26 січня 2007   18:29   1782

«Хромая утка» или «гадкий утенок»?

Борьба за территорию власти между Президентом и Кабмином продолжается.

Отдаст Президент то, что принадлежит ему по Конституции или будет бороться “до последней капли крови”?

Итак, Закон“О Кабинете Министров Украины”, преодолевший президентское вето и подписанный Главой ВР Морозом, сегодня все-таки не был обнародован в печатных СМИ ВР и Кабмина – “Голосі України” и “Урядовому кур’єрі”. Не исключено, конечно, что он будет напечатан завтра, о чем Сан Саныч уже намекнул, но...

Бои за подпись

Буквально накануне вечером, на радио “Свобода”, Сан Саныч заявил следующее:

“Думаю, его опубликуют не позднее, чем завтра. Потому что речь идет вот о чем. Мне подписывать уже ничего не нужно. Я подписал закон 27 декабря. И когда мы получили совершенно бессмысленное решение суда, то у меня возникает вопрос, читают ли некоторые судьи Конституцию как закон прямого действия? Там нет необходимости еще что-то подписывать. Закон уже подписан, просто он не обнародуется с моей подписью”.

Правда при этом Мороз оговорил условия обнародования – “если не удастся договориться с Президентом”. Звучит, как элегантный шантаж, причем не только Президента, не правда ли?

Похоже, Мороз решил попробовать сыграть свою игру и в который раз подчеркнуть собственную роль в войне обоих воюющих Викторов.

Ведь днем ранее премьер после встречи с Президентом и спикером Виктор Янукович сообщил, что “мы найдем в этом процессе (ситуации, сложившейся вокруг закона о Кабмине –ред.) ответы на вопросы, вызвавшие споры”.

Янукович, вырвавшись с заседания Мирового экономического форума в Давосе, заявил, что закон принят, поэтому все поправки, которых требует Президент, можно внести только как изменения в действующий закон.

“Моменты закона, которые не совсем корреспондируются с Конституцией, Верховная Рада может рассмотреть уже в начале следующей сессии”, - должно быть успокоил Президента Виктор Янукович.

Как видим, Мороз не пошел на амбразуру и правдами-неправдами избежал подписания ветированного документа, оставив себе поле для маневра.

В то же время Секретариат Президента продолжил “грозить шведу” с твердынь Банковой: замглавы Секретариата Арсений Яценюк заявил, что если Закон о Кабмине будет обнародован, Президент обратится в Конституционный Суд. Яценюк потребовал принятия 8 из 42 предложений Президента, которые выдвигались ранее, но так и не были учтены парламентом.

“Очень досадно, если конституционные предложения Президента не будут поддержаны, - подчеркнул он. – Но, в таком случае, существует очень прозрачный и понятный путь. Если закон будет подписан и обнародован, Президент будет вынужден сделать представление в КС в части признания Закона Украины “О кабинете Министров” нелегитимным в целом”.

Бои за территорию власти

Как только было продолено вето Президета на кабминовском законе западная пресса поспешила объявить главу украинского государства “хромой уткой” – бессильным президентом, фактически лишившимся власти. Заговорили о переходе к парламентско-премьерской республике и даже, в будущем, о возможном избрании Президента парламентом. Говорят по поводу этого в Кабмине удовлетворенно потирали руки.

Кроме прочего после синхронного голосования коалиции и оппозиционного БЮТ за преодоление как вето на кабминовский закон, так и преодоления моратория на продажу сельскохозяйственных земель, позволили говорить о формировании антипрезидентскогобольшинства, позволяющего проводить практически любые решения.

Разумеется, голосование Тимошенко заодно с Януковичем надо рассматривать как тактическое и небескорыстное: да, она уже выторговала закон об императивном мандате для местных депутатов и, судя по всему, собирается выторговать закон об оппозиции в нужной ей редакции.

Правда, с этим у Юлии Владимировны могут быть проблемы. Александр Мороз уже поспешил объявить, что законопроект об оппозиции, вынесенный на второе чтение, по содержанию будет отличаться от того, что мы имеем сегодня. По его мнению, болжен быть принят рамковый закон об оппозиции, и не более того. Понравится ли такая идея Юлии Тимошенко? Думается, вряд ли. Честное имя бескомпромиссной оппозиционерки стоит большего.

С другой стороны, есть основания говорить, что еще не все потеряно для главы государства. Да, тактические бои проигрываются один за другим, Президент и его команда прочно засели в обороне и вряд ли в ближайшее время смогут перейти в наступление.

Тем не менее затягивание момента обнародования закона “О Кабмине”, походы Мороза и Януковича на Банковую, увещевания и посулы со стороны коалиции в адрес Президента свидетельствуют, что с Президентом приходится считаться. Происходящее в последние две недели – будь то “соло” Мукаческого суда в адрес Мороза или несогласие Президента с правительственной программой приватизации – лишь отдельные штрихи к процессу, который политологи уже назвали “войной за территорию власти”.

Площадкой этой борьбы станет Конституцинный суд.

В конце концов, Президент может и, наверняка, передаст закон “О Кабмине” в КС на предмет соответствия Конституции - недаром юристы с Банковой практически сразу после его принятия объявили его “антиконституционным”. Ведь согласно этому закону ВР может утверждать премьера и министров так называемой “президентской квоты” - министра обороны и иностранныъ дел, и без представления и согласия Президента.

Не снят с повестки дня и вопрос отмены конституционной реформы. Правда, разговоры об этом, разгоревшиеся в конце прошлого года несколько поутихли.

Бои за Конституцию

Последнее выступление на эту тему – мнение судьи Федерального апелляционного суда США Богдана Футея, заявившего, что в ситуации с законом “О Кабмине” виновата конституционная реформа, которую можно назвать нелегитимной.

“Всю вину за это я возлагаю на политрефому, - подчеркнул он. - Она неясна, она творит конституционный кризис и правовой хаос в Украине. И последствием всего этого является то, что сегодня происходит с законом “О Кабинете Министров Украины”.

Выход из этой ситуации один: чтобы КС рассмотрел вопросы конституционной реформы и решил, соответствует ли она требованиям Конституции или нет. Также есть проблема в том, что Конституционный суд 5 октября 2005 года уже решил, что любые изменения в политической системе требуют всенародного референдума. Такого референдума не было, поэтому политическая реформа, согласно с утверждением Совета Европы и Венецианской комиссии, действительно несовместима с Конституцией, ее можно считать нелегитимной”.

В то же время Ханне Северинсен, известная своей борьбой за демократию в Украине в 2004-м и протестовавшая против проведения политреформы до президентских выборов, заявила, что теперь склоняется к мнению о целесообразности реализации в Украине конституционной реформы. Дама из ПАСЕ подчеркнула, что именно этот вопрос будет основным во время визитов представителей мониторингового комитета в Киев и Донецк.

Обещания о представлении в КС на предмет нелигитимности принятия изменений в Конституцию от 8 декабря 2004 года пока так и остаются обещаниями. “Наша Украина” угрожала сделать это “в 24 часа”. Не сделала. Должно быть выжидает благоприятного момента, если он вообще на сегодняшний день может представиться.

И вот, в самый разгар “военных действий” между Президентом и Кабмином, в телеобращении к украинскому народу по поводу Дня Соборности Виктор Ющенко сказал о том, что выход – в новой редакции Конституции.

“Гарантия демократии, национального развития страны, конструктивного баланса власти и предостережение против авторитаризма найдет свое отражение в коновой редакции Конституции Украины. Это – моя принципиальная позиция, - заявил он. - Задача политиков - объединить людей и создать для них условия развития. Как у Президента у меня есть политическая воля, чтобы добиться этого”.

Долгие тайные разговоры о необходимости принятия новой Конституции в нынешней ситуации в исполнении Президента могут восприниматься как вбрасывание этой идеи в весь политикум. Конечно, пока ее реализация выглядит как очень туманное и одаленное будущее, но ведь это пока.

“Да, идея новой Конституцией заявлена, - говорит по этому поводу политолог Владимир Фесенко. – Но, боюсь, с этой идеей повторится та же история, что и с Помаранчевой революцией, и с последующими разочарованиями в действиях политиков, получивших тогда власть. Новая Конституция может быть принята либо в парламенте, для чего необходимо 300 голосов, которых у Президента нет, либо на референдуме. Но надо понимать, что в таком случае это будет референдум не по поводу Конституции, а “за” или “против” Ющенко со всеми вытекающими последствиями... ”

Политолог Вадим Карасев полагает, что второй конституционный цикл, начавшийся в 2002-м году, закончиться к 2009-му – году президентских выборов.

“В 2009-м или, может, чуть раньше, конфигурация в ВР будет более четкой. И вот тогда, под потенциального победителя и будет создана новая редакция Конституции, которая все-таки определит более четкие правила игры, - считает он. - Конституции ведь не рождаются в политическом вакууме, вне политического права. А такое право – это политическая воля, легитимированная законом. У кого этой политической воли будет больше – речь идет не только о политических игроках, но и об общественной, народной воле, тот и сможет создать стабильную Конституцию как четкие правила игры”.
Оксана Козак, "Главред"
Додати коментар

Якщо ви хочете залишити коментар, прохання авторизуватися або зареєструватися.

Останні новини: