14 листопада 2006   14:15   2129

Вони повертаються

Вони повертаються
"Вони повертаються…".

Эту фразу, которая однажды слетела с уст одного из политиков, узревшего в возвращении во власть столпов прежнего режима процессы посеръезнее, чем просто ситуативное создание "антикризисной" коалиции, которой якобы уготована недолгая судьба из-за внутренних противоречий, вполне можно назвать не только крылатой, но и пророческой.

Дело не только в нынешнем явлении стране пост-майдановских эмигрантов типа беглых губернаторов Засухи или Щербаня, а еще и в том, что в политическом воздухе весьма явственно витает ощущение того, что совсем не за горами то время, когда нас порадуют своими одиозными физиономиями те же бывшие мэр Одессы Боделан, глава небезызвестной "ДУСи" Бакай или министр внутренних дел Белоконь. Причем возвращение их скорее всего будет не покаянным, а победоносным, вот как донецко-сумского Владимира Петровича, который, едва ступив с самолетного трапа на родную землю, тут же изобразил себя жертвой недемократических страстей Майдана, объяснив свое бегство в Америку тем, что в противном случае его бы в порыве революционного мщения "повісили на Хрещатику". "Я думаю, - отметил Щербань, - що щодо мене особливо, та й до багатьох інших губернаторів, підходили з натяжкою політично, що це була розправа політична".

Оставим в стороне вопрос о том, справедливы ли обвинения в отношении Щербаня, за которые его беркутовцы доставили из бориспольского аэропорта сразу в Генпрокуратуру, хотя, например, Президент Ющенко, нервно отреагировавший на возвращение беглого губернатора, объявил это "видворенням людини, яка на Батьківщині підозрюється у кількох дуже серйозних злочинах". Хотя тут же налетевшая из Америки целая делегация то ли адвокатов, то ли юридических консультантов криком закричала о том, что их страна Щербаня со своих просторов не выпроваживала. Опроверг факт своего выдворения и сам экс-губернатор, утверждающий, что вернулся на родину он исключительно из-за того, что без неньки-Украины просто не представляет свое существование.
Оставим также на совести Владимира Петровича его заявление о том, что он "ніколи у своєму житті не робив злочинів ні проти держави, ні проти народу, ні проти когось з окремих людей". Отметим только, что, по словам Щербаня, его процессуальный статус – "підозрюваного у здійсненні злочинів на Україні по багатьом статтям", ради чего он, собственно, и возжелал "відповісти на всі питання і дати всі пояснення".

Конечно же, на все эти моменты исчерпывающие разъяснения могли бы дать наши правоохранительные ведомства и суд - если бы они захотели быть объективными. Но в нынешней политической ситуации, наверное, это еще проблематичнее, чем, скажем, даже год назад. Несмотря на уверенность Президента Ющенко в том, что "перед правосуддям рівні всі. Сьогодні слідство має кваліфіковано довести обґрунтованість звинувачень. У цьому зацікавлені всі: і сам Щербань, і правоохоронці, і суспільство, і уряд, і парламент, і президент".

Рискнем предположить, что суда вообще не будет. А если и будет, то насчет его итога, как говорится, бабка надвое гадала, - это если по-старинному. Если же по-нынешнему – то бабки могут и сработать, если понадобится. Ведь перед правосудием у нас равны только те, у кого в кармане не очень. А за два года президентства Виктора Ющенко в системе отечественной Фемиды мало что изменилось. Судьи, поприжавшие хвост на какое-то время после Майдана, снова способны под интерес вынести любое решение. Даже о том, что Сумская область является американским штатом.
Но, скорее всего, до суда дело не дойдет. Прокуратура его просто закроет. В чем сам Владимир Щербань даже не сомневается. "Обвинувачення не було, і його навіть не буде, я так думаю. Тому що там нічого обвинувачувати", - заявил он. Эту же сенсацию – о том, что украинская сторона не предоставляла Штатам каких-либо документов о криминальных деяниях сумского губернатора, огласили на своей пресс-конференции и американские адвокаты. Некий Хореа Мокану с бесцеремонностью стопроцентного янки просто таки отхлестал самых высоких украинских посадовцев: "Если господин Щербань виноват в преступлениях, о которых трубят господин Луценко и господин Ющенко, то они подвели украинский народ, поскольку у них было целых два года на то, чтобы предоставить американцам доказательства".

Да что там Президент и министр - досталось даже Интерполу. Якобы так называемая "красная карточка", которая рассылается этой международной полицейской организацией для поимки преступников, в отношении Щербаня была попросту сфальсифицирована. А суд, оказывается, вообще не выдавал ордер на арест Щербаня. Это вызвало настолько бурную реакцию со стороны начальника украинского бюро Интерпола Кирилла Кулакова, что тот пригрозил подать в суд на распоясавшихся заокеанских правоведов. Министр же Луценко немедленно опроверг американскую напраслину, заодно проинформировав, какой конкретно суд выписывал ордер.

Вот только Генпрокуратура словно воды в рот набрала. Не возмутилась, не опровергла. И за ведомственную честь, похоже, постоять даже не собирается. Более того, предпринимает недюжинные усилия, чтобы обеспечить Владимиру Щербаню максимум свободы. Что взволновало даже Президента, учуявшего в ее маневрах что-то не совсем чистое. В связи с чем Виктор Ющенко поспешил вызвать, так сказать, на ковер главу прокурорского цеха Александра Медведько, обязав того взять под личный контроль резонансные дела в стране. Подразумевая под этим, наверное, прежде всего дело Щербаня.

То, что Виктор Андреевич неравнодушен к Владимиру Петровичу, - не секрет. Возможно, срабатывает нечто сумское, как-никак для Президента его малая Родина и ее административная судьба – не пустой звук. Потому, наверное, Ющенко не задержался с реакцией на появление в стране бывшего сумского губернатора. Он тут же предостерег, чтобы вокруг этого дела не возникало политических спекуляций. "Ті, хто називає у діях правоохоронців стосовно Щербаня інші мотиви, окрім вимог закону, свідомо вводять суспільство в оману", – заявил Президент. Больше того, Ющенко счел нужным предупредить не в меру ретивых парламентариев, квалифицировав взятие на поруки Щербаня "красномовним, але вельми сумнівним жестом". Выразив надежду на то, что те "добре усвідомлюють всі можливі правові та репутаційні наслідки такого кроку".

А ведь прокуроры во взаимодействии с нардепами регионаловской фракции действительно не в меру резво принялись создавать Владимиру Петровичу режим наибольшего благоприятствования. Щербань еще только вылетал из Штатов, как старший прокурор Генпрокуратуры Брезицкий отменил постановление прокуратуры Сумской области от 4 мая 2005 года о привлечении его в качестве обвиняемого по ряду статей. Таким образом, бывший губернатор ступил на родную землю уже только подозреваемым. Да и то лишь за препятствование выборам, вымогательство, неуплату налогов да злоупотребление служебным положением. То есть, за то, что у нас практически еще ни одного крупного чиновника не наказали, поскольку не разу не доказали. А если в течение десяти дней Владимиру Петровичу не будет выдвинуто новое обвинение, он автоматически перестанет быть даже подозреваемым.

«Я выдержал паузу. За это время все показали свои настоящие лица. Следователи Генпрокуратуры и МВД не сидели сложа руки – разбирались с моим делом. Я-то знаю, что невиновен, и правосудие это тоже докажет», - сказал Щербань. А один из его поручителей, бывший "главный аккордеонист" Леонида Кучмы, а ныне регионаловский нардеп Ян Табачник счел нужным не без вызова заявить: "Мы все есть "одиозными" личностями. Я сам знаю, что такое необоснованные обвинения. За последний год, кого в чем ни обвиняли, ничего не подтвердилось!".

Словом, все указывает на то, что прилет Владимира Щербаня подготовлен весьма капитально и всесторонне. Понятно также, что дело намеренно политизируется. "Нині спостерігається напруга у стосунках між Президентом і прем'єром. Водночас, Щербань - знакова фігура у регіоналів, які його повернули задля посилення своїх позицій. Регіонали шкірять зуби і вважають, що їм все дозволено", - считает, например, большой дока в подобных вопросах нардеп Владимир Стретович. Но, думается, цель здесь пошире. Набирает силу политический реванш. Поэтому максимально задействуется пресса, депутаты, политологи. Даже вот американский юридический десант высадили. А понадобится – и римского папу на подмогу покличут.

Щербань действительно для вернувшихся во власть регионалов является весьма позитивным пиар-фактором. Ведь развалившееся против него обвинение станет для "оранжевых" гигантским гвоздем в гроб Майдана. После этого как бы автоматически снимется вопрос о политических бандитах, которым тюрьмы, о фальсификациях выборов и тайном компьютерном сервере, о сепаратизме. А это станет особенно важным в аспекте очередных выборов.

Словом, Владимир Щербань, вне зависимости от того, совершал ли он инкриминируемые ему преступления, обречен стать невиновным. Ставка на это у регионалов больше, чем выгодное для них (в смысле камуфляжа) присутствие во главе МВД Юрия Луценко, для которого отправить экс-губернатора в тюрьму - дело чести не только министра, но и репутации полевого командира Майдана. Не случайно накануне возвращения Щербаня в парламенте был разыгран спектакль с постановкой вопроса о соответствии Юрия Луценко занимаемой должности. Так сказать, состоялась как бы репетиция по приручению строптивого с запрещением комментировать на публике ход резонансных дел. Что стало основанием одному из лидеров БЮТа, Александру Турчинову, заявить следующее: "Те, що Янукович захищає Луценка і не відправив його у відставку разом з іншими міністрами, те, що його захищають Олександр Мороз і його фракція, свідчить про те, що цей міністр присягнув їм на вірність і діє під їх контролем".

Посмотрим, как будет развиваться ситуация, но связь здесь со внезапным появлением в стране Владимира Щербаня более чем очевидна. Сумской экс-губернатор вряд ли бы рискнул без гарантий попасть под пресс Луценко. Стало быть, дальнейшая карьера главы МВД полностью зависит от того, как разрешится проблема сумского экс-губернатора. В пятницу на радио "Эра" руководитель фракции социалистов Василий Цушко еще раз дал понять бывшему своему соратнику по партии, что смена милицейского министра не исключена, если он будет плохо себя вести.

Добрались и до СБУ. "Існує якийсь спільний задум, спільна мета. Власне, певні сили намагаються розхитати ситуацію для того, щоб дестабілізувати діяльність правоохоронних органів", - сказав председатель этого ведомства Игорь Дрижчаний. По его мнению, это делается для того, чтобы использовать ситуацию для решения "своїх політичних питань".

А вот с прокуратурой гораздо проще. Это ведомство вполне может претендовать на роль троянского коня регионалов в послереволюционной ситуации. Здесь весьма значимую лепту внес скрытый регионал Пискун в роли Генпрокурора, успешно похоронив абсолютно доказательное дело о ПИСУАРе (всего лишь требовалась лингвистическая экспертиза о наличии призывов к сепаратистскому развалу государства в речах на североднецком шабаше, которую можно было сделать минут за двадцать ввиду предельной ясности предмета исследования).

Не менее рьяно продолжает гнуть эту же линию и нынешний глава прокуратуры, выдвиженец донецких Александр Медведько, правильно расставляя преданные регионалам кадры по всей прокурорской вертикали. Под его руководством эта правоохранительная структура превратилась в своего рода в политическое подразделение по охране одиозных фигур кучмовского режима. Впрочем, когда партия, то бишь коалиция, скомандует перейти в контрнаступление, с этим дело также вряд ли задержится. Вот как нынче, когда явно по команде свыше Генпрокуратура начала "копать" под министра обороны Гриценко, который с его пронатовской позицией для антикризисников - словно кость в горле. Вследствие чего обычно предельно сдержанный в своих высказываниях оборонный министр потребовал отставки Генпрокурора, заметив, что "до тих пір, доки Генпрокуратуру очолює Медведько, ніякої боротьби з корупцією у нас не буде".

Словом, "вони повертаються", пядь за пядью отвоевывая позиции, расчетливо продумывая каждый свой шаг. Вот и дело Владимира Щербаня явно спланировано как грандиозная пиар-акция по отмыву репутации регионалов. Недаром тот соизмерил собственную значимость в этом процессе почти как определяющую. «Я очень горд тем, что сегодня мой политической вес в Украине равен политическому весу всей оранжевой команды вместе взятой! Не занимая должностей, но, имея массу обвинений, я, тем не менее, являюсь фигурой-раздражителем на самом высоком уровне», - без тени смущения заявил он. А вот американские юристы на своей пресс-конференции, безаппеляционно заявив, что у них "нет сомнений в том, что между господином Щербанем и командой Луценко-Ющенко существуют политические трения", вообще дорассуждались до того, что усмотрели в нашей стране "оранжевую" диктатуру.

"Подумайте сами, почему взялись за Колесникова, Кушнарева, Ризака, Ефремова, Тихонова, Щербаня? – энергично принялся развивать тему политических репрессий в своих интервью прессе сам Владимир Петрович. - Неугодные мы были, имели влияние в обществе! Им элементарно от конкурентов нужно было избавиться! Не зря ведь Луценко заявлял: уехали они за границу и хорошо, поделом им. Зачем же так прокалываться?"

Получается, не сами они, эти одиозные личности, драпали из страны, а их, оказывается, отправляли как бы в политическую ссылку. "И я видел, как не хотели моего возвращения в Украину! – эмоционально доказывал Владимир Петрович. - Помню, как давал интервью то ли Луценко, то ли Москаль. И сказал фразу: "Наша победа уже заключается в том, что те, кто выехал из Украины, уже не вернутся сюда, и это уже есть наша политическая победа".

По Щербаню, так и "оранжевая" революция была направлена вовсе не против всей этой компании, а исключительно против… Впрочем, лучше Владимира Петровича все равно не скажешь: " Сейчас осуждают Януковича за то, что он оправдывает события двухлетней давности. Но ведь революция не против Кучмы была, чтоб вы понимали, не против власти, а против плохой жизни!" Вот так-то! Плохую жизнь обеспечивал, наверное, тот Карлсон, который живет на крыше в Евросоюзе и НАТО.

Но особенно любопытно было услышать в рассуждениях Владимира Петровича о том, что мешало ему приехать домой раньше. Как, например, и Бакаю с Боделаном, которых он считает абсолютно невиновными. Тем более, что господин Щербань знал, "что то, что происходило в 2005 году, должно было закончится очень быстро", поскольку он, по его словам, "не новичок в политике, умею анализировать, просчитывать наперед". Откуда ж тогда у него вывод о том, что "сделать это в прошлом году мне, поверьте, не удалось бы". Здесь налицо явная недооценка меморандума, подписанного Ющенко с регионалами. Наверное, сказалась-таки заграничная оторванность.

А вот в Украине все давным-давно поняли, что этот меморандум и положил начало тому процессу, благодаря которому ни одно резонансное дело о политическом бандитизме не раскрыто. А универсал только закрепил уверенность в том, что поезд в этом направлении ушел в историческую даль навсегда. Поэтому, комментируя возвращение Владимира Щербаня, мэр Сум Геннадий Минаев с грустью и заметил: "Повернення, звичайно ж, не випадкове. І все пов'язано з тим, що нинішній Президент, наскільки мені тепер стає зрозумілим, здав позиції у напрямку помаранчевого руху".

А сумчане, услышав от Владимира Петровича, что он гипотетически не прочь вернуться к ним на губернаторскую должность (а чем наш суд не шутит?), срочно созвали сессии гор- и облсовета, призвав киевские власти в экстренном порядке рассмотреть эту угрозу на заседании Совета безопасности, а также создать парламентскую следственную комиссию, поскольку-де все это может привести к "непередбачуваним наслідкам". На всякий же случай в Сумах в субботу еще и проведут своего рода протестный "майдан". Местное же студенчество объявило сбор средств на обратный билет Владимиру Петровичу в США.

Битая же перебитая наша оппозиция узрела во всем этом огромную опасность для демократических преобразований". "Це свідчення того, що в нашій країні немає ні закону, ні людей, які його захищають, - сказал Александр Турчинов. - Я констатую, що сьогодні криміналітет знову відчуває себе хазяїном у країні". По его словам, сегодня все силовые структуры полностью работают под контролем правительства Януковича.

Замечают это и за границей. Вот как оценивает ситуацию в Украине в газете Kyiv Post старший сотрудник Института исследования конфликтов, идеологии и политики Бостонского университета Теми Линч. "Помітні ознаки того, що одна партія – проурядова Партія регіонів – починає успішно консолідувати однопартійний контроль над значними областями країни. Нестача політичної протидії може негативно відбитися на нещодавно отриманих свободах… Важливі елементи прозахідної позиції Президента Віктора Ющенка опинилися у загоні, нинішній уряд намагається посилити контроль над приватним бізнесом і засобами масової інформації в регіонах,.. важливі угоди (такі, як останній договір з Росією про поставки природного газу) приймаються непрозоро й лише спантеличують".

Вот и держащие нос по коммерческому ветру заробитчане от пиар-шоу "Человек года" правильно учуяли политическую розу ветров. Не случайно, в претендентах на титул "региональный лидер года" значится председатель Донецкого облсовета, регионал Анатолий Близнюк, предбывающий на этом посту без году неделя, как и его коллега по партии, председатель Харьковского облсовета Василий Салыгин. А в номинации "городской голова года" – такие не менее одиозные личности, как Михаил Добкин из того же Харькова или мэр Ялты Сергей Брайко, против которого в прошлом году Генпрокуратура возбуждала дело в связи со злоупотреблением служебным положением. Не забыт и Леонид Данилович, точнее – его семейка. Зять Кучмы Виктор Пинчук порадует страну в роли номинанта на высокое звание "меценат года"…

Они действительно возвращаются. Как выразился в первый день своего появления в стране Владимир Петрович Щербань, "Я думаю, что я не исчезну. Потому что все мои коллеги, мои друзья находятся в политике. Поэтому я думаю, что они найдут и для меня место". Больше того, его друзья теперь фактически заправляют в стране. Так что исход дела предрешен.
Анатолий Наумов, Алексей Мацука, "Новости.dn.ua"
Додати коментар

Якщо ви хочете залишити коментар, прохання авторизуватися або зареєструватися.

Останні новини: