18 грудня 2006   16:38   1690

Кризис антикризисной

Тройственный союз Партии регионов, социалистов и коммунистов, результатом которого стало создание антикризисной коалиции, никогда не казался особенно перспективным.

Цели его создания имели исключительно инструментальный характер. Лидеру социалистов хотелось заполучить кресло спикера Верховной Рады. Партия регионов желала видеть своего лидера во главе правительства. А коммунисты… Их мотивы участия в коалиции (кроме сугубо финансовых) определить до конца не удается даже сегодня, спустя несколько месяцев после ее образования.

Отсутствие идеологических предпосылок и электоральной отдачи от вхождения КПУ во власть (тем более в такой компании) давно давало повод рассматривать именно ее в качестве слабого звена «антикризисной тройки». Развод коммунистов с партнерами по коалиции еще летом многие называли лишь делом времени. Первые же признаки этого наблюдатели заметили в конце ноября, когда коммунисты впервые заявили о том, что они неуютно чувствуют себя в коалиции. Такие чувства вызвало у них принятие парламентом Закона о голодоморе. Депутаты - члены КПУ Александр Голуб и Леонид Грач тогда пригрозили вынести вопрос о целесообразности дальнейшего пребывания своей партии в коалиции на заседание пленума ЦК Компартии 9 декабря. Предприняв такой демарш, КПУ поставила бы крест на существовании антикризисной коалиции – без коммунистов в распоряжении правительства оказывается ненамного, но меньше, чем необходимые 226 голосов народных депутатов.

Что заставило коммунистов пойти на столь откровенные угрозы? Во-первых, конечно же, разговоры о возможном проведении весной этого года досрочных парламентских выборов. В ситуации, когда весомая часть избирателей коммунистов не поддерживает союз КПУ с представителями крупного капитала, самостоятельный выход партии на выборы может обернуться для нее политической смертью. Второй такой причиной может быть нарастание противоречий между отдельными группами влияния внутри самой Компартии. Ситуация, когда квота КПУ в Кабинете министров заполняется людьми, не имеющими никакого отношения к партии, а стратегические решения принимаются довольно ограниченным кругом людей, не по душе многим партийцам. Угроза демарша в таком случае – это кроме всего и знак того, что доступ к выработке политики партии желают получить новые лица, со своими интересами, и прежде всего кадровыми.

Так или иначе, почувствовав слабину в и без того далеких от монолитности рядах коалициантов, оппозиция принялась расшатывать их, выбрав объектом своих усилий недавних союзников из Социалистической партии. 29 ноября «нашеукраинец» Юрий Артеменко заявил, что в случае воссоздания коалиции в формате «Наша Украина» – БЮТ – СПУ лидер социалистов гарантированно сохранит свой пост председателя Верховной Рады. В прошедшие выходные такие же гарантии от имени БЮТ Морозу выдал в эфире одного из телеканалов и член этой фракции Александр Ковтуненко.

Социалистам есть, о чем задуматься. С одной стороны их собственное положение не позволяет смотреть на досрочные парламентские выборы с оптимизмом, с другой – возможность сохранить за собой властные высоты, которые они успели занять в Президиуме Верховной Рады и в Кабмине, вполне могут привести их к банальному в своей простоте выводу. Не важно с кем делить власть, важно – принимать участие в этом дележе.

Поэтому сами никаких шагов к развалу антикризисной коалиции социалисты предпринимать не станут – имидж «дважды предателей» им совершенно ни к чему. Но вот если о своем переходе в оппозицию объявят коммунисты, то сомнения членов Соцпартии насчет создания хлипкого, но большинства с «Нашей Украиной» и БЮТ вряд ли будут долгими. Тем более, что устраивающий все три стороны договор о создании коалиции уже вроде как отработан и согласован еще несколько месяцев назад.

А вот кто однозначно проиграл бы в случае распада антикризисной коалиции – так это Партия регионов, точнее, та ее часть, которая ориентируется на Виктора Януковича. Второе крупное поражение (после президентских выборов 2004 года) могло бы катализировать процессы внутрипартийной дискуссии, о самом существовании которых сейчас «регионалы» предпочитают вслух не говорить. И, вполне возможно, прагматичная часть Партии регионов во главе с Ринатом Ахметовым по-новому восприняла бы слова Евгения Кушнарева о том, что «бизнес по природе своей не может быть в оппозиции к власти». Да и новоявленной коалиции подспорье в виде нескольких десятков депутатов ратующих исключительно за стабильность своего бизнеса, не помешало бы. Кстати, вы заметили, что в гневных филиппиках нынешних оппозиционеров в адрес «преступного режима» фамилия Ахметова практически не употребляется?

А дополнительным фактором, который определил бы поведение Партии регионов в этих обстоятельствах, стал бы уход из правительства таких знаковых фигур как Виктор Янукович, Николай Азаров и Андрей Клюев. Учитывая, что путь в парламент для них закрыт – от своих мандатов они отказались еще в первые дни работы нынешнего Кабмина – им уготована неблагодарная судьба лидеров внепарламентской оппозиции. А если вспомнить, какой долей внимания отечественных СМИ пользуются политики, не имеющие отношения к парламенту, правительству или Президенту, – вполне можно спрогнозировать сильное уменьшение их влияния на общественную и политическую жизнь страны.

Поэтому в условиях, когда даже всеми правдами-неправдами собрать в антикризисной коалиции чисто арифметическое некоммунистическое большинство никак не удается, вопрос присутствия КПУ в ее составе для Януковича является жизненно важным.

А тем временем 9 декабря на закрытом заседании пленума ЦК Компартии был принят «политический ультиматум», в котором коммунисты высказали ряд кадровых претензий по отношению к должностям во власти как на центральном, так и на региональном уровне, а также заявили о необходимости более четкой координации действий между членами антикризисной коалиции. Если требования этого ультиматума не будут удовлетворены, коммунисты грозятся повторно рассмотреть вопрос о целесообразности дальнейшего сотрудничества с Партией регионов и СПУ в формате коалиции уже в феврале. Примечательным является и то, что с должности второго человека в партии был смещен один из ее старожилов – нынешний вице-спикер парламента Адам Мартынюк, а на его место пришел представитель «коммунистической молодежи» – Игорь Алексеев.

Вот и получается, что обладатели контрольного пакета акций антикризисной коалиции – «регионалы» – пребывают в незавидном положении: одни их партнеры увеличивают свои аппетиты и не гарантируют, что отплатят за их удовлетворение лояльностью к своему же, по идее, правительству, а другим судьба коалиции, в которую они входят, по большому счету безразлична.

Что «регионалы» предпринимают в этой ситуации? Одной рукой задабривают нынешних союзников должностями и обещаниями учитывать их пожелания в дальнейшем, а другой – манят к себе в компанию отдельных депутатов из числа нынешней оппозиции. Правда, говорят, резервы депутатов - потенциальных перебежчиков уже на исходе. Должности во власти тоже заканчиваются. И, похоже, поиск выхода из этого кризиса для антикризисной коалиции станет заданием значительно важнее, чем «преодоление негативных последствий деятельности двух «оранжевых» правительств».
Иван Грач, "Главред"
Додати коментар

Якщо ви хочете залишити коментар, прохання авторизуватися або зареєструватися.

Останні новини: