22 листопада 2006   18:15   6272

Спецпроект «Криминальные регионы»: Львов. Время киллеров

Неужели некогда относительно спокойный Львов превращается в очередную «горячую точку» на криминальной карте Украины?

После недавних событий такой вопрос напрашивается сам собой.

Только за последний месяц здесь произошло два преступления, которые привлекли к этому региону особое внимание – покушение на директора здешнего оптового рынка «Шувар» Романа Федишина (которое, как заявил на днях начальник Львовской милиции Виталий Максимов, уже раскрыто) и убийство гендиректора фирмы «Галимпекс – Стеклозеркальный завод» Богдана Дацко.

Охота на бизнесменов

Для начала напомним хронику местных криминальных событий. Итак, за последний год во Львове произошло четыре резонансных преступления.

29 ноября 2005 года в 9.00 был убит экс-губернатор Львовщины, председатель наблюдательного совета корпорации «ЭкоЛан» Степан Сенчук. Бывшего губернатора расстреляли из автомата, когда он остановил машину у АЗС на окраине Львова – при выезде из города в направлении Брюховичей и попытался заправиться. Киллер, который подъехал на автозаправочную станцию вслед за своей жертвой, разрядил в него всю обойму и бросил автомат на месте преступления. Все тут же решили, что жертва направлялась на какую-то тайную деловую встречу (такие встречи львовские бизнесмены привыкли улаживать за чашкой кофе как раз-таки в брюховичских барах и ресторанах). С кем была эта встреча – до сих пор невыяснено.

Степан Сенчук был членом Аграрной партии. И вообще был связан с аграрным сектором - основал крестьянский банк «Днистер», стал владельцем и совладельцем нескольких сахарных заводов. А в 2001 году он основал корпорацию «ЭкоЛан», которая вскоре монополизировала на Львовщине почти все производство и продажу молочных продуктов, хлебопекарных изделий, выращивание и продажу рыбы. Кстати, после убийства Сенчука выяснилось, что со счетов концерна, наблюдательный совет которого он возглавлял, таинственно исчезло $3 млн.

Считается, что бывшего губернатора убили из-за «бизнес-разборок», в пресс-службе Львовской милиции сообщили, что уже есть какие-то «конкретные люди, по которым ведется работа». Дело было передано в Генеральную прокуратуру, сейчас оно, по некоторым данным, возвращено на доследование в областную прокуратуру, хотя, по слухам, нити этого убийства тянутся в Киев.

20 декабря 2005 года неизвестные подожгли автомобиль начальника управления транспорта и связи Львовского горсовета Ярослава Вовчака. Чиновник как обычно рано утром выезжал на служебном автомобиле «Волга» со двора своего дома по улице Ивана Франко, что в центре города. В машине находились двое: чиновник и водитель. Последний остановил авто, потому что дорогу преградил какой-то человек. В то же время машину облили горючей смесью и бросили внутрь зажженную зажигалку. Автомобиль мгновенно вспыхнул. Через неделю от полученных ожогов Вовчак скончался в больнице.

Смерть Вовчака в первую очередь связывали с местом его работы. Тем более, что во Львове «транспортное» направление считалось одним из самых коррумпированных, а именно Вовчак занимался выдачей лицензий перевозчикам и распределял «маршруты». В свое время правоохранители утверждали, что преступления уже «на грани раскрытия». Начальник управления МВД во Львовской области Виталий Максимов в свое время например, заявил журналистам, что в смерти Вовчака был заинтересован один известный львовский предприниматель, который в прошлом году взял огромный кредит для покупки автобусов для пассажирских перевозок по Львову. А Вовчак сделал все, чтобы этот человек не получил лицензию на право обслуживать выгодные маршруты в городе. За это с ним, мол, и поквитались. Убийство до сих пор остается нераскрытым.

Одним из самых обсуждаемых преступлений уже этой осени стало покушение на жизнь директора самого крупного в Украине оптового ринка «Шувар» заместителя фракции БЮТ в Львовском горсовете Романа Федишина. 26 октября 2006 года в полдевятого утра в Львовском микрорайоне Сыхив взорвался джип «Митцубиси-аутлендер», который принадлежал Федишину. Бизнесмена спас лишь счастливый случай – оказывается, он и его водитель заподозрили неладное с самого утра – из-за странных проблем с сигнализацией. Потом заметили под днищем машины какие-то подозрительные проводочки, решили на них взглянуть – и в этот момент прозвучал взрыв. Депутат получил лишь легкое ранение ноги. Нечаянной жертвой преступников стала 14-летняя девочка, которая в этот момент случайно проходила мимо. Блок Юлии Тимошенко, как водится, намекнул на возможность политической расправы. Кстати, такое заявление БЮТу в последнее время приходилось делать ну очень часто – вспомните только убийства двух тимошенковских «бойцов» - этим летом под пулями киллеров погибли Виктор Савкин и Григорий Потильчак, а осенью в Донецке был убит член этой же партии Геннадий Быстряков.

Взрыв во Львове взбудоражил всю страну – несколько дней шокирующее покушение не сходило с газетных страниц. А потом все стихло. И все уже привычно причислили преступление к разряду милицейских «висяков». Но буквально на днях начальник управления МВД Украины во Львовской области Виталий Максимов собрал пресс-конференцию и поделился обнадеживающими новостями – Львовские правоохранители задержали одного из исполнителей, посредника и заказчика покушения на директора рынка «Шувар» (второй исполнитель пока в розыске). Заказчик – человек, близких к руководству ТОО «Шувар» (по неофициальным данным, это криминальный авторитет, муж совладелицы рынка). Выяснилось, что за работу организаторы преступления получили 5 тысяч долларов. «Целью было не убийство депутата и бизнесмена, а запугивание его, - сообщил главный милиционер области и особо подчеркнул, что «Это преступление связано исключительно со сферой перераспределения бизнесово-экономических интересов на ТОО «Шувар» и никакого политического следа, как и в последних резонансных убийствах на Львовщине, здесь нет».

И наконец завершило вереницу резонансных Львовских преступлений убийство директора Стеклозеркального завода Богдана Дацко. Его застрелили 14 ноября у проходной завода, к которой он подъехал как обычно рано утром. Киллер, вплотную подойдя к «Мерседесу», в котором сидел Дацко, сделал несколько выстрелов в его голову.

И вновь это преступление носит ярко выраженный экономический характер. Стеклозеркальный завод, который владел Богдан Дацко, за последние годы набрал обороты и из предприятия-банкрота превратился в одного из крупнейших производителей елочных игрушек в Украине – его продукция экспортируется в Германию, Голландию, Францию, США, Грецию, Перу. Недавно фирма обзавелась еще двумя заводами в Украине и двумя в Германии. Одним словом, предприятие дает неплохую прибыль, и неудивительно, что кто-то «положил глаз» на этот «лакомый кусочек». Об этом, кстати, упоминал в свое время и сам Дацко – мол, есть люди, которым приглянулся его бизнес, и они совсем не прочь прибрать его к рукам. Правоохранители сразу же начали отрабатывать «бизнесовую» версию – перераспределение акций предприятия и «подводные камни» в финансово-экономической деятельности завода.

Правда, сейчас милиционеры по поводу возможных версий убийства хранят молчание. А МВД и Генеральная прокуратура уже направили во Львов свои группы – для помощи в расследовании резонансного преступления.

Куда ушли авторитеты?

Не так давно Блок Юлии Тимошенко доходчиво объяснил волну заказных убийств, весьма «прорядившую» ряды ее партии, «возвращением к власти в Украине старых кланов, которые стремятся к политическому реваншу». Как следствие, «вновь начал поднимать свою голову бандитизм». С 90-ми годами прошлого века нынешнюю ситуацию сравнил и Юрий Луценко. Может, все дело в этом – уцелевший от чисток криминалитет ожил и расцвел на благодатной почве политической нестабильности?

Для того, чтобы выяснить, так ли это, нужно совершить небольшой экскурс в историю Львовского преступного мира. Надо сказать, сценарий, по которому развивалась здешняя «темная сторона», до безобразия смахивает на Киевский. Точно так же благодатным временем для расцвета Львовских авторитетов стали конец 80- начало 90-х прошлого века. Точно так же город был поделен по сферам влияния и разбит на своеобразные зоны, которые курировали воры в законе, именно они контролировали большую часть теневого и даже легального бизнеса, рынков. Кстати, взрыв автомобиля Романа Федишина – далеко не первое во Львовской криминальной истории покушение на жизнь директора рынка. До этого жертвами киллеров становились руководители другого Львовского рынка – «Пивденный» - Петр Писарчук (который, к счастью, остался жив) и Владимир Семенюк. Как-то так получается, что рыночный бизнес во Львове – один из самых опасных.

Но в середине 90-х «сладкая жизнь» для так называемой «черной масти» закончилась – в это время начался отстрел львовских воров в законе. Первый в 94-м году попрощался с жизнью крупнейший львовский авторитет Орест Завинский (Завиня) – его расстреляли возле собственного дома. Львовский криминальный мир был шокирован «наглым» убийством. А тем временем началась самая настоящая охота на лидеров криминальных группировок. За десять лет было убито более двух десятков авторитетов разного калибра. Всех и не перечислить: Помидор, Химик, Штиблет, Ара, Осик, Глухой, Роман, Кирпич, Гриб, Карась. В подъезде своего дома застрелили 54-летнего Владимира Зинченко, больше известного под кличкой Сухумский, одного за другим убили нескольких членов криминальной группировки «Котов». Громким делом стало убийство влиятельного авторитета Артура Козьмина. Его расстреляли в собственной квартире вместе с пятью «братками» и 62-летней матерью. Одним из последних в «мир иной» отошел известный местный вор в законе Олег Ленив – его расстреляли в Стрые из пулемета.

«Львов раньше считался именно «воровским» городом, а не бандитским, - рассказал «Главреду» автор книги «В эпицентре гангстерских войн, или украинских мафия вблизи», заведующий отделом криминала газеты «Высокий замок» Омар Узарашвили, - то есть его контролировали воры в законе. Но всех представителей «черной масти» перестреляли одного за другим. И тех, кто жил «по понятиям», не осталось. Вряд ли они сами перестреляли друг друга, как сначала пытались это представить. Скорее всего, кто-то «расчищал» себе дорогу. Сейчас во Львове нет даже своего «смотрящего». Официально никто из криминалитета область сейчас не «держит». Контролируют ее силовики».

О том, кто же перестрелял галицких «авторитетчиков», по Львову ходило множество слухов. Причем, официальной версии, о том, что все они стали жертвами криминальных разборок в своей же среде и все это — заказные убийства, мало кто, кроме правоохранителей, верил. Профессиональность выполнения убийств, а также их нераскрываемость наталкивала многих на мысль, что тут не обошлось без участия спецслужб. По Львову даже поползли легенды о существовании тщательно законспирированной организации, состоящей из правоохранителей, которая и «убирает» местный криминалитет.

Кстати, слухи о существовании такой организации под названием «Белая стрела», бродили в то же время и по России. Основателем ее считали бывшего начальника Смоленского управления по борьбе с организованной преступностью подполковника Александра Ломтикова. В 1999 году Ломтикова и восемь его сотрудников арестовали — по подозрению в убийстве 14 членов преступных группировок и их лидера, 24-летнего Тиграна Петросяна — Олевского. Это дело было не доказано, и все подозреваемые были выпущены из изолятора ФСБ на свободу.

Сами правоохранители считают, что существование в их рядах какой-либо законспирированной организации — просто нелепый, дискредитирующий органы правопорядка миф.

«Криминальная специфика Львова объясняется его близостью к границам. Львов всегда «славился» автомобильными кражами, наркотиками, проститутками и контрабандой. Большинство этих преступлений невозможно без коррупции чиновников, тех же самых таможенников. У нас сформировалась своя автомафия, появилась даже особая профессия – посредник – человек, который за определенный процент договаривался о возврате украденных машин. И этими посредниками были обычно милиционеры. Очень часто машины крали на заказ, и доставляли заказчику с перебитыми номерами и готовыми документами. В то время происходило активное сращение правоохранителей и криминалитета».

В общем, правоохранители и бандиты делили сферы влияния, а в результате черной масти во Львове практически не осталось. Пожалуй, последний оставшийся в живых «могиканин» - некогда влиятельный авторитет Павел Гютнер, который сейчас предпочитает не светиться. Так же, как и все остальные уцелевшие представители старой воровской гвардии. Они уже поняли – быть «смотрящим» по Львову – занятие смертельное – ты тут же превращаешься в «дичь».

Выжили только те представители преступного мира, у которых существовала крыша в силовых структурах. Большинство из них уже давно легализовало свой бизнес (чаще всего деньги вкладывали почему-то в продажу цветных металлов), и ведет сейчас вполне праведный образ жизни (по крайней мере с виду).

Во Львове все спокойно?

Напрашивается резонный вопрос - так кто же тогда отстреливает местную бизнес-элиту, если криминалитета как такового во Львове не осталось? «Заказчики недавних преступлений – сто процентов – наши, львовские, а вот киллеры – скорее всего, пришлые, – уверен Омар Узарашвили, - Почерк большинства преступлений – не «воровской». Скажем, директора рынка «Южный» убили на глазах его жены, да еще и улыбнулись ей. Те, кто живет «по понятиям», такого никогда бы не допустили».

Конечно, во Львове, скорее всего, появляется своя молодая криминальная поросль. Скажем, именно с этим городом связывают имя такого известного в криминальных кругах человека, как Вова Морда – говорят, он в свое время занимался охраной штаба «помаранчевых». Да и вообще – старые криминальные традиции не исчезают в «никуда». Их поддерживают бывшие мафиозо и уголовники, отстепенившиеся и легализовавшие свой бизнес, но привыкшие разбираться с конкурентами прежними методами. От вредных привычек, как известно, тяжело избавиться.

Да, и еще один вопрос – почему практически все резонансные преступления (если не считать покушения на Федишина) так и остались нераскрытыми? Во Львове считают, что это во многом связано с текучкой кадров в милиции – чуть ли не каждый год здесь меняют начальника областной милиции, вместе с ним уходит и его команда со всеми своими наработками, агентурой и так далее. В итоге – регион остается без опытных кадров, на место которых приходит «молодняк».

На самом деле, если верить официальной статистике, Львов очень даже мирный и патриархальный город. Скажем, судя по предоставленным ГУБОПом данным, Львов не входит даже в десятку самых криминогенных городов – и по количеству ОПГ, и по числу преступлений, совершенных в составе ОПГ он явно проигрывает Донецку и Днепропетровску. Тут можно, конечно, возразить – Донецк и Днепропетровск все-таки более крупные города, чем Львов, так что удивляться тут нечего. Но и в пресс-службе Львовской милиции тоже считают, что тревогу бить рано.

Кстати. Если сравнить криминальную картину прошлого и этого года, то особой тенденции к активному росту преступности пока не наблюдается. В 2005 году на Львовщине совершено 88 убийств, за 10 месяцев 2006-го (состояние на 25 октября 2006 года) – 85. В 2005 году зарегистрировано 105 тяжких телесных повреждений (из них 26 – со смертельным исходом), в этом году – 104 (26 – с летальным исходом).В 2005 году произошло 597 преступлений в составе групп, в этом году их было – 410. Всего в прошлом году в регионе зарегистрировано – 15 688, в этом году – 13762.

Правда, статистика, как известно, не всегда показательна. Может быть, в регионах, признанных официально самыми криминогенными, «львиную долю» устрашающих цифр составляют мелкие кражи и хулиганства. А в относительно благополучной области почти все убийства – заказные и резонансные. Очевидно, именно такая ситуация сложилась во Львове.

«Львов интересен своим местоположением, он близок к западной границе, и в последнее время привлекает многих инвесторов, сюда стекаются деньги, - поделился мнением с «Главредом» начальник ЦОС ГУБОП МВД Украины Олег Копаница, - То есть этот регион стал экономическим центром Западной Украины, так же, как Донецк – центр промышленного Востока. И хотя большинство резонансных преступлений не раскрыто, скорее всего, они совершены на экономической почве, тут имеет место передел сфер бизнес-влияния и возникающие в связи с этим конфликты».

Действительно, несмотря на то, что жертвами становились высокопоставленные чиновники (бывшие и действующие) и депутаты, никаких политических мотивов в преступлениях не прослеживается. Начальник областной милиции Максимов вообще недавно заявил, что «ситуация вокруг Львова – чересчур раздута». А сторонники Юрия Луценко уверены, что шумиха вокруг роста преступности поднимается для того, чтобы нашелся лишний повод отправить в отставку министра – ведь, судя по цифрам, больше всего во Львове убивали не сейчас, а в период с середины 90-х по 2003 год.
Юлия Ким, "Главред"
Додати коментар

Якщо ви хочете залишити коментар, прохання авторизуватися або зареєструватися.