18 травня 2007
11:59
1609
России объявили бойкот
Подписание нового Соглашения о партнерстве и сотрудничестве (СПС) между Россией и ЕС находится под угрозой срыва.
К Польше, которая ветирует начало переговоров из-за запрета российских властей на ввоз польского мяса на территорию РФ, присоединилась Литва. Литовская власть требует возобновления поставок нефти по трубопроводу «Дружба», который был остановлен на ремонт еще в 2005 году – как оказалось, надолго. Два дня назад к их компании была готова присоединится и Эстония, однако эстонский премьер-министр Андрус Ансип в конце-концов заявил, что, поскольку «атаки эстонского посольства в Москве прекратились», Таллинн не видит препятствий для начала переговоров. Впрочем, согласно уставу ЕС, достаточно вето даже от одной страны чтобы переговорный процесс стал невозможным. Немудрено, что верховный представитель ЕС по вопросам внешней политики и безопасности Хавьер Солана дипломатично уклонился от участия в саммите Россия-ЕС, начавшемся сегодня в Самаре, - под предлогом получения международной награды. А еврокомиссар по внешней политике Бенита Ферреро-Вальднер прямо заявила, что в ходе переговоров не предполагается подписывать никаких соглашений до тех пор, пока на них не будет получен «мандат от всех членов ЕС».
Впрочем, подобную ситуацию можно было наблюдать и на предыдущем саммите в Хельсинки в ноябре 2006 года – те же проблемы с польским мясом стали причиной ветирования Варшавой начала переговоров по новому СПС. Как видим, история все же имеет свойство повторяться.
Саммит в Самаре призван снять многие противоречия, назревшие в отношениях между Россией и Европой. Однако выполнить свое предназначение ему не суждено. И никакие бравурные заявления о том, что и кроме СПС участникам саммита есть что обсуждать, не сгладят неловкости, которую испытывают все стороны переговоров – неловкости от изначальной бессмысленности любых переговоров, не предполагающих подписания совместных документов. При этом и Россия, и Европа вроде бы осознают важность сотрудничества и даже заявляют о готовности перейти на более высокий и доверительный уровень отношений. И вместе с тем никаких шагов для снятия напряжения не предпринимают. Скорее, наоборот.
Срок действия Соглашения о партнерстве и сотрудничестве России и ЕС истекает в этом году. Но ничего страшного в этом, в общем-то, нет. Даже в случае, если новое Соглашение не будет подписано, старое автоматически продляется на год, если ни одна из сторон не выразит желания выйти из него. Однако именно такое желание озвучил постоянный представитель России при ЕС Владимир Чижов. «Россия может отказаться от автоматического продления базового соглашения с Евросоюзом после окончания срока его действия в ноябре 2007 года», - сказал он. Однако такое развитие событий России невыгодно так же, как и ЕС.
Для России отказ от продления СПС может иметь далекоидущие последствия, главное из которых – отложение на неопределенный срок вступления во Всемирную торговую организацию. Кстати, в российских СМИ в предшествующие самарскому саммиту дни активно муссировалась версия о существовании секретных протоколов ЕС, согласно которым Евросоюз будет препятствовать вступлению России во ВТО. Для России, стремящейся к активному присутствию на европейских рынках (особенно энергетических), такое развитие событий было бы равнозначно падению в шаге от финиша, поскольку вступление РФ в ВТО запланировано на текущий год. «Современная ВТО способствует развитию мировой торговли. Это некий сертификат качества, который создает благоприятные условия для инвестирования, повышает доверие к стране, и это, безусловно, плюс», - говорил год назад Владимир Путин. Всего перечисленного президентом Кремль может лишиться в одночасье, если выйдет из Соглашения о партнерстве и сотрудничестве. К этому следует добавить, что без ВТО любые надежды на создание Зоны свободной торговли между РФ и ЕС можно считать иллюзорными. Это значит, что идущие на экспорт российские товары не смогут рассчитывать на беспошлинный режим и другие привилегии, а значит собственно экспорт будет менее выгоден. С учетом укрепления позиций России как главного поставщика энергоносителей в Европу после визита Владимира Путина в Казахстан, Москва прямо заинтересована в том, чтобы сотрудничество с ЕС было беспрепятственным. Впрочем, сам Евросоюз в этом заинтересован не меньше, чем Россия.
Еще одним последствием возможного выхода России из СПС станет замораживание принятого в мае прошлого года Соглашения об упрощении визового режима между Россией и ЕС. Планировалось, что в Самаре переговоры по этому вопросу будут продолжены, а результатом должна была стать полная отмена виз в ближайшем будущем. Это важно прежде всего российских граждан, выезжающих в Европу работать. СПС также предполагает отсутствие дискриминации в условиях труда для трудовых мигрантов.
Ну и, наконец, благоприятные условия для инвестирования, о которых упоминал Путин, так и останутся всего лишь формулировкой без смыслового наполнения. Не секрет, что российская экономика давно ощущает потребность во вливании свежих финансовых потоков. Особенно это касается энергетики – например, строительство Североевропейского газопровода финансируется как «Газпромом», так и немецкими компаниями. Точно так же инвестиции российских компаний в Европе могут натолкнуться на серьезные препятствия из-за закрытости рынков ЕС. Хотя, следует заметить, в некоторых сферах экономики между Россией и ЕС действуют отраслевые соглашения, не зависящие от СПС.
Таким образом, выход любой из сторон из Соглашения о партнерстве и сотрудничестве является невыгодным, и даже неприемлемым, как для России, так и для ЕС. Однако, несмотря на это, партнеры активно раскачивают лодку, в которой плывут. Вопрос о том, кому достанется лучшее весло, постепенно становится важнее вопроса о цели плаванья. Главное при этом – хотя бы не перевернуться.
Алексей Бык, "Главред"
Якщо ви хочете залишити коментар, прохання авторизуватися або зареєструватися.