6 лютого 2007   12:43   1526

Время дипломатов

Предложение Президента Украины о назначении новым министром иностранных дел страны Владимира Огрызко только подтвердило простую истину: в ситуации, когда утверждение кандидатуры главы внешнеполитического ведомства может быть исключительно компромиссом между Президентом и парламентариями, министром иностранных дел – как, впрочем, и министром обороны – может быть исключительно профессионал, не увлекающийся политической деятельностью.

Именно поэтому кандидатура Огрызко логична, и он вполне может стать человеком, способным вернуть МИДу самое главное – практически утраченные дипломатическим сообществом экспертные функции.

Когда назначение министра иностранных дел было исключительно прерогативой президента, оно неизбежно приобретало политический характер – даже когда новым главой внешнеполитического ведомства становился профессиональный дипломат. И, вероятно, именно поэтому дипломаты шли в политику. Когда после поражения Леонида Кравчука на выборах президента Украины новому главе государства необходимо было обозначить восточный крен в украинской внешней политике, нашего первого министра Анатолия Зленко, ассоциировавшегося в Москве со становлением украинской независимости, сменил Геннадий Удовенко, призванный продемонстрировать – МИД будет смотреть в правильном направлении.

Это сейчас, уже после того, как Геннадий Иосифович прожил долгие годы в украинской политике – причем в ее национально-демократической части – трудно представить себе, что он воспринимался как промосковский министр, ставленник пророссийского президента. И что российские дипломаты поднимали на смех любого, кто осмеливался рассказать им о политических взглядах нового министра, о том, что он был одним из первых украинских послов, категорически не одобрявших контакты подчиненных – бывших советских дипломатов – с российскими коллегами, то есть, попросту говоря, с бывшими сослуживцами. Поразительно, что только преемник Геннадия Удовенко в МИДе – Борис Тарасюк – стал восприниматься и в России, и на Западе, как символ медленного поворота Украины в «другую сторону». Таким образом, и назначение Тарасюка министром выглядело прежде всего политическим назначением – несмотря на то, что он оказался и преемником Удовенко в Народном Рухе.

Вероятно, именно эта политическая мотивация назначения и стала причиной того, что никто из наших бывших министров, за исключением первого, не удержался от политической деятельности, никто не задумался над тем, что главным капиталом каждого в не богатой дипломатами и перенасыщенной политиками стране является именно профессиональная репутация. Но тому, как видим, были свои объяснения. Мог ли после 2004 года в МИДе появиться просто дипломат? Да нет, конечно. Победителям просто необходим был профессиональный революционер – и то, что этот профессиональный революционер был еще и профессиональным дипломатом, оказалось просто счастливой случайностью. Но второе пришествие Тарасюка в МИД было именно пришествием политика. Как, кстати, второе пришествие Зленко было скорее пришествием чиновника. И опять-таки – ничего странного: в стране тогда ценились именно чиновники, а не дипломаты. А мидовцы – они люди гибкие, ко всему приспособятся…

То, что Борис Тарасюк сохранил портфель после формирования «антикризисной коалиции» - тоже чисто политическое решение, принятое на фоне ожиданий о формировании коалиции большой. Кстати, именно министр иностранных дел был одним из немногих реалистов, осознававших, что отказ от такой коалиции приведет к быстрому краху властных возможностей «Нашей Украины», президента и его выдвиженцев – и стал одной из первых жертв своего понимания. Невозможность сформировать правительство «большой коалиции» открыло возможность нового понимания должности министра иностранных дел.

И теперь – по крайней мере тогда, когда президент и правительство будут принадлежать к разным политическим лагерям – соискатели этой должности не станут заниматься политической деятельностью, выступать с заявлениями, подписывать коллективные письма и писать статьи в газете. Мы будем знать о них только то, что они проводят переговоры, вручают верительные грамоты и ноты, принимают делегации и выражают мнение президента и правительства страны. А что, собственно, еще нужно знать о дипломатах?
Виталий Портников, "Главред"
Додати коментар

Якщо ви хочете залишити коментар, прохання авторизуватися або зареєструватися.

Останні новини: