7 листопада 2006   15:59   1953

Энергетическая диверсификация: для страны или для отдельных компаний?

Украина свою газовую проблему на ближайшее будущее, можно сказать, уже решила. Переговоры по поставкам «голубого топлива» проведены, цена в 130 долларов утверждена.

Тем не менее, вопрос диверсификации по-прежнему актуален для Киева. Ведь кто может гарантировать, что в следующем году Украина не столкнется с такой же ситуацией, как ее партнер по ГУАМ Грузия?

В последний раз, вспоминается, проблема диверсификации предстала перед Украиной в начале этого года, когда Россия внезапно прекратила поставки газа в нашу страну. Однако все предполагаемые схемы диверсификации так и остались темой для обсуждения на разного рода «круглых столах» и конференциях. Не более. Видимо, осознав это, некоторые украинские компании занялись диверсификацией самостоятельно.

ИСД ищет альтернативу

Когда Национальная Комиссия по регулированию электроэнергетики выдала компании Рината Ахметова «Метинвестхолдинг» разрешение на прямые поставки газа из России (о котором уже детально писал - это произвело настоящий фурор в экспертных кругах. Однако с приходом правительства Януковича Ринат Леонидович, по всей видимости, «остыл» и отложил выданное его компании разрешение в «долгий ящик». Позже оказалось, что у компании Сергея Таруты и Виталия Гайдука Индустриального Союза Донбасса (ИСД) такое разрешение есть уже давно. Но только вчера стало известно, что ИСД ведет переговоры с «Узбекнефтегаз» о приобретении 3 миллиардов кубометров узбекского газа. Этот факт подтвердил сотрудник компании «ИСД» Юрий Лобко. Как и компания «Стирол», ИСД, возможно, будет получать газ по бартерной системе. Как известно, компания Сергея Таруты принимает активное участие в строительстве магистральных газопроводов в Узбекистане.

Казалось бы, что может быть лучше существования подобных схем поставок газа, где основными игроками являются «предприятие – страна-поставщик», а не «страна-потребитель – страна поставщик». Это ведь тоже есть своего рода диверсификация. Однако при этом теряются равные условия игры для всех предприятий страны. Поскольку каждый договаривается так, как умеет: одни бартером, другие приближенностью к правительству, третьи - и тем и другим.

Такую роскошь, к примеру, компании Ахметова сейчас позволить себе не могут, так как это, в какой-то степени, будет означать предательство интересов нынешнего правительства в отношении интересов России. Другое дело, что ИСД подали хороший пример тем предприятиям, которые сейчас перестали получать газ от «УкрГаз-Энерго». Напомним, что на днях около десяти предприятий пожаловались на то, что эта компания временно прекратила поставки «голубого топлива», предназначенные для производства.

Можно предположить, что украинский монополист просто решил придержать обещанные объемы до будущего года, чтобы продать их не за 95 долларов, а уже по новой цене - за 130. По большому счету, украинское правительство должно было предвидеть этот конфуз, установив отдельную цену на уже доставленный из России газ, находящийся в украинских подземных хранилищах.

Еще одной проблемой остается то, каким образом будет доставляться в Украину узбекский газ. Наверняка затруднительно будет договориться о прокачке газа через трубопроводы, единолично контролируемые «Газпромом». К тому же, неизвестно, какой будет цена на узбекский газ, а также тарифы на его прокачку через Россию. Вполне вероятно, что для ИСД нет прямой выгоды в этой операции. Однако, возможно, они преследуют другие цели – что-то вроде демонстрации протеста против нынешней политики Путина в политике поставок газа?

Диверсификация возможна?

В любом случае, Украине в целях собственной безопасности следует глубоко задуматься о диверсификации импорта газа, несмотря даже «на самую низкую цену в СНГ». И это задача не только энергетических экспертов и профильных министерств, а и возглавляемого Виталием Гайдуком СНБОУ.

Вместе с тем, если не все страны Евросоюза до сих пор не придумали, как они могут снизить свою зависимость от России, сможет ли Украина изобрести свой «велосипед»? Ведь ей придется найти, по крайней мере, еще двух поставщиков. Потому что, по мнению экспертов, для того, чтобы не зависеть ни от кого, нужно чтоб на одну страну-импортера приходилось лишь 1/3 всего объема поставок. Так считает руководитель Днепропетровского филиала национального института стратегических исследований Анатолий Шевцов, который как раз и занимается вопросом диверсификации на экспертном уровне. В разговоре с он отметил, что осуществление любого проекта по диверсификации займет, по меньшей мере, три года. Грузии, по его словам, легче – у нее объемы меньше и альтернативные поставщики, такие как Иран и Туркменистан, находятся ближе. «Других вариантов у нас нет: над диверсификацией и энергосбережением нужно работать годами, - отмечает эксперт. – А собственная добыча газа – фактически на пределе».

Часто упоминаемый во времена премьерства Юлии Тимошенко Иран Шевцов считает очень далекой перспективой для Украины. «Тут надо работать, это вопрос не одного дня», - отмечает он. И то, такую диверсификацию следует проводить в тандеме с Европой, одной Украине это не по зубам.

Как-никак, иранские запасы сегодня составляют 23 трлн. кубометров. Как прогнозирует эксперт, экспорт Ирана к 2010 году может достигнуть 65-100 миллиарда кубометров. И это в то время, когда у России собственная добыча газа активно падает. Итак, иранский газ в Украину может приходить по следующим маршрутам:

Иран – Азербайджан – Грузия – Черное море - Украина

или

Иран – Армения – Грузия – Черное море – Украина

или

Иран – Турция – Черное море – Украина

или

Иран – Турция – Болгария – Румыния – Украина

Украине и тем европейским странам, которые захотят поучаствовать в стройке одного из этих трубопроводов, придется задействовать огромные средства. Ведь прокладка трубопровода по дну моря и прокачка через него газа обойдется в два-три раза дороже, чем наземным способом: по словам Шевцова, приблизительно в 10 миллиардов долларов. А транспортные затраты для Украины могут составить 47 долларов за тысячу кубометров прокачки газа. А для Европы цена поднимется еще приблизительно на 15 долларов. Итого: мы будем платить Ирану за свою и европейскую энергетическую независимость слишком дорогую цену.

Однако тут следует обратить особое внимание на два фактора: взаимоотношения между Ираном и с вышеперечисленными странами-транзитерами, а также имидж Ирана как страны, разрабатывающей сомнительную ядерную программу.

Другая схема – прямые поставки через Туркменистан. Реализация этого проекта была бы реальной, если бы не одно но: Россия, по информации тамошних информагентств, предусмотрительно выкупила у туркменов весь добываемый газ на 25 лет вперед и, фактически, это и есть тот среднеазиатский газ, который мы сегодня получаем от «РосУкрЭнерго».

Алжирский, катарский или ливийский сжиженный газ – Украине получить реально. Однако это не радикальная диверсификация. Для доставки такого газа в Украину танкерами-метановозами нам придется построить специальный терминал и регазификационный завод, газохранилище, а также трубопровод к общему газопроводу в Одессе или Очакове.

К тому же, пока Украина начнет и закончит строительство новых трубопроводов, которые по вышеуказанным схемам принесут ей треть потребляемого импортного газа, Россия вряд ли будет сидеть, сложа руки. И почти наверняка устроит нам грузинский сценарий, повысив цену на газ до невменяемой для стран СНГ планки.

Ольга Василевская
"Главред"
Додати коментар

Якщо ви хочете залишити коментар, прохання авторизуватися або зареєструватися.

Останні новини: