2 березня 2007   16:56   1608

Возвращение блудных прокуроров

Недавно в украинском правонадзорном ведомстве произошло два события, так или иначе связанных с кадровыми назначениями – во-первых, Святослав Пискун отозвал из Верховного суда свой иск о незаконности его увольнении с должности Генерального прокурора, а, во-вторых, в прокуратуру Республики Крым вернулся старый новый руководитель – Владимир Гальцов.

Два этих события, казалось бы, никак между собой не связаны, но вместе с тем в этом можно углядеть косвенный намек на то, что Виктор Ющенко битву за прокуратуру окончательно проиграл. Впрочем, может, и битвы никакой не было?

Кто поставил на «темную лошадку»

Если помните, одно время был популярен анекдот: в отдел кадров вызывают прокурорского работника и спрашивают, работал ли он в Донецкой области. Он отвечает: «Нет». «Ну, может, вы родом оттуда, или, хоть приезжали когда-нибудь в Донецк?». «К сожалению, нет» «Ну, в таком случае вы нам не подходите». «Подождите, — вдруг вспоминает сотрудник, — я же живу на улице Донецкой!». «Так это же совсем другое дело!», — отвечают «кадры».

Это, конечно, всего лишь старый анекдот, но одно время действительно складывалось впечатление, что выходцы из шахтерского региона, если можно так сказать, монополизировали прокуратуру. И среди руководства ГПУ, и в членах коллегии прокуратуры так или иначе преобладали лица «донецкого происхождения». Потом грянула Оранжевая революция, которая многих смела со своих насиженных мест. Сейчас возникает ощущение, что ситуация, хоть и в более сглаженной форме, повторяется.

Перемены начались незаметно, исподволь – вскоре после случившейся в прошлом году перестройки в политической системе Украины и кадровых перестановок в исполнительной власти. Проще говоря, после возвращения к власти Януковича. Вот тут-то и выяснилось, что большинство «унесенных ветром» революции никуда не делись – они здесь, живы- здоровы и готовы к труду и обороне. И как обидно, наверное, сейчас осознавать Виктору Ющенко, что прокуратуру он фактически без «боя» сдал сам, подписав в свое время приказ о назначении на должность Генерального прокурора Украины Александра Медведько. Медведько, которого журналисты называли «темной лошадкой», свое прозвище в итоге он оправдал – именно он стал потихоньку возвращать на свои места «опальных» прокуроров.

Медведько – креатура Олега Рыбачука – именно он порекомендовал его на должность главного прокурора страны. До этого Ющенко собирался посадить в это кресло тогдашнего Киевского прокурора Василия Присяжнюка. Считалось, что в качестве Генпрокурора Медведько - вполне безопасен и лоялен. К тому же известно, что, будучи одним из «донецких», Александр Иванович в свое время не поладил со своим земляком Геннадием Васильевым, после чего уволился из органов (и это, между прочим, никак не свидетельствовало о его конфликтности. В итоге выяснилось, что по своему духу нынешний Генпрокурор – все-таки куда более «донецкий», чем предполагалось.

Донецкая «плеяда»

Одним словом, Медведько оправдал звание «темной лошадки» - именно он стал потихоньку возвращать на свои места «опальных» прокуроров, именно он не захотел выполнять распоряжений нынешнего главы секретариата Президента Виктора Балоги и увольнять своих вновь назначенных замов. Он даже высказался по этому поводу на пресс-конференции, где резко заявил: покуда он Генпрокурор – он будет сам решать кадровые вопросы, и Банковая ему не указ. По закону действительно Генпрокурор сам набирает свою «команду», и в этом отношении нынешний высший кадровый состав выглядит довольно выразительно – все те же хорошо знакомые нам по прежним временам лица. Особенно симптоматично возвращение двух ярких представителей донецкой «плеяды» – Рената Кузьмина и Виктора Пшонки. В сентябре прошлого года «реинкарнировался» Кузьмин и буквально сразу же начал «войну» с тогдашним министром внутренних дел Луценко. Впрочем, о Кузьмине всегда шла слава как о человеке с довольно тяжелым и прямолинейным характером, неспособного на компромиссы. Ему также приписывают дружбу с Ринатом Ахметовым.

А совсем недавно - накануне нового 2007 года еще одним замом Медведько стал Виктор Пшонка, выдвиженец Геннадия Васильева, уже занимавший эту должность в 2003-2004-м годах. Фигура тоже в некотором роде одиозная – в бытность прокурором Донецкой области его даже обвиняли в «крышевании» местных преступных группировок. Его имя всплывало и в связи с убийством журналиста Игоря Александрова – Александрову якобы передали фотографию сына Пшонки, на которой тот был запечатлен в компании уголовных авторитетов. Любопытно, что Александр Медведько тоже занимался расследованием «дела Александрова» - в то время он как раз был подчиненным Пшонки.

Поменяли прокуроров и в некоторых регионах. В первую очередь, конечно же, в регионах стратегически-важных. Скажем, неудавшегося Генпрокурора Василия Присяжнюка уволили летом. С интереснейшей формулировкой – « в связи с сокращением должности «прокурор Киева» и введением должности «прокурор Киева-заместитель Генерального прокурора». На это место, как известно, «сватали» все того же Рената Кузьмина – до сих пор доподлинно неизвестно, кто именно – одни говорили, что лоббистом был Леонид Черновецкий, другие утверждали, что Рената Равильевича «двигал» секретариат Президента во главе с Олегом Рыбачуком. Евгений Винокуров уже готовился представить нового столичного прокурора, и даже удостоверение новое на имя Кузьмина было выписано, но…не сложилось. Коллектив столичной прокуратуры взбунтовался тогда против возвращения своего бывшего шефа (Кузьмин какое-то время работал прокурором в Киеве), написал открытое письмо Президенту и Генпрокурору. В общем, столичным прокурором неожиданно для всех назначили львовянина Евгения Блаживского – человека, по отзывам окружающим, нейтрального и невыразительного до крайности – откровенно говоря, за время своего столичного «прокурорства» он практически никак себя не проявил.

В начале осени новый прокурор появился и в такой принципиально-важной во всех отношениях области, как Донецкая. Ставленника «оранжевых» Алексея Баганца отравили в резерв (только недавно ему предложили должность прокурора Ровенской области). А на его место «вернули» Виталия Мурзу и занимал эту должность до февраля 2005 года, а после был «сметен революцией». Мурза считался «человеком Васильева», поэтому неудивительно, что он был одним из первых, кого оранжевые отправили «пасти гусей». Удивительно другое – все это время Мурза никоим образом не протестовал против своего увольнения, и даже просрочил время подачи исков. И вдруг спустя год с лишним он подает иск в суд – и суд, несмотря на многочисленные нарушения, к которым можно было придраться, этот иск удовлетворяет. А еще удивительнее, что Александр Медведько судебное решение удовлетворил. Нового прокурора области коллективу представлял заместитель Генпрокурора Ренат Кузьмин. В свое время Алексей Баганец прокомментировал «Главреду» двойственную ситуацию с его увольнением: «Таких ситуаций с судебными исками у нас очень и очень много. Решения судов о восстановлении предыдущих руководителей на должностях принимаются регулярно. Если говорить о прокурорах областей – то таких решений я лично знаю как минимум четыре. Но вот что интересно - ни одно из этих судебных решений не исполнено, и ни один из прокуроров не восстановлен в должности. А вот «моему» решению сразу же «дали ход». То есть если нужно – к судебному «мнению» прислушиваются, если никому это не надо – его игнорируют».

По такой же «бархатной» схеме в феврале с должности сняли и прокурора Крыма Виктора Шемчука. На Шемчука давно уже «точили зубы» регионалы. Незадолго до «судебного увольнения» его даже вызвали к Генеральному прокурору и предлагали написать заявление об увольнении «в связи с переводом в другой регион». Но Виктор Викторович гордо отказался. В итоге его уволили «в связи с восстановлением в должности прежнего прокурора Владимира Гальцова». Все опять ж мягко, деликатно, без скандалов и обвинений в профессиональной непригодности – суд решил, что тут еще скажешь?

Шемчук в отличие от Баганца был не просто « не своим», его действительно было за что не любить. Скажем, он инициировал несколько громких дел, связанных с приватизацией санаториев в Крыму и земли, его политическая позиция была вполне прозрачна. В конце прошлого года поползли слухи, что на Банковой рассматривается сценарий, по которому Шемчука собираются переводить в Киев – заместителем Генпрокурора. А Генпрокурором в третий раз должен стать Святослав Пискун – в должности его якобы восстановит суд. Но эта карта так и не была разыграна. Можно только гадать, почему. Кстати, недавно Президент назначил Шемчука Полномочным Представителем Президента в Крыму (вместо Геннадия Москаля). А сейчас ходят нешуточные слухи, что новым прокуратором может стать Виктор Медведчук.

Кто надзирает за законами

Естественно, системные кадровые изменения не случаются просто так. Очевидно, Александр Медведько оказался куда более гибким, чем ожидалось. Скорее всего, возвращение «изгнанных» - это своего рода сделка с коалиционерами. В результате все довольны – донецкие занимают давно покинутые кресла, а Александр Иванович остается при своей должности (без согласия парламента уволить Генпрокурора сегодня практически невозможно). В этом плане очень показательна ситуация с увольнением Алексея Баганца – поначалу представители ГПУ «рвали тельняшку на груди» и кричали, что они будут судиться и требовать восстановления Баганца. А потом неожиданно притихли, и Медведько подписал указ о восстановлении в должности Виталия Мурзы. Было очевидно, что тут что-то не чисто.

Ситуация в сегодняшней Генеральной прокуратуре зеркально повторяет ситуацию в МВД – старые призраки возвращаются «в строй». Возможно, кто-то скажет, а что в этом плохого – может, плотно спаянной командой единомышленников и земляков работать легче. Но, увы, так не получается – своих людей в прокуратуру просто так не ставят. Если уж их вернули – они просто обязаны обслуживать интересы определенных экономических и политических кланов. А об украинской Генеральной прокуратуре давно уже ходят слухи, как об одной из самых одиознейших структур - здесь якобы даже существуют определенные расценки на открытие и закрытие уголовных дел.

Безусловно, у каждого правоохранительного органа - свои функции, и сравнивать их друг с другом невозможно. Но все-таки в политическом отношении прокуратура несколько важнее, чем милиция или СБУ, поскольку это правонадзорный орган, он надзирает за соблюдением законов, в том числе и в милиции и других силовых структурах. Проще говоря - Кузьмин мог искать и находить коррупционные действия в поступках Луценко, когда тот был министром внутренних дел. А вот у Луценко не было такой возможности. Разве что один из его «орлов» случайно бы застукал прокурора во время совершения какого-то преступления. Кроме того, чаще всего именно прокуратура ставит окончательную точку в расследовании уголовных дел (если не считать суда). Поэтому то, что сегодня эта организация приобрела определенную политическую окраску, выглядит особенно тревожно.
Виталий Наливайко, "Главред"
Додати коментар

Якщо ви хочете залишити коментар, прохання авторизуватися або зареєструватися.

Останні новини: