получил легкие ранения, но от взрыва погибла 14-летняя школьница, проходившая мимо автомобиля. Депутат является директором рынка сельскохозяйственной продукции "Шувар".

Блок Юлии Тимошенко в своих заявлениях называет эти убийства и покушение заказными и к тому же политическими, обвиняя в них дорвавшиеся до власти "криминально-политические кланы". "Речь идет о том, что с приходом новой власти возобновились, к сожалению, убийства с политическим контекстом... И это говорит о том, что снова мы возвращаемся к тому, что трупы предпринимателей, политиков, юристов, судей мы буднем находить на терриконах", - сказала вчера лидер блока Юлия Тимошенко. Еще раньше пресс-служба БЮТ делала и более резкие заявления, подчеркивая, что "вместе с возвращением к власти старых кланов, которые жаждут политического реванша, снова начал поднимать свою голову бандитизм". А после убийства Быстрякова и вовсе назвала происходящее продолжением "криминального террора" против оппозиции. Любому очевидно, кого имели ввиду "бютовцы", говоря о "старых кланах" и "бандитах".

Милиция, однако, не склонна связывать убийства с политической деятельностью жертв. Наличие прямых связей каждой из жертв с предпринимательской деятельностью позволило министру внутренних дел Юрию Луценко заявить буквально следующее: "Мы не разделяем тезис про политическое преследование. Идет передел бизнеса". По-видимому, в словах главного мента страны есть рациональное зерно, поскольку впоследствии в сообщениях БЮТ сменились акценты - с политического на предпринимательский. Пресс-служба блока заявила, что происходит "постепенное возвращение к кровавому, бесцеремонному и тяжелому переделу собственности, что стало возможным с реваншем теневых структур в украинской политике". Вроде бы и "структуры в украинской политике упомянуты", но ударение все же сделано на "переделе собственности".

В отечественной политике уже стало традицией связывать любое посягательство на человека, так или иначе связанного с той или иной политической силой с его политическими взглядами и деятельностью; оппозиция, к тому же, не упускает ни одного шанса обвинить власть в политических репрессиях. Поэтому, как бы это цинично ни звучало, есть что-то в словах Юрия Луценко о том, что "если бы партии брали к себе в список чистых политиков, а не бизнесменов, то у них не возникало бы таких проблем". Правда, прав Луценко лишь частично, ведь "такие проблемы" возникают не столько у партий, сколько у всего общества, в котором так часто и так безнаказанно убивают людей - от журналистов и рядовых милиционеров до народных депутатов и совсем не рядовых милиционеров. И многочисленные убийства оппозиционных политиков, даже если совершены они были по экономическим мотивам, это совсем не повод в такой форме спекулировать на теме бизнеса во власти. Тем более, что ни партия, с которой господин Луценко ассоциировался раньше, ни партия, с которой имя Юрия Витальевича связывают сегодня, не могут похвастаться подобной "чистотой рядов".

От Чорновола до Ющенко

В 2006-м году убивали не только представителей оппозиции. Так, в июне в Киеве был застрелен активист всеукраинского движения "За Украину, Беларусь и Россию" (ЗУБР) Юрий Хадарцев. Эту политическую силу, которая принимала активное участие в антиамериканских и антинатовских акциях в Феодосии, весьма сложно заподозрить в оппозиционности уже тогда пребывавшей у власти "антикризисной коалиции". Помнится, тогда Евгений Кушнарев делал не менее громкие заявления по этому поводу, нежели сейчас можно услышать со стороны БЮТ. Ранее, 28 апреля погиб депутат Запорожского городского совета от Партии регионов и генеральный директор ООО "Компания "Александр" Владимир Разгуляев.

Понятно, что в условиях, когда политика и бизнес безнадежно срослись в единое целое, вести учет "политических" убийств не представляется возможным. Тем не менее, милиционеры говорят о том, что в этом году преступлений с "политическим оттенком" стало намного больше, нежели в прошлом; самый их пик пришелся на период с апреля по июль 2006 года. Напомним, что в конце марта в Украине состоялись парламентские выборы, на которых наибольшее количество голосов избирателей получила Партия регионов. Совпадение?

Какие политические убийства вы помните в 2005-ом? Кроме расстрела бывшего губернатора Львовской области и главу Львовского облсовета Степана Сенчука ничто в голову не приходит. Да и на тот момент он уже от большой политики отошел, зато активно занимался бизнесом. Можно, конечно, еще назвать Юрия Кравченко: многие люди до сих пор сомневаются в том, что экс-министр внутренних дел выпустил себе в голову две пули самостоятельно. Наверняка были и другие смерти, в которых можно было бы найти политическую подоплеку. Были задержания, аресты, вызовы на допрос - все то, что оппозиция образца 2005 года называла "политическими репрессиями". Но такого массового устранения представителей оппозиции, тем более какой-то одной политической силы, не было.

Количество убийств и покушений на политиков, имевших место в Украине в последние полгода, наталкивают на неприятные мысли об их взаимосвязи с результатами парламентских выборов-2006. Тем более, что некоторых победителей избирательной гонки лично министр внутренних дел небезосновательно, по его словам, подозревал в связях с криминалитетом. Тогда, если нам не изменяет память, Юрий Луценко больше обращал внимание на наличие в списках партий не бизнесменов, а отъявленных бандитов, конкретные фамилии которых он сам не раз озвучивал. Помнится, Юрий Витальевич громко заявлял, что "бандиты не пройдут". Но они прошли. И прочно обосновались во всех ветвях власти, пользуясь своим положением для устранения конкурентов по бизнесу.

Традиции политического убийства в Украине имеют многолетнюю историю; список жертв и пострадавших от них очень длинный - от Вячеслава Чорновола и Александра Емеца до Георгия Гонгадзе и Виктора Ющенко. Вряд ли мы сегодня имеем основания добавить к нему четырех представителей БЮТ - скорее всего, как и полагает милиция, в основе преступлений против них лежат бизнес-конфликты. Но настораживает тенденция, которая наметилась в Украине после парламентских выборов-2006 и прихода к власти "сине-белой" команды. Сегодня никто не решится сказать, что это - причина и следствие или простое совпадение, но любой подтвердит, что в цивилизованном обществе с нормальной властью такого не случилось бы.
"Подробности"
Додати коментар

Якщо ви хочете залишити коментар, прохання авторизуватися або зареєструватися.

Останні новини: