5 січня 2007   11:42   1726

Работая на благо "Автогаза", лицеисты прогуливали занятия. Пока не нарвались на депутата...

"Помогите! Нашим детям не дают учиться!" – с таким воззванием к правоохранительным органам руководство Краматорского торгово-кулинарного профессионального лицея (бывшего ПТУ N 42) обращалось еще в сентябре. Повод: спор с предприятием "Автогаз" на тему: "Можно ли отрывать детей от учебного процесса, предоставляя им работу?". Прошло три месяца, но последнюю точку в этом споре так никто и не поставил.

Машину "Автогаза" встречали на "ура!"

"У нас обучаются 690 детей. Осваивают профессии поваров, продавцов, плиточников, сантехников и пр., 150 из них – сироты. И именно эта категория заинтересовала "Автогаз" в качестве дешевой рабочей силы", – рассказывает заместитель директора лицея по воспитательной работе Наталья Белоброва.

По ее словам, впервые "Автогаз" обратился к услугам учащихся почти год назад, в январе. Ребята согласились, так как, в основном, все "интернатовские" и к работе привычные: на рынке грузчиками подрабатывают, огороды людям вскапывают и т. д.

Из всех сирот 111 – на полном гособеспечении, у 35-ти есть опекуны. Стипендия, включая "сиротскую" помощь из облуправления, составляет 180 гривен. "Конечно, этого мало, но, куда тратить большее?" – недоумевают взрослые. За жильё платить не надо – койка в общежитии есть; плюс 3-разовое питание и кое-какое обмундирование. Ну, да, одеться хотят получше, видят же, в чем сверстники ходят. Но на одежду тратятся единицы. В основном, покупают мобилки, плееры, другие модные прибамбасы, а еще – сигареты и в ряде случаев выпивку.

Но и это не главное. Государство дает этой категории детей возможность получить профессию. А "Автогаз", как считают в руководстве лицея, им это сделать не даёт. Соблазн заработать деньги сейчас, а не потом, привел к тому, что некоторые дети и вовсе перестали посещать занятия. У многих прогулы именно по этой неуважительной причине выросли до 60-90 часов!

"Мы пытались объяснить работникам "Автогаза", что учеба должна быть у этих детей на первом месте, ведь в жизни без профессии они вообще никому не будут нужны, но те нас просто игнорировали! – в сердцах восклицает завуч. – Сначала они срывали с уроков всех подряд, даже несовершеннолетних. Потом, правда, "поумнели" и стали брать более старших. Доходило до того, что "Газель" "Автогаза" самым наглым образом въезжала прямо во двор лицея и дети чуть ли не в окна выпрыгивали, чтобы занять в ней места. Мастера и дежурные пытались задержать их, но они вырывались".

Опустив руки от бессилия, педагоги вынуждены были молча наблюдать за происходящим. В дело вмешалась милиция, но "Автогаз" и это не напугало. Всякий раз, возвращаясь вечером в училище, пацаны с гордостью сообщали мастерам, что за раздачу визиток "Автогаза" на перекрестках Мариуполя, Макеевки, Харькова и Донецка они получают от "дяди Коли" кока-колу, пирожки с хот-догами и по 20 гривен на брата. Мол, какая может быть учёба!"

"Мы в ужас приходили: как же можно без нашего разрешения увозить детей в другие города, ставить на оживленные перекрестки, чтобы они бегали между машинами? Ведь у многих из них серьезные умственные отклонения, не заметить которые по их внешности просто невозможно. И этих детей выставляют как "лицо фирмы"? Кроме того, из-за замедленной реакции они могут получить травму. И кто потом за это ответит?" – сокрушается Наталья Белоброва. И тут же вспоминает, как дети признавались педагогам, мол, "дядя Коля" говорил, что у него "такие тяги есть, что им нечего бояться".

"Я не обижал сирот. Я им помогал"

Руководитель "Автогаза" Николай Шинкаренко не стал отрицать, что какое-то время действительно использовал детский труд. Но не ему первому пришла в голову такая идея. "Год назад одному моему знакомому потребовалось разгрузить больше тысячи газовых баллонов, – рассказывает он. – На его просьбу директор 42-го училища дал группу ребят и мастеров. Когда пацаны разгружали баллоны, я предложил им подработать и в "Автогазе", но они сами сказали, что не хотят делиться с мастерами. Я пожалел их, и мы стали работать "в обход мастеров".

С того времени "Газель" с надписью "Автогаз" стала подъезжать за ребятами прямо к учебному корпусу. Едва увидев знакомую машину, те буквально срывались с мест. "Вслед за мальчишками на улицу выбегали мастера и кричали, что мы нарушаем учебный процесс. Странно, ведь когда они сами от нас деньги получали, то никакой процесс не нарушался!" – заметил руководитель "Автогаза".

Умственной отсталости, говорит он, на их лицах не видел: "Для меня они были нормальные, обычные пацаны. Учиться, может, и не хотели, но зарабатывать хотели честным трудом". Вполне возможно, что "пэтэушники" и до сих пор болтались бы по дорогам страны, призывая водителей переоборудовать машины под газ в Краматорске. Но в дело вмешался депутат.

По словам Николая Шинкаренко, в основном, народ реагировал на работу подростков нормально. Но в один из дней, будучи в Донецке, один из рекламщиков бросил визитку в машину, где сидел киевский депутат высокого ранга. Слуга народа возмутился, паренёк тоже оказался не из молчунов. После взаимного обмена "любезностями" депутат вызвал милицию, и всю группу юных "автогазовцев" забрали в отделение. "Когда мне об этом сообщили, я сделал всё, чтобы их практически сразу отпустили", – сказал Шинкаренко.

Он утверждает, что никогда детей не эксплуатировал, а, наоборот, о них заботился: платил по 20 гривен за поездку, кормил, поил и даже в море купал, если в Мариуполе работали. Для безопасности на "рабочем месте" он даже одел детей в желтые с отражающим эффектом спецжилеты и бейсболки, которые привез из Италии.

После случая с депутатом было еще несколько поездок, но потом он прекратил эту практику: "Мы нашли других ребят, которые работают у нас с разрешения родителей. А пацаны-сироты из училища до сих пор по утрам ко мне домой прибегают и просят: "Дядя Коля, дай работу!". Я бы дал, но уж слишком много от этого головной боли".

Казнить нельзя помиловать

Письма, которые руководство лицея N 42 писало в милицию и прокуратуру, в том числе и областную, стали поводом к расследованию обстоятельств происшедшего. Сотрудники отделения криминальной милиции по делам несовершеннолетних Краматорского ГОВД собрали по этому факту все документы и направили в городскую прокуратуру.

Помощник прокурора Максим Куцен, говоря на тему детского труда в Украине, заметил, что не достигшие совершеннолетия дети могут начинать работать с 16 лет, а с разрешения родственников или опекунов – с 15-ти. Другое дело, можно ли заманивать их работой во время учебного процесса. Увы, но прокуратура Краматорска не спешит давать правовую оценку действиям должностных лиц "Автогаза", и положенное процессуальное решение по этому поводу так до сих пор и не принято.
Елена Савченко, "Восточный проект"
Додати коментар

Якщо ви хочете залишити коментар, прохання авторизуватися або зареєструватися.

Останні новини: