29 грудня 2006   15:24   2155

Украинский политический «Оскар»

Конец года – самое время подводить итоги. Пока американская киноакадемия только приступила к просмотру фильмов, номинирующихся на «Оскар», «Главред» предлагает вашему вниманию собственную версию украинского политического «Оскара», благо резонансных событий было в избытке.

Лучший фильм – парламентские выборы. По всем признакам – главный триллер года, с саспенсом и достаточно неожиданной развязкой. Нельзя не сказать, что в Верховной Раде сохранились преимущественно уже обкатанные политические бренды, а притока свежей политической крови практически не произошло. Плюс ограниченное количество парламентских фракций и императивный депутатский мандат не позволяют оценить нынешний депутатский корпус как прогрессивный. Ему не нужны великие потрясения, достаточно 5 лет в депутатском кресле просидеть, периодически «решая вопросы», если фракционные боссы позволят высунуться.

Лучший актер – Виктор Янукович. Поднаторевший в амплуа «плохого парня», Виктор Федорович начал играть роль крепкого государственника. Для полного вхождения в нее он не только улучшает качество своего разговорного украинского, но и шалит внешнеполитическими заявлениями. Плюс теплая зима и относительная экономическая стабильность позволяют Януковичу чувствовать себя довольно уверенно. Конечно, не герой-любовник, но для выходца из рабочего Донбасса карьерный рост выглядит впечатляющим.

Лучший актер второго плана – Виктор Ющенко. Сам факт появления главы государства в этой номинации показателен. Президент продолжает играть в политике вторым номером, пытаясь при этом найти оправдание своей слабости во вступивших в силу конституционных изменениях. Нам представляется, что дело в другом, от того все больше зрителей-сограждан оценивают действия Виктора Андреевича в качестве главы государства знаменитым «Не верю!» Станиславского. Впрочем, время для оттачивания мастерства управления государством еще остается, и помочь президенту могут скорее не учебники актерского мастерства и ораторского искусства, и даже не «Кобзарь», а труды Николо Макиавелли.

Лучшая актриса – Юлия Тимошенко. Юлию Тимошенко многие обожают, многие ненавидят, но не замечать Юлию Владимировну невозможно. Она остается примой украинской политики, и фактически стала первой леди оппозиции, не сумев пробиться сквозь стену «нашеукраинского» непонимания и президентской апатии к заветному премьерскому портфелю. На смену драматическим вопросам, которые раньше любила задавать леди Ю, приходят хорошо подготовленные шпильки, которые Тимошенко щедрой рукой втыкает в незащищенные части тела конкурирующих с ней политических персонажей.

Лучшая актриса второго плана – Раиса Богатырева. Ее называют «человеческим лицом» Партии регионов, и Раиса Васильевна пытается добиваться своего. Она выиграла борьбу за пост лидера «региональной» фракции и стала координатором антикризисной коалиции. Богатырева позволяет себе высказывать достаточно резкие суждения, что не мешает ей регулярно призывать к достижению компромиссов с президентским окружением. Наверное, главная парламентская «регионалка» еще не сыграла главную в своей жизни роль.

Лучшая работа художника – образ оппозиции в исполнении «Нашей Украины». «Страдания молодого Вертера» отдыхают по сравнению с желанием «нашеукраинцев» остаться у власти. Правда, итоги парламентских выборов масштабных надежд в этом направлении не давали, но партия президента продолжала разрываться между умными и красивыми. Стоит ли удивляться, что оппозиционность «нашеукраинцев» вызывает сомнение не только у оппонентов и избирателей, но и у них самих. И замена лидеров партии и фракции в данном случае выглядит попыткой перестановки мебели производственного назначения в известном заведении. Разруха-то, как писал классик, в головах…

Лучшая операторская работа – разборки между депутатом Калашниковым и СТБ. Политикам всегда хотелось влиять на СМИ, и энергичный «регионал» решил начать, так сказать, с низов. Однофамилец известного оружейника не только словом, но и тумаками высказал свое отношение к редакционной политике телеканала и понятию «независимость СМИ». Показательно, что коллеги Калашникова ограничились тем, что его пожурили, создав тем самым опасный прецедент – мало ли кому и что не понравится в статьях и сюжетах.

Лучший дизайн костюмов – униформа фракции БЮТ в день открытия работы Верховной Рады пятого созыва. Разношерстность фракции БЮТ предполагает активное использование внутрикорпоративного пиара. Поэтому-то на открытие парламентской сессии все бютовцы, за исключением самой Юлии Владимировны и пары молодых депутатов, пришли в белых свитерках с алыми сердцами, за что и получили малоприятное прозвище «Белое братство». Возможно, поэтому полтора десятка депутатов из БЮТ своими действиями регулярно доказывают, что не такие уж они и «сердечные», голосу синхронно с антикризисной коалицией.

Лучшая режиссерская работа - избрание Леонида Черновецкого мэром. «Столичный Савонарола» стал таковым, прошмыгнув в электоральную щель, созданную противостоянием Александра Омельченко и Виталия Кличко. Оказалось, что в столице достаточно социально незащищенных граждан, которых политические консультанты хозяина «Правэкса» сумели мобилизовать и «выстрелить» их голосами 26 марта. Получилось технологически точно, но новый столичный голова оказался настолько неадекватным масштабам Киева, что как бы его команде пиарщиков и имиджмейкеров не пришлось мобилизовать тех немногих, кто еще верит его обещаниям.

Лучший документальный фильм – заседания Киевсовета. Вся страна осенью 2006-го наблюдала, как формировалось большинство в столичном представительном органе, да и зачем оно формировалось – тоже. Как ни печально, но в столице и власть, и оппозицию волнует только земля и возможность обогатиться, идеология и прочие политические изыски – даже не вторичны. Сложно сказать, дадут ли что-нибудь возможный референдум о недоверии Черновецкому и досрочные выборы Киевсовета – колыбель «оранжевой» революции в полной мере познала, что такое безответственная власть и продажная оппозиция.

Лучший монтаж – избрание Виктора Балоги лидером НСНУ. Сентиментальные чувства президента к НСНУ и его неограниченное доверие своим кумовьям нашли друг друга во внедрении Виктора Балоги на пост руководителя совета НСНУ. Ющенко «сделал монтаж» лично: персонально присутствовал на заседании, безусловно, повлияв на решение «нашеукраинцев». Интересно, насколько эффективной будет работа политика эсдековской школы в «партии Майдана»?

Лучший фильм на иностранном языке – Welcome to WTO. Уже много лет Украина стремится стать членом ВТО, на этом сделали себе карьеры несколько политиков, а Виктор Ющенко потратил два президентских года на агитацию парламента за голосование за законопроекты, позволяющие вступить во всемирный торговый клуб. Но даже оптимисты считают, что Украина станет членом ВТО только в первой половине 2007 года. Немного долго для реализации одной из целей главы государства, не находите? Наверное, трудности перевода.

Лучший грим – Универсал национального единства. Этот документ должен был, по задумке его авторов, чудесным образом прикрыть все провалы в системе государственного управления, порожденные политической реформой. Премьерство Януковича и относительное сохранение политического лица президентом Ющенко – максимум, который удалось выжать из напыщенного документа. Впрочем, судя по тому, как активно апеллируют к УНЕ политики из разных лагерей, он им еще понадобится. Например, если кто-нибудь совсем уж грубо нарушит состояние вооруженного нейтралитета между главой государства и антикризисной коалицией.

Лучшая музыка к фильму – «Я помню все твои трещинки» Земфиры – процедура консолидации фракции Партии регионов. Самая крупная фракция в европейских парламентах, как гордо называют себя «регионалы», придумала нелинейный способ, чтобы перезнакомиться и сплотить ряды. Летом 2006-го пользуясь тем, что составляют порядка 40 % депутатского корпуса, «регионалы» заблокировали работу парламента, пытаясь ускорить формирование коалиции. Депутаты устроили дежурства, много времени проводили в сессионном зале. Было трогательно наблюдать, как миллионеры и просто влиятельные люди несли свою вахту наравне с ничем не примечательными коллегами по фракции. Один из вождей Партии регионов Евгений Кушнарев тогда заметил, что соратники начали узнавать друг друга со спины. От себя заметим – и изучили лица, чтобы не двинуть своего в ожесточенных потасовках в сессионном зале.

Лучшая песня – романс «Мне нравится, что вы больны не мной». Эту песню, как нам представляется, Юлия Тимошенко может при каждой встрече напевать Виктору Ющенко. Прошли времена, когда Юлия Владимировна была готова стирать белье в избирательном штабе Виктора Андреевича, теперь она настойчиво, без особой оглядки на вчерашнего политического партнера, стремится стать лидером в стране. Неважно, как будет называться должность – премьер или президент – леди Ю готова биться за нее, не щадя других и четко отмечая, что именно хочется получить ей.

Лучший короткометражный фильм – голосование за признание голодомора геноцидом. Для каждого политика бывает момент истины. Признание голодомора геноцидом украинского народа стал именно таким для БЮТ и «Нашей Украины» и присоединившихся к ним социалистов. Активное участие спикера в проталкивании постановления даже породило надежду на восстановление «оранжевой» коалиции, но вся прелесть подобных моментов заключается в их скоротечности. Ну не бывают души прекрасные порывы прагматично растянутыми в пространстве и времени.

Лучший звук – запись разговора об особенностях избрания Александра Мороза спикером. Последователи майора Мельниченко в Украине не переводятся. На этот раз в этой роли выступил народный депутат от БЮТ Олег Ляшко, тряхнувший прошлым опытом оппозиционного журналиста. Он обвинил Андрея Клюева в подкупе социалистов в ходе формирования антикризисной коалиции. Правда, предоставить внятных доказательств своих слов, кроме кассеты с пожеванной пленкой, парламентарий-бютовец не смог. И это-то при нынешнем развитии электронной техники…

Лучшие визуальные эффекты – недопуск Бориса Тарасюка на заседание правительства. Не берусь судить, насколько справедливым было решение об увольнении Бориса Тарасюка с поста министра иностранных дел, это решать Конституционному Суду. Но живой «региональный» барьер у двери зала заседаний правительства, не допустивший главу внешнеполитического ведомства к коллегам-министрам, вряд ли добавил международного авторитета Украине. Как, впрочем, и попытки Николая Катеринчука силой затолкнуть Тарасюка в заветное помещение.

Лучший оригинальный сценарий – формирование антикризисной коалиции. Говорят, что братья Гонкуры писали вдвоем, а когда один бегал пристраивать рукопись, другой сторожил, чтобы ее не украли конкуренты. Наверное, и в украинской политике главное – не дать конкурирующим лицам похитить идею. В этом плане создание коалиции Партии регионов, КПУ и СПУ оказалось на высоте, «регионалы» даже пошли на жертву авторитетом Азарова, сыгравшего роль «технического кандидата» при выборе спикера. Эффект того стоил – президент Ющенко так и не отвлекся от празднования Иванового дня, а у Юлии Тимошенко не хватило слов, дабы прокомментировать предательство Сан Саныча.
"Главред"
Додати коментар

Якщо ви хочете залишити коментар, прохання авторизуватися або зареєструватися.

Останні новини: