28 лютого 2007
11:28
1436
Война Кремлей
То, что Совет Федерации – верхняя палата российского Федерального собрания - отклонит договор о разграничении полномочий с Татарстаном, наблюдателям в парламентских кулуарах было известно еще несколько месяцев назад.
После того, как президенту Татарии Минтемиру Шаймиеву удалось договориться с президентом России Владимиром Путиным о подписании нового, значительно более умеренного, но все же позволяющего Татарстану сохранить остатки суверенитета, соглашения между центром и Казанью, в московском Кремле старались сделать все возможное, чтобы не поссорить президентов и вместе с тем не допустить подписания прецедентного соглашения, открывающего дорогу к выдвижению предложений о подписании новых договоров с другими республиками России.
Казанский Кремль, в свою очередь, предпринимал не менее титанические усилия для того, чтобы соглашение было подписано. И многого добился. На определенном этапе казалось, что договор о разграничении полномочий будет зарублен уже Государственной Думой, однако Минтемиру Шаймиеву – одному из руководителей «Единой России» - удалось провести соглашение через нижнюю палату парламента. Но планы московского Кремля в отношении верхней палаты оказались неподвластны казанскому Кремлю. И неудивительно – ведь Совет Федерации является в гораздо большей степени палатой чиновников, чем Государственная Дума. И если решение в администрации принято, то какие нужно иметь рычаги влияния, чтобы изменить настроение сенаторов? Ну, а кроме того, ситуацию не стоит усложнять: можно представить себе, что само одобрение договора Госдумой и неодобрение Советом Федерации и было частью кремлевской комбинации. И тогда все выглядит чисто: президент России согласился с президентом Татарии, Госдума пошла ему навстречу, а «непредсказуемые», «неуправляемые» сенаторы, представляющие интересы других, не имеющих договоры регионов – не проголосовали. До свиданья, Минтемир Шарипович.
Но авторам комбинации рано радоваться. Во-первых, трудно представить себе, чтобы в администрации президента Татарстана всерьез восприняли тот факт, что Сергей Миронов и другие члены Совета Федерации сами почти единогласно выступили против документа, внесенного президентом Российской Федерации и одобренного нижней палатой парламента. Понятно, что это – прямое противостояние с администрацией президента России, неприкрытый обман, нежелание считаться с интересами Татарстана, чье руководство выдающимися политическими усилиями сохранило республику, почти уже выпавшую из России, в орбите влияния московского Кремля. Сегодня, после голосования в Совете Федерации, для руководства Татарии стало окончательно ясно, кто является главным противником одобрения документа, необходимого для нормального функционирования республики в составе Российской Федерации. И теперь в казанском Кремле станут искать формы реализации собственных властных полномочий в ситуации, когда Кремль московский отказывается от каких бы то ни было компромиссов со стороны Татарстана.
Впрочем, дело ведь не только в президентских полномочиях, а в нежелании воспринимать Татарию – как и многие другие российские республики – как оформившийся организм со своими собственными политическими, экономическими и национальными – да, конечно, и национальными, когда речь идет о втором народе России – потребностями. Было бы серьезной ошибкой сводить происшедшее к отношениям президентов, к отношениям их администраций, к отношениям между Татарстаном и Советом Федерации… Речь идет скорее о будущем территориальном единстве России – хотя противники принятия договора, конечно же, считают, что они это единство сохраняют. Но единство это обеспечено не размышлениями в тиши чиновничьих кабинетов, не хитроумными разводками с участием парламентариев, а сложной системой компромиссов, достигнутых во времена крушения СССР. Уничтожить эту систему можно – но не исключено, что вместе с самим государством, возникшим в результате достижения этих компромиссов.
Виталий Портников, "Главред"
Якщо ви хочете залишити коментар, прохання авторизуватися або зареєструватися.