19 лютого 2007   12:23   1398

Президентская стратегия в опасности?

Появление с помощью президентского указа Стратегии национальной безопасности Украины явно было шагом на опережение действий антикризисной коалиции, которая усиленно готовит свой проект закона «Об основах внутренней и внешней политики».

Этого не отрицают и сами авторы документа, мягко называя узаконивание Стратегии неким «ориентиром» (особенно во внешней политике) для парламента, видимо, чтобы большинство не сбилось с «правильного курса». Да и сами «антикризисники», похоже, правильно поняли президентский посыл, потому что их представители в лице коммунистов уже обвинили Ющенко в авторитаризме, настаивая на том, что Стратегия должна была появиться после определяющего внутреннюю и внешнюю политику закона. Как бы там ни было, но Стратегия принята и является нормативно-правовым актом, обязательным для выполнения всеми органами власти. Более того, теперь в случае «несоответствия» принятого Верховной Радой закона «Об основах внутренней и внешней политики», Президент будет иметь веские основания ветировать его.

Как бы там ни было, но появление впервые за годы независимости такого документа является несомненным позитивом для страны, ведь свои стратегии национальной безопасности другие государства уже формируют много лет, публично заявляя о своих намерениях. Вопрос только в том, насколько серьезно наша стратегия будет воспринята мировым сообществом, ведь при нынешнем внутриполитическом коллапсе появление стратегии еще не означает ее выполнение.


Следует напомнить, что свое распоряжение о разработке Стратегии национальной безопасности Украины Президент выдал 20 февраля 2006 года, и уже через несколько месяцев, 5 мая, он получил от СНБО такой проект, в котором реализация основ государственной политики по вопросам национальной безопасности была разработана до 2010 года. Примечательно, что в окончательном варианте не указано, на какие сроки рассчитана подписанная главой государства стратегия нацбезопасности, хотя сегодня главный разработчик - советник Президента, экс-глава СНБОУ Владимир Горбулин обмолвился, что она может прослужить не только до 2009 года (год президентских выборов – Ред.), но и дольше.

Однако начинать с чистого листа не пришлось, разработка этого документа началась еще в 2004-м, потому что после принятия конституционным большинством закона «Об основах национальной безопасности» в 2003 году некоторые положения его требовали уточнения. Стоит отметить, что над этим документом работали не только специалисты в сфере нацбезопасноти, но подавали свои предложения и общественные организации, а также министерства. Более того, проект стратегии рассматривался и в профильном парламентском комитете и получил оценку народных депутатов. Однако утвердить саму стратегию удалось лишь 15 декабря 2006 года на заседании Совбеза при участии уже премьера Виктора Януковича и спикера парламента Александра Мороза. Это и стало одним из основных аргументов для президентской команды утверждать, что Стратегия принималась представителями не одной, а нескольких партий, а, значит, может претендовать на консолидированную позицию всех политических сил, которые таким образом взяли на себя обязательства ее выполнять. Как раз в это верится с трудом, потому как не все президентские указы у нас выполняются, а ответственности, кроме моральной, - никакой…

При этом Владимир Горбулин признал наличие во власти разного видения внешнеполитического курса, однако уверен, что в Стратегии избрана более чем дипломатичная формулировка в этой части: «Если внимательно почитать стратегию, особенно во внешнеполитическом измерении, где сегодня наиболее остро пересекаются некоторые моменты политического будущего Украины между Партией регионов и «Нашей Украиной», на мой взгляд, здесь выписана достаточно компромиссная формула, которая позволяет сотрудничать всем ветвям власти. И только ради одной цели – чтобы Украина была действительно независимым государством, и чтобы наша внешняя политика была украинонаправленной…чтобы Украина была необратимо демократическим государством».

Правда, Президента успели упрекнуть в том, что он не должен был единолично утверждать стратегию нацбезопасности, а пропустить ее через парламент. Однако один из авторов документа, заместитель руководителя аппарата СНБО Григорий Ситник считает эти заявления безосновательными: «Дело в том, что в законе «Об основах национальной безопасности», принятого 19 июня 2003 года, четко записано, что парламент принимает закон, в котором записано, что Президент должен утвердить стратегию национальной безопасности своим указом. Поэтому никакого нарушения действующего законодательства нет». Но самым интересным является завершающая часть документа, где указано, что контроль за реализацией Стратегии нацбезопасности совершают Президент, парламент, правительство, СНБО, естественно, в пределах своих полномочий. И центральные органы исполнительной власти, Вооруженные силы и другие военные формирования, правоохранительные и разведывательные органы обеспечивают реализацию Стратегии.

Обвинения же в том, что этот документ поверхностный и декларативный, его авторы всячески отбрасывают, уверяя, что это «визитная карточка» для понимания нашей системы безопасности другими странами, и за ним последует план конкретных действий по реализации стратегии. Причем утверждаться он будет, скорее всего, каждый год.

Напоследок хотелось бы привести слова Владимира Горбулина о том, что «самая большая угроза сегодня – это отсутствие национального единства в нашей стране, отсутствие консолидация общества и то, что можно назвать кризисом в отношениях между обществом и властью». Но, похоже, и он сам не верит в то, что в первую очередь политические элиты сумеют между собой договориться и объединиться хотя бы перед внешнеполитическими угрозами. Пока «на лицо» один факт - какой бы жизненно необходимой ни была Стратегия национального развития, но одно то, что ее подписал Президент вызывает невосприятие у двух других ветвей власти. А, значит, ее выполнение может быть поставлено под сомнение, ведь, по сути, этот документ является декларацией о намерениях, и не имеет никакой юридической силы.

Коротко о главном

Итак, сам документ состоит из четырех частей (общие положения; принципы обеспечения национального единства и защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз; стратегические цели, приоритеты и задания политики национальной безопасности; механизмы реализации государственной политики национальной безопасности). При этом некоторые пункты первых двух частей явно перекликаются с определениями Конституции, особенно в части государственного суверенитета и защиты прав человека. Среди угроз, в первую очередь, упоминается сложное состояние экономической безопасности страны (среди них нестабильный экономический рост, неэффективная защита прав собственности, несовершенство налоговой системы, зависимость от импорта энергоресурсов, высокий уровень тенизации экономики, низкая конкурентоспособность и монополия отдельных отраслей экономики). А также отмечен демографический кризис, усиление экологических и техногенных угроз и внешнего, прежде всего информационного, влияния на процессы внутри страны, при эскалации «замороженных» и возникновении новых региональных конфликтов возле границ Украины. Все это на фоне неудовлетворительного состояния судебной системы и правоохранительных органов, только усугубляет ситуацию.

Главными установками Стратегии во внешней политике является вхождение Украины в ВТО, формирование зоны свободной торговли с ЕС, а также создание базы для полноправного членства в Евросоюзе. Кроме того, предполагается взаимовыгодное сотрудничество с НАТО и формирование условий для вступления Украины в Альянс, участие в программах по безопасности ЕС и ОБСЕ. В отношении России предусмотрено развитие партнерства на прагматичных и взаимовыгодных условиях, а также завершение делимитации и демаркации государственной границы с РФ в Азовском и Черном морях. В документе также упоминается необходимость урегулирования спорных вопросов с Румынией в отношении делимитации континентального шельфа в Черном море. Кроме этого, Украина претендует на роль регионального лидера в рамках ГУАМ, с помощью сотрудничества со странами Балто-Черноморского и Каспийского региона.

Согласно стратегии, приоритетами внутренней политики стали достижение национального единства и консолидации общества, повышение эффективности системы госуправления и местного самоуправления, обеспечение приемлемого уровня экономической безопасности с помощью структурной реформирования и повышения конкурентоспособности национальной экономики. Кроме того, согласно документу, необходимо обеспечение энергетической безопасности, решение демографических проблем, создание безопасных условий жизнедеятельности населения, реформирование Вооруженных сил, военных формирований и правоохранительных органов. Отдельно предполагается ускорить проведение судебной реформы в соответствии с европейскими стандартами.

Стоит отметить, что этим документом определены приоритетные направления финансирования реализации политики национальной безопасности. Теперь Кабмину надо будет найти средства на:

• реформирование и развитие органов сектора безопасности;

• усовершенствование программ адаптации и социальной защиты военнослужащих в связи с увольнением по причине реформирования;

• реализацию программ модернизации производственного и научно-технологического потенциала в стратегических отраслях экономики;

• государственную поддержку инвестиционных и инновационных проектов, направленных на повышение эффективности использования в национальной экономике материальных, в первую очередь, энергетических ресурсов;

• развитие транспортной и информационно-телекоммуникационной инфраструктуры;

• реформирование и развитие систем образования и здравоохранения, приведение их в соответствии с европейскими стандартами;

• реализация приоритетных фундаментальных исследований прикладных разработок и направлений инновационной деятельности;

• стимулирование внедрение прогрессивных технологий и их передачу из оборонно-промышленного комплекса в гражданское производство;

• подготовку кадров для органов государственной власти.

Причем ресурсное обеспечение мероприятий в рамках выполнения Стратегии национальной безопасности реализуется путем «обязательного учета ежегодных расходов в госбюджете и соответственных государственных программах. Кроме того, бюджетное финансирование сектора безопасности предполагается поэтапно привести к объемам, сопоставимым с аналогичными расходами стран Центральной Европы.

Но, наверное, самым показательным и демонстративным для данного документа стало то, что он готовился якобы при участии общественных организаций. Их участие, по европейским меркам, предусмотрено и в части контроля за выполнением Стратегии национальной безопасности. Однако реальные механизмы контроля так и остались не конкретизированы.
Галина Каплюк, "Главред"
Додати коментар

Якщо ви хочете залишити коментар, прохання авторизуватися або зареєструватися.

Останні новини: