6 липня 2007   19:11   1524

Почему олигархи скрывают свои доходы?

Процесс формирования первичного капитала в Украине завершился еще во времена президентства Леонида Кучмы.

Эпоха Леонида Даниловича характеризовалась практически полным отсутствием свободы слова и излишней "олигархизацией" общества, когда даже имя олигарха всуе произносить не рекомендовалось. А такие крамольные идеи, как попытка выяснить источники происхождения состояния власть имущих, могли дорого стоить любознательным. На тот момент было принято работать в тени, и одним из наиболее популярных способов быстрого обогащения была полузаконная приватизация государственной собственности, которую покупали за гроши на закрытых аукционах, а проще говоря, передавали в управление. Для этого нужно было обладать всего одним достоинством - быть близким к семье Леонида Даниловича. Таким способом разбогатели Виктор Пинчук, Игорь Бакай и многие прочие. Тогда олигархам и в голову не приходило официально декларировать свои доходы. То есть, конечно, крупные бизнесмены сдавали декларации в налоговую, но истинные доходы или скрывались, или записывались на родственников.

С приходом новой власти ситуация кардинально изменилась, в воздухе повеяло свободой. Люди поверили в новую жизнь, СМИ стали работать без цензуры и темников, заговорили о либерализации экономики и прозрачных схемах работы, которые подразумевали вывод капиталов из тени и очевидную для всех приватизацию стратегических объектов. Но все ограничилось показательной реприватизацией "Криворожстали", которую демонстративно отобрали у Виктора Пинчука и продали на открытом конкурсе с участием зарубежных инвесторов. Развитие дальнейших событий показало, что далеко не все олигархи и сильные мира сего собираются становиться на новые рельсы. Разговоры о демократии и прозрачности рынка уперлись в глухую стену нежелания декларировать свои реальные доходы. Ну что ты поделаешь, если у наших людей в крови скрывать истинное положение дел. Причем речь идет не только о крупных бизнесменах, но и о политиках, людях публичных, которые, казалось бы, своим личным примером и должны убеждать окружающих. Но пресловутая декларация о доходах стала камнем преткновения для многих политиков и бизнесменов на пути к демократическим образованиям. Взять хотя бы народную любимицу Юлию Тимошенко, чей вклад в Оранжевую революцию трудно переоценить. Согласно ее собственным заявлениям, у Юлии Владимировны нет никакого крупного бизнеса, о чем свидетельствует и ее декларация. Дом, в котором она живет, ей подарили друзья, роскошные автомобили, по всей видимости, тоже относятся к категории подарков. Непонятно откуда леди Ю брала деньги на свои наряды, изысканности которых могла бы позавидовать английская королева? Тоже поклонники подарили? Любому здравомыслящему человеку понятно, что у Тимошенко есть свой крупный бизнес, но по каким-то внутренним причинам она его не хочет афишировать. Очевидно, ее настоящие активы могут шокировать почитателей?

Соответственно, в свое время сильно ударила по имиджу Виктора Ющенко история с шикарным автомобилем и мобильным телефоном его сына Андрея. Тогда действующий Президент сказал, что Андрей это все самостоятельно заработал, а влиятельный папа тут совершенно ни при чем. Да и сам гарант Конституции якобы не владеет никаким серьезным бизнесом. Получается, в Украине не принято декларировать свои доходы и вслух говорить о своих активах. Откуда же взялись тогда 50 самых богатых людей страны, рейтинг которых напечатал журнал "Корреспондент", среди которых миллиардеры и миллионеры?

Можно отметить и позитивную тенденцию - некоторые магнаты смело заявляют о своих прибылях и количество легальных миллионеров растет, но все-таки большинство предпочитает умалчивать о своем бизнесе и активах. Кроме того, присутствует практика записывать свое имущество на родных и близких, что усложняет систему подсчета. То есть складывается парадоксальная ситуация, когда все знают, что человек баснословно богат, а в соответствии с декларацией он является скромным тружеником. Прямо какой-то миллионер Корейко из "Золотого теленка" получается.

В качестве одного из самых распространенных способов сокрытия доходов можно привести пример, когда чиновники и крупные бизнесмены записывают доходы на своих близких и родственников, для того чтобы показать минимум своих активов. Так делают не только рядовые служащие, но и первые люди в государстве, возможно для того, чтобы не озлоблять сограждан истинным положением дел. Вошло в привычку говорит о том, что у государственных мужей нет бизнеса. Для этого они записывают активы на своих родственников, жен. Трудно не привести в пример историю с Нестором Шуфричем, который оформил нефтедобывающие скважины и другой крупный бизнес на свою мать, которая находится в достаточно преклонном возрасте, а сам Шуфрич, оказывается, никаким крупным бизнесом не владеет.

Нельзя сказать, что отечественные парламентарии не предпринимали попыток вывести из тени доходы олигархов, и заставить чиновников всех рангов декларировать свои доходы. В частности, весной в парламент из Кабмина поступил соответствующий законопроект, который обязывал госслужащих всех рангов декларировать абсолютно все свои доходы, вплоть до дивидендов и дорогих подарков. Правда, из законопроекта исчез важный пункт, который требовал от чиновников декларировать доходы и членов своих семей, а в особенности, близких родственников. Такая постановка вызвала резкую критику оппозиции, которая усмотрела лазейку для ухода от налогов и публичной отчетности.

К сожалению, примеры уклонения от декларирования доходов негативно сказываются не только на госбюджете, который недополучает средства, но и на жизни самих олигархов и их близких.

Отсутствие брачных контрактов, в котором четко прописаны условия развода и раздела имущества, сокрытие истинных активов могут сыграть злую шутку не только с близкими олигархов, но и с ними самими.

Показателен пример с Романом Абрамовичем, жена которого в судебном порядке хотела отсудить 5,5 миллиардов долларов. Предположительно, Ирина получила от состояния мужа, которое оценивается в 11 миллиардов фунтов, собственности и наличных денежных средств на общую сумму от 1 до 2 миллиардов фунтов, хотя конфиденциальность, обеспечиваемая российской юридической системой, означает, что точные детали решения суда никогда не будут обнародованы.

Встречаются и обратные случаи, когда под удар попадают близкие олигархов. Так произошло с Марией Фирташ, женой владельца одиозной компании "РосУкрЭнерго" Дмитрия Фирташа. Из-за отсутствия брачного контракта, информации об истинных владельцах активов, она в определенный момент была просто поставлена перед фактом развода и получила мизерную компенсацию. Хотя, по данным газеты "Ведомости", именно она ввела своего супруга в бизнес и была не просто женой, а партнером. Мария Фирташ, судя по всему, все-таки добьется справедливости. В начале лета она обратилась в судебные инстанции с иском против своего бывшего супруга. По ее словам, целью иска являются признание неправомерной состоявшейся в 2005 году процедуры развода и намерение провести отчуждение 50% ныне принадлежащих Дмитрию Фирташу активов. Следовательно, если бракоразводный процесс произойдет в настоящее время, когда Фирташ уже раскрыл свои активы, у Марии Фирташ есть все шансы отсудить половину его состояния.

В пользу этого говорит и тот факт, что недавно в США наша бывшая соотечественница, киевлянка Майя Польски отсудила у мужа 184 миллионов долларов. Это самая большая компенсация в истории США. По утверждению чикагской газеты "The Chicago Tribune", еще никогда не было такого, чтобы домохозяйка, которая не принимала непосредственного участия в бизнесе мужа, получила половину гигантского состояния лишь потому, что была его женой.

Известные украинские разводы

Весьма болезненно прошел развод известного украинского олигарха и миллиардера Виктора Пинчука со своей первой женой. По слухам, Елена Аршава после разрыва получила в качестве отступного банк "Кредит Днепр".

Экс-жене банкира Сергея Тигипко Наталье после развода досталась медицинская клиника и доля в медиабизнесе, а банковские и страховые активы Тигипко оставил себе.

Трижды женатый Виктор Медведчук хранит в тайне отступные своим бывшим женам. Напомним, что первой его женой была дочь известного киевского адвоката Владимира Лебедева. Второй - адвокат Наталия Гаврилюк, дочка служителя Фемиды из прокуратуры Украинской ССР. Третьей женой в 2003 году стала телеведущая Оксана Марченко.
"Подробности"
Додати коментар

Якщо ви хочете залишити коментар, прохання авторизуватися або зареєструватися.

Останні новини: