14 грудня 2006
18:09
1775
Назад в бандитизм
Громкие заказные убийства, захваты предприятий, покушения - этот год оказался настолько богатым на криминальные события, что возникало странное ощущение дежавю.
Примерно то же самое мы уже «проходили» - в начале 90-х.
Те годы до сих пор называют периодом разборок и беспредела. Неужели прежние времена возвращаются? Или, может, кто-то просто нагнетает ситуацию? Эти вопросы, наверное, задавали себе в этом году многие. «Главред» попытался ответить на них и разобраться в причинах странного всплеска «заказухи».
Хроника заказных преступлений 2006 года:
15 марта – убийство Запорожского криминального авторитета Владимира Маляра. 12 апреля - убийство Запорожского криминального авторитета Юрия Сакварелидзе по прозвищу Юра Грузин
28 апреля – убийство депутата Запорожского горсовета от Партии Регионов и генерального директора ООО «Александр» Владимира Разгуляева.
8 июня в Нежине убили депутата горсовета от партии БЮТ Григория Потыльчака
10 июня – в Ялте застрелили депутата Запорожского райсовета от Партии БЮТ Виктора Савкина.
19 июня в Энергодаре Запорожской области убили авторитета Павла Кулятова.
26 июня – были нанесены тяжкие телесные поверждения депутату Харьковского облсовета от Партии регионов Олегу Медведеву.
27 июля во дворе дома по улице Чаривной в Запорожье взорвался автомобиль «Мерседес», по слухам, принадлежащий председателю наблюдательного совета ЗАО «Агросервис 2000» и компании «Хлебодар» Юрию Чекальскому.
20 августа – обнаружен труп незадолго до этого пропавшего без вести полковника УБОП Романа Ерохина.
25 октября - убийство генерального директора ОАО «Запорожский механический завод» Алексея Шияна.
26 октрября - покушение на жизнь директора самого крупного в Украине оптового ринка «Шувар» заместителя фракции БЮТ в Львовском горсовете Романа Федишина.
29 октября в Донецке выстрелом в голову был убит основатель ОАО «Дебальцевский завод металлургического машиностроения» кандидат от БЮТ в Донецкий облсовет Геннадий Быстряков.
14 ноября - убийство директора Львовского Стеклозеркального завода Богдана Дацко.
25 ноября – убийство Запорожского бизнесмена Евгения Хижняка.
Депутаты на мушке у киллера
Несмотря на то, что, по словам экс-министра внутренних дел Юрия Луценко, количество убийств уменьшается уже второй год подряд, у рядового обывателя складывается совсем другое впечатление. То, что в течение последнего года количество резонансных преступлений, жертвами которых становились предприниматели и политики, увеличилось, заметно даже невооруженным взглядом.
Надо сказать, что по некоему любопытному совпадению вирус заказных убийств поразил Украину параллельно с началом минувших парламентских выборов. Отсчет можно ориентировочно начать 15 марта. Именно в этот день в Запорожье прозвучали первые выстрелы – убили криминального авторитета Владимира Маляра. Дальше-больше. За минувшие восемь месяцев только в Запорожской области произошло восемь резонансных преступлений. Среди них – расстрел 28 апреля депутата Запорожского городского совета от Партии Регионов и генерального директора ООО «Александр» Владимира Разгуляева, убийства местного криминального авторитета Юрия Сакварелидзе по прозвищу Юра Грузин (12 апреля) и генерального директора ОАО «Запорожский механический завод» Алексея Шияна (25 октября). И наконец две недели назад – 28 ноября - неизвестные расстреляли бизнесмена (а по совместительству представителя местного криминалитета) Евгения Хижняка. Неудивительно, что в последнее время за Запорожьем закрепилась репутация едва ли не самого криминогенного региона страны, и оно вполне может претендовать на звание украинского Чикаго.
Ненамного отстает от Запорожья и Львов – только за два последних месяца здесь произошло два заказных преступления, которые обсуждала вся страна. 26 октября 2006 года в Львове взорвался джип «Митцубиси-аутлендер», который принадлежал директору самого крупного в Украине оптового ринка «Шувар» заместителю фракции БЮТ в Львовском горсовете Роману Федишину. Бизнесмена спас счастливый случай – он получил лишь легкое ранение ноги. А 14 ноября неизвестные застрелили директора Стеклозеркального завода Богдана Дацко.
Среди громких преступлений этого года можно назвать убийства трех БЮТоцев - депутата Запорожского райсовета Виктора Савкина, депутата Нежинского горсовета директора «Коммунального рынка» Григория Потыльчака и основателя ОАО «Дебальцевский завод металлургического машиностроения» кандидата от БЮТ в Донецкий облсовет Геннадия Быстрякова. Практически во всех случаях уголовные дела возбуждались по одной и той же статье УК- 115 (ч.2) - умышленное убийство, совершенное по заказу. И практически все эти преступления остаются и по сей день нераскрытыми. Милиции удалось найти виновников только двух резонансных убийств – в прошлом месяце Львовские правоохранители задержали одного из исполнителей, посредника и заказчика покушения на директора рынка «Шувар» Романа Федишина, а их крымские коллеги выяснили, кто убил Виктора Савкина. Неизвестны пока и виновники смерти убитого в августе этого года полковника УБОП Романа Ерохина.
На фоне всего этого наблюдается и другой любопытный процесс – в Украину постепенно подтягиваются унесенные ветром революции «узники совести» – те самые «бандиты», которым в свое время были обещаны «тюрьмы». Вернулся Владимир Щербань, и, судя по всему, тюрьма ему вряд ли светит. Вернулся (правда, вскоре опять исчез) Анатолий Засуха. Приехал в гости Максим Курочкин – правда, ему повезло меньше, чем Щербаню – Луценко-таки исполнил свое обещание, и посадил (пока на два месяца) российского бизнесмена. Уголовные дела против других политических «бандитов» - Кушнарева, Колесникова – давно уже закрыты. Все это свидетельствует лишь об одном: милиция давно уже не контролирует ситуацию. И второе – МВД и прокуратура играют в разных командах.
Слабая власть – сильная преступность
Как вы уже, наверное, заметили, чаще всего жертвами киллеров становились члены БЮТ – Юлия Тимошенко за последний год потеряла трех своих бойцов - Потильчака, Савкина и Быстрякова, а четвертый (Федишин) «отделался легким испугом». Это дало повод Юлии Владимировне заговорить о возможной «политической расправе» над оппозицией. Правда, когда стало совершенно очевидным, что в смерти депутатов виновата отнюдь не их активная общественная деятельность, а их бизнес дела, БЮТ выступил с новым заявлением – теперь уже по поводу возвращения к власти в Украине старых кланов, «которые стремятся к политическому реваншу». Как следствие - «вновь начал поднимать свою голову бандитизм».
Таким образом, Тимошенко косвенным образом, но все-таки возложила ответственность за смерть своих депутатов на новую власть. Говорить об охоте на оппозицию, было уже просто смешно - по ходу дела выяснилось, что у кое-кого из убитых политиков было бурное и отнюдь не политическое прошлое. Скажем, Виктора Савкина в свое время судили за вымогательство и мошенничество, и, по некоторым данным, он имел связи с местными криминальными кругами.
Конечно же, претензии по поводу не слишком «чистых» партийных списков можно предъявлять не только БЮТу, а практически каждой политической силе – в задних партийных рядах обязательно маячат некие темные личности. Чего только стоит скандал, связанный с двумя депутатами Крымского Верховного Совета – Мельником и Ароновым, которые в милицейских разработках числились как члены ОПГ «Башмаки» и «Сейлем» - двух группировок, наводивших в 90-е ужас на Крым.
Практически по всей Украине шли одни и те же процессы – благодаря стараниям правоохранителей почти все прежние авторитеты ушли в мир иной, а те, кто остался, поспешили отойти от дел и вложить деньги в легальный бизнес. По данным ГУБОП, самый привлекательный для бывшего криминалитета сектор бизнеса – развлекательный – ночные клубы, казино, дискотеки и…рынки.
Вряд ли для кого-то является секретом, что за многими бизнесменами, подавшимися в политику, тянется длинный криминальный хвост из прошлого. И хотя они давно уже остепенились и легализовали свой бизнес, но прежние опасные связи и привычка решать проблемы и разбираться с конкурентами старыми методами, сохранились. Результаты такого «решения проблем» мы можем наблюдать в милицейских сводках. Как тут не согласиться с Юрием Луценко, который говорил о новом переделе бизнеса.
Другое дело – почему этот передел, да еще такой активный, начался именно в этом году? На наш взгляд, для превращения Украины в арену криминальных разборок есть несколько причин:
1.Как мы уже говорили, волна заказных убийств захлестнула Украину после последних парламентских выборов. И в этом нет ничего удивительного: несколько месяцев страна находилась в подвешенном состоянии – по сути, без легитимного правительства, с несформированной коалицией. А давно замечено, что рост преступности всегда обратно пропорционален политической и экономической стабильности в стране: чем она выше – тем меньше преступлений. Тут можно смело проводить параллели со всеми послевоенными периодами практически во всех странах мира. Кроме того, политический кризис всегда влияет и на психологическое состояние людей – в общественных настроениях начинает преобладать раздраженность и нервозность, что в свою очередь отражается на криминогенной обстановке.
И, несмотря на то, что правительство было сформировано, а парламент наконец-то приступил к выполнению своих обязанностей, долгожданной стабильности так и не наступило. Противостояние между Президентом с одной стороны и премьером и парламентской коалицией – с другой, болезненный процесс смены министров – все этот никак не способствует утверждению «мира и покоя» в стране. Этой шаткой ситуацией и воспользовался криминалитет. В периоды безвластия или недовластия ему всегда проще решать свои проблемы.
2. Вторая причина по большому счету вытекает из первой. Цепочка простоя – слабая власть – слабые правоохранительные структуры. Увы, пока что все наши силовики демонстрировали неспособность контролировать ситуацию. Практически ни одно из заявленных громких дел Юрия Луценко так и не дошло до суда. Скажем, во время отчета в Парламенте Юрию Витальевичу задали вопрос о том, кто же все-таки перевозил в Украину яд для Ющенко и кто из БЮТовских депутатов имел отношение к убийству Ерохина (в свое время Луценко утверждал, что и имена отравителей он вот-вот назовет, и депутата, причастного к убийству Ерохина, знает). Но дать внятного ответа на этот вопрос бывший министр так и не смог.
Выяснилось, что даже такой резвый и «по-терминаторски» настроенный непрофессионал в плане борьбы с преступностью – ничуть не лучше, чем прожженный в этих делах профессионал. Между прочим, новый министр внутренних дел тоже не имеет никакого отношения к милиции. Правда, есть основания полагать, что Цушко в МВД достанется роль эдакого себе свадебного генерала. А «главную скрипку» в МВД будут играть его замы. Например, недавно назначенный начальник УБОП Игорь Белозуб, который, по слухам, контролируется все теми же «донецкими».
Кстати, за последнее время в милиции произошла сильная ротация кадров, и это тоже не лучшим образом сказалось на ее работе. Скажем, автор книги «В эпицентре гангстерских войн, или украинская мафия вблизи», львовский журналист Омар Узарашвили в разговоре с «Главредом» заметил, что это одна из главных причин низкой раскрываемости преступлений: «У нас чуть ли не каждый год здесь (во Львове – «Главред») меняют начальника областной милиции, вместе с ним уходит и его команда со всеми своими наработками, агентурой и так далее. В итоге – регион остается без опытных кадров, на место которых приходит «молодняк», который еще не умеет толком работать».
Другая правоохранительная структура – Генеральная прокуратура, возбуждая уголовные дела, давно уже учитывает «политическую целесообразность», что не позволяет ей эффективно работать. А негласная вражда между ГПУ и МВД опять же играет исключительно на руку преступникам.
3. Третья причина, которая называлась уже неоднократно - коррумпированность правоохранительных структур. Я даже не имею ввиду коррупцию в нижнем и среднем звене, речь о высших эшелонах. За многими силовыми руководителями маячат тени серых кардиналов с большими кошельками. Проще говоря – они контролируются определенными бизнесовыми или политическими структурами. Неудивительно, что расследование большинства знаковых дел, в которых фигурируют известные отечественные персоны, на долгие годы зависает в «безвоздушном пространстве».
Слишком многое нужно сделать, чтобы ситуация изменилась, а нам не приходилось жаловаться на тех, кто должен беречь наш покой - реформировать правоохранительные структуры, усилить все это хорошей законодательной базой и стабилизировать политическую ситуацию в стране. А пока что назад в бандитизм?
Представитель Президента в Крыму Геннадий Москаль:
У нас есть вожди, у которых без бандитов все депутаты разбегутся. Вот они их и взяли для того, чтобы держать в узде всех остальных. Они посчитали, что кроме политического руководства должен быть еще и человек, который мог бы сказать: «Цыц! Иначе будем с тобой говорить не на политическом языке, а по понятиям!» Я думаю, некоторым политическим силам кажется, что утрата этих людей будет утратой их собственных позиций. Там нужен человек, который с депутатами говорил бы «по понятиям». В Крыму вообще странная ситуация. У нас тут как-то привыкли, что наш местный парламент с момента его основания – постоянно с бандитами…
Губернатор Запорожской области Евгений Червоненко:
Я не исключаю того, что в Украине происходит повторный передел собственности, и именно с этим связана волна заказных убийств... Признаки этого есть, но утверждать этого не могу, это не моя прерогатива. Я очень боюсь, что в нынешней ситуации правоохранительные органы будут малоэффективны. При том, что Запорожье всегда считался милицейским городом, во многом на нашу ситуацию повлияла общая ситуация в стране, отчасти и политика. То, что сегодня многие назначения идут по «политической целесообразности», то, что правоохранительные органы оглядываются на политиков – все это развязывает руки криминалитету. К тому же при нашем уровне зарплат у сотрудников правоохранительных органов есть большой соблазн формироваться в своеобразное общество с ограниченной ответственностью. Поэтому все надо решать комплексно – и в первую очередь, начинать с глубокой реформы правоохранительных органов.
"Главред"
Якщо ви хочете залишити коментар, прохання авторизуватися або зареєструватися.