29 січня 2007   15:45   1953

Пунктик в подарок

Конечно, товарищ спикер наш – большой законник.

Как когда-то был большим ученым в области языкознания товарищ Сталин. Тут общего то, что для обоих это хорошее подручное средство на все карьерные случаи. У Александра Александровича, например, закон – что социалистическое дышло. Коим можно вертеть в любую сторону, лишь бы было выгодно.

Вот и нынче Мороз так и сказал, что если Президент не подпишет закон о Кабмине, то он, как голова Верховной Рады Ради, "зобов’язаний його оприлюднити". Мол, "іншого вибору у мене немає". Какой-то там конституционный параграф, дескать, вынуждает, а куда ж без него? А спикер якобы очень даже послушный законодательству политик.

Правда, некто Алексей Светиков, житель приснопамятного Северодонецка, убежден, что законопослушество у главы парламента явно выборочное. Усмотрел это он на примере отношения Александра Мороза к проблеме уполномоченного по правам человека. Дескать, голосование по кандидатуре омбудсмана должно проводиться не ранее, чем за 10 дней, и не позже, чем за 20, после истечения срока выдвижения кандидатов на эту должность. А поскольку время этого выдвижения закончилось 28 декабря, парламент должен был избрать уполномоченного в период с 8 по 18 января. Верховная Рада даже назначила дату голосования – 11 января. Однако Александр Мороз самолично его отменил.

И вот этим взмахом своего соцдышла товарищ спикер, оказывается, проломил зияющую брешь в системе защиты прав простого украинского человека. Дело в том, что если прежний омбудсман свои полномочия утратил (закон неумолим!), то заменить его даже теоретически невозможно, поскольку должность в виде "и.о. уполномоченного" просто не предусмотрена. Следовательно, не к кому обиженным в своих правах обращаться, хотя статья 55 Конституции и гарантирует это. Значит, Мороз, превысив свои полномочия, совершил неправомерные действия, лишив граждан вроде Алексея Светикова законного права на такое обращение. В связи с чем этот житель Северодонецка и обратился в Печерский суд Киева с административным иском к главе парламента.

В общем, вовремя, себе в пассив, глава парламента прокомментировал ситуацию в нашем судопроизводстве, сказав, что судья Мукачевского горрайонного суда, который наложил запрет на обнародование закона о Кабмине, "не вміє прочитати Конституцію і ухвалює абсолютно безглузде рішення". Прийдя к выводу, что "це, очевидно, у Мукачевому такий суд у нас існує, і можна здогадатися, чому саме у Мукачевому" и намекнув тем самым на главу президентского секретариата Виктора Балогу, выходца из этого славного местечка. Словом, очень интересно будет узнать, а какой суд у нас "існує" в Печерском районе столицы, усмотрит ли он в действиях спикера беспардонное орудование социалистическим дышлом?

Жаль, что Виктор Ющенко, намеревающийся вслед за Донецком посетить Луганск, якобы не планирует заглянуть в Северодонецк, как сочла нужным сообщить об этом его пресс-служба. А то бы Виктор Андреевич мог не только морально поддержать здесь Алексея Светикова, но и обсудить правовую ситуацию в стране с Владимиром Грищенко – экс-сопредседателем Национального трехстороннего социально-экономического совета при главе государства, который обратился в Севердонецкий местный суд с административным иском к Президенту об отмене его указа от 10 января 2007 года № 5/2007, которым он якобы незаконно освобожден от этой должности – поскольку работодатели, делегировавшие его в сопредседатели, не отзывали его с этой должности, а без их решения Президент не может ни назначать, ни смещать руководство совета.

Но не приедет Виктор Андреевич в Северодонецк, и все тут. Как наверняка не удостоит своим высоким вниманием Печерский райсуд и председатель Верховной Рады. И не только потому, что наши "можновладці" считают ниже своего чинодостоинства заниматься правовыми проблемами простых граждан. Но еще и потому, что слишком уж заняты защитой своих собственных полномочий. Хотя очень любопытно было бы понаблюдать, как первые персоны государства соревнуются в правовом нигилизме на открытом для публики судебном процессе.

Что-что, а это у них мастерски получается – права для себя качать. Здесь они потрясающе изобретательны. Вот и относительно закона о Кабмине – все, казалось бы, точка поставлена. То есть Президенту он повторно возвращен на подпись - после отмены вето. Но молодой да очкастый правовой спецназ Президента, сосредоточенный в его секретариате, усмотрел в тексте закона свежий пробел. Как выразился замглавы секретариата Арсений Яценюк, судьба как бы ниспослала им в дар пропущенный пунктик. "У частині сьомій статті 23 було виключено пункт 4 про порядок призначення заступників керівників центральних органів виконавчої влади". А это, мол, позволяет юридически считать закон в новой редакции, значит - его можно опять заветировать.

Подобные ситуации в украинском отправлении законов случались и раньше – когда в них не совпадали или пропускались поправки, зафиксированные, например, в стенограмме заседаний парламента. Или допускались типографские ошибки, возможно даже умышленные. И это всегда вырастало в крупные конфликты и скандалы. Не стал исключением и случай нынешний. Вот только начал страстей получился просто плазменным, поскольку с новой силой пошел слушок о возможном роспуске парламента. "Скажу откровенно, грубо: никто никаких указов ни о каком роспуске парламента исполнять не будет, - поспешил заявить с присущей ему недипломатичностью вице-премьер Николай Азаров. - Вы что, думаете, если кто-то подпишет незаконный Указ, то Верховный Совет тут же возьмет и распустится, что правительство возьмет и разойдется, и будет исполнять этот указ? Ну, о чем вы говорите!». Хотя вовсе не исключено, что коалицианты сами решили взвинтить обстановку – для давления на Президента, который не любит политического дискомфорта и в экстремальных условиях становится мягче пластилина.

Словом, в ружье – и все тут! "Подконтрольное парламенту правительство будет выполнять только решения парламента" - дал понять президентской команде вице-премьер. И хотя той эти всплески кабминовской истерии показались всего лишь"емоційною словесною хвилею", которая "переконливо доводить правову вразливість парламенту з цієї проблеми" (крылатое выражение главы секретариата Виктора Балоги), тем не менее ведущие отечественные политологи спрогнозировали, что отчаянное внедрение в жизнь новых полномочий Кабмина может иметь самые разрушительные последствия. "Зараз в парламенті є можливість голосувати конституційною більшістю – це загроза для переходу холодної війни в горючу форму, тобто у відкрите протистояння…", - пришли они к невеселому выводу, отметив, что если при подобной юридической перестрелке Конституционный суд считает нужным отмалчиваться, то в действие вступают Мукачевский, Печерский и другие суды, а политическое рейдерство только усиливается.

Впрочем, коалицианты, как люди не только слова, но, в отличие от Виктора Ющенко, еще и дела, тут же взялись за мукачевского судью, осмелившегося приостановить введение закона о Кабмине. Иначе с чего бы это Высший Совет юстиции, имеющий полномочия ревизовать разгульную правовую жизнь наших судей, вдруг приступил к проверке "інформації, викладеної в засобах масової інформації, із приводу наявності підстав для звільнення судді Мукачівського суду Закарпатської області Монича Володимира Олексійовича з посади за порушення присяги"? Никогда ведь ничего подобного ранее не случалось с этой высокой контролирующей инстанцией. А тут сходу - в правовой карьер. Простимулировали, наверное, как это принято у регионалов, явно дирижирующих процессом отъема у Президента полномочий.

А вообще-то в наявности некое распределение ролей. Второму премьерско-парламентскому эшелону, то бишь Азарову с парламентскими радикалами, поручено не церемониться и при надобности запугивать, не жалея огнестрельных выражений. Первые же лица коалиции соблюдают определенный политэс, обрабатывая Президента с помощью дипломатических приемов. Тут главное – отсечь главу государства от его радикальных советчиков, готовых зацепиться за любой параграф или пунктик.

Вот и нажимает Мороз на это чувствительное местечко. "Мені здається, що він (Президент – авт.) не винен в тому, що його так підставляють працівники його апарату. Нехай він з ними розбереться, а сам підпише закон і зробить свої зауваження, як би поправки до цього закону, і ми їх розглянемо в лютому, і знімуться всі проблеми, бо іншого шляху немає, я не можу пропонувати внесення змін до закону, який не є законом". Или вот еще: "Вето надумане, і ті, хто готував його, перш за все, підставляли і компрометували Президента… Тут абсолютно надумана ситуація. Мені соромно за тих людей, хто підставляє таким чином Президента. Я сподіваюсь, що він розбереться, хто..."

Словом, "хто" есть "ху", - гадать не надо. Убрать бы только этих дьяволят от верховного ангела, а дальше – всего лишь вопрос переговорной техники. "Але я б хотів ще переговорити з Президентом", - намекает на очередные посиделки Мороз. Конструктивизм демонстрирует и премьер. "Ми завжди налаштовані прислухатися один до одного, ми завжди налаштовані прислухатися до Президента…". Дескать, грянет новый универсал, обязательно грянет. "Все стане на місця, не треба хвилюватися занадто, просто відбувається процес такого притирання між інститутами влади в нинішніх умовах…", - заверяет спикер. Да и вообще - "мені дехто докори дає: а як же так, ви тільки зустрілися втрьох і зразу вето подолали? А я кажу, навіщо людям голову забивати такими деталями?".

Действительно, не в деталях дело, хотя и в них тоже. Вот, к примеру, взволнованный ситуацией с кабминовским законом спикер, напрочь отрицая какие-либо нарушения в нем Конституции, тем не менее считает нужным подкрепить свое мнение выводом парламентского комитета по вопросам госстроительства. Но вот незадача: слуги народа как раз на зимних каникулах, укрепляют на всяких там канарах свои физические данные. А глава комитета, регионал Виктор Тихонов – тот в Стамбуле, любуется на живописный пролив, разделяющий Европу и Азию. Но в отличие от премьера Януковича, который счел нужным прервать свой стамбульский визит ради похорон подстреленного на браконьерстве соратника, Виктор Тихонов на родину не спешит, чтобы учинить свою подпись под парламентско-юридическим выводом, хотя по мобильному телефону якобы заверяет Александра Мороза о том, что по такому же телефону опросил всех членов комитета и те очень даже согласны, что конституционные нарушения в законе целиком и полностью отсутствуют. Тем не менее подпись Тихонова под документом все-таки появляется, что не может не вызвать восхищения процедурным мастерством коалициантов. Ведь налицо чисто политическая магия, поистине артистический номер подписания госдокументов на континентальном расстоянии - чему мог бы позавидовать сам Дэвид Копперфильд.

Но есть детали и значительно покрупнее, даже в некоторой степени судьбоносные, как и подобает тем, что изложены в последнем президентских мэссидже по этому поводу. Видимо, выслушав с вечера свой юридический спецназ и соответственно приободрившись, Виктор Андреевич, приятно политически отдохнув, к утру заметно поостыл, поскольку от него тут же последовало примирительно-универсаловское: "Завдання політиків – об’єднати людей і створити для них умови заохочення і розвитку…". Хорошо сказано, не правда ли? Особенно для Януковича с Морозом и Симоненко впридачу. А вот еще лучше: "Ми зберегли унітарність і цілісність держави. Ми подолали сепаратистські настрої. Це означає, що ми маємо потужний ресурс консолідації, який живе всередині України". Блажен, кто верует насчет "подолали"…

И совсем уж замечательно от Ющенко насчет следующего: "Я нічого не бачив такого, що могло шкодити авторитету української демократії...". Вот только Европейский Союз вконец отупел от восприятия украинской политики в этом вопросе. Исчерпав всю свою недюжинную политкорректность, он вынужден был публично заявить, что не понимает, кто отныне в Украине главный. Пожалеем цивилизованный Запад, поскольку сами порой путаемся, кто у нас в государстве не первый, но и не второй. Но согласимся с Западом в том, что все эти измотавшие страну перетяжки властного одеяла только отдалили общество от государства, которое и так не очень близко располагалось к своему народу.

Впрочем, еще не вечер, и даже не суббота, которую министр Толстоухов, например, объявил окончательным днем для публикации закона о Кабмине. Правда, спикеру не терпелось запустить его в печать еще в пятницу "Я думаю, що завтра, не пізніше", - жестко произнес он в четверг. Заодно Мороз обрадовал страну сообщением о том, что милые президентскому сердцу "перемовини" снова идут полным ходом. Конечно, мол, некоторые нормы в законе "не прописані буквально так, як у Конституції", но поскольку это тревожит Президента, то, оказывается, они могут быть изменены или "ніколи не будуть використовуватися", запорукой чему, очевидно, честное коалиционное слово. Вот только бы подале стояли воинственные помощники Виктора Андреевича. А то ведь могут и повлиять, поскольку "серед них є ті, хто налаштовані на організацію інтриг".

А прогресс тут очевиден. То было 42 важных замечания к тексту закона, теперь же, оказывается, только восемь. Еще немного, еще чуть-чуть, и – дело в шляпе. То бишь в конституционных дамках. Недаром на телеканале "1+1" политолог, бютовец Владимир Полохало заверял публику, что не стоит беспокоиться - наверняка сторгуются. Конечно, оппозиционная дама Юлия Владимировна помешала Президенту самотужки завершить этот славный процесс очередным Универсалом, хотя и обещала ни за какие звезды за кабминовский закон не голосовать, но это тоже детали.

И правильно она насчет звезд. Вот на них сделать ставку было бы по-настоящему позорным явлением, учитывая, что хлебные посты да бизнесовые преференции, чем охотно и занимаются Ющенко с Януковичем, цепляя их на генеральские да губернаторские погоны "любим" да "дорогим" своим дружкам, не стоят никаких политических разменов. Слава Богу, что Тимошенко избрала в качестве условия для голосования за закон о Кабмине полезные для общества законы – об оппозиции и укрощении депутатов-перебежчиков. Правда, это вовсе не гарантирует, что коалиционные кидалы сдержат свое гуттаперчевое слово. Но других-то партнеров где взять? С волками приходится иной раз и по-волчьи законить.

Кстати, недаром товарищ Мороз опять заговорил о том, что закон об оппозиции ни за что не останется таким, каким его приняли в первом чтении, - выгодным оппозиции. Особенно волнует главного социалиста пунктик о передаче оппонентам руководство Счетной палатой. Да и понятно. Это за какие коврижки можно позволить нежелательно контролировать, в какой способ министры-социалисты и министры-регионалы будут состояния себе сколачивать? Не выйдет! К тому же есть за что зацепиться. Поскольку Счетная палата формируется на целых 7 лет, то частая смена руководства очень даже может повредить стабильности. "Припустимо, через півроку опозиція стає владою, то що тоді, - ми щоразу будемо змінювати керівництво?", - задается вопросом Мороз. И он, как всегда, прав. В самом деле, что важнее: интересы народа или власть предержащих?

И вообще благообразный Александр Александрович как та птица идеологически-перелетная – завяз коготками по уши. Нет уже лучше пособника кучмистам. Особенно рельефно это просматривается на фоне начавшегося милицейского передела. Уже 14 областных начальников поменяли, не считая центрального руководства, где донецкие засели на всех ключевых постах. Венцом этой чистки стало назначение руководителем киевского управления МВД Алексея Крикуна, профессионально закалившегося в администрации Кучмы.

Оказывается, "це для держави вигідно", поскольку, по просвещенному мнению Мороза, "потрібно мати контрбаланс, щоб не було концентрації в одних руках усіх силових структур". Дескать, Ющенко достаточно Вооруженных сил и СБУ, а то как бы чего не вышло. Такое вот милитаризованное сознание у нашего спикера, очень даже миротворческого с виду. Вот уж действительно налицо тот самый случай, когда "манечка величия" способна до вооруженно-политического маразма довести.

Да и пусть бы себе, если бы благими намерениями спикер не выстилал стране дорогу в кучмизм, который крепнет день ото дня. Это завтра они его выкинут на свалку, когда ситуационно выжмут, как лимон, а сегодня под его аплодисменты уже в спешном порядке переименовывают улицы и перекрашивают фасады, старательно вымарывая оранжевый цвет. Кто не политический дальтоник, тот видит.

Остается дожить до субботы, по-толстоухову…
"Новости.dn.ua"
Додати коментар

Якщо ви хочете залишити коментар, прохання авторизуватися або зареєструватися.

Останні новини: