18 серпня 2007
11:58
1513
Дела депутатские и уголовные
К этой избирательной кампании главные политические игроки, очевидно, подготовились более тщательно, чем обычно, и основательно «подчистили» свои списки – при ближайшем рассмотрении в них не удалось найти уголовных авторитетов и прочих сомнительных личностей.
Зато тех, кто фигурировал в громких скандалах и политических уголовных делах – предостаточно.
Что в списке твоем?
Уникальность украинской политической системы заключается в том, что отечественного политика ¬не так-то просто «потопить», даже в том случае, когда вокруг него разгорается коррупционный скандал. На такие мелочи, как фигурирование в уголовном деле, наличие судимостей и даже тюремного опыта того или иного кандидата в депутаты давно уже не обращают внимания не только избиратели, но и партийные лидеры, призванные блюсти нравственную и идеологическую чистоту рядов. Вот и в этот раз в партийных списках основных политических сил, претендующих на места в Верховной Раде шестого созыва, присутствует немало персон с несколько «подмоченной» репутацией.
По состоянию на середину августа Центризбирком зарегистрировал и опубликовал в Интернете списки кандидатов в народные депутаты семи политических партий и блоков. В списках этих политсил значится в общей сложности 2286 человек. В общем-то списки, представленные в ЦИК, внешне выглядят вполне пристойно: большинство кандидатов имеет высшее образование, изрядный жизненный опыт за плечами, являются уважаемыми представителями разных профессий и социальных групп. Откровенных представителей криминалитета ¬– ранее судимых рецидивистов, известных уголовных «авторитетов» и воров в законе журналистам нашего издания выявить не удалось. Тем не менее, не нужно быть Шерлоком Холмсом, чтобы обнаружить коллекция персонажей, «засветившихся» в разного рода скандалах. Фигурантов уголовных дел и персон с подозрительными «пробелами» в биографии среди нынешних кандидатов в народные депутаты хватает. Что поделаешь, это на Западе политики должны иметь кристально чистую репутацию, а те, в отношении кого существуют хоть малейшие, даже не доказанные судом и следствием, подозрения в злоупотреблении своим положением, навсегда покидают политическую сцену. Ну, а наши деятели все свои проблемы с законом списывают на происки политических оппонетов и продажность правоохранительных структур.
Именно этими причинами объясняют теперь неприятности, возникшие в середине 2005 года у второго номера в списке блока Литвина Сергея Гриневецкого. Сегодня этот видный функционер Народной Партии работает директором департамента внешнеэкономических связей торгового дома «Хлібна гавань», а во времена президентсва Леонида Кучмы он был ни много, ни мало губернатором Одесской области. После «оранжевой революции» Сергея Рафаиловича с этой должности уволили, а спустя полгода ¬– в июле 2005, министр внутренних дел Юрий Луценко сообщил, что против экс-губернатора возбудили сразу два уголовных дела. «Сергей Гриневецький проходит в качестве свидетеля в ряде уголовных дел, а еще в двух – как подозреваемый. Именно в этом статусе он был допрошен 13 июля следователями МВД», – заявил в 2005-м Юрий Луценко.
За что именно милиция собиралась привлечь к ответственности Сергея Гриневецкого, Луценко не рассказал, сославшись на оперативные интересы следствия. Однако, по информации, просочившейся тогда в СМИ, экс-губернатору припомнили историю с одесским Театром юного зрителя, который облгосадминистрация передала в аренду частной структуре, которая самовольно переоборудовала его в спортивно-оздоровительный комплекс. Дело усугубил тот факт, что здание этого театра имело статус памятника архитектуры, а после реконструкции оказалось, что памятник по сути был разрушен, а на его месте возникла новостройка.
По всей видимости, это был далеко не единственный повод, по которому Гриневецкого приглашали для задушевной беседы со следователями. Но его уголовное преследование было остановлено после того, как бывший руководитель Одесской ОГА по собственному почину сложил с себя полномочия руководителя одесского областного совета. Многие одесситы тогда решили, что бывший хозяин региона заключил «джентльменское соглашение» с новой властью, обменяв свой пост в облсовете на отпушение прежних грехов.
В стане «белых и пушистых» кандидатов в народные депутаты – тех, кого выдвинул Блок Юлии Тимошенко, тоже можно найти тех, кто не совсем вписывается в образ идейных и принципиальных борцов с коррупцией. Например – посеянные в проходной части списка под номерами 38 и 69 братья Сергей и Александр Буряки. Опять таки в июле 2005-го их имена вспоминались в связи с возбуждением Генпрокуратурой уголовных дел об отмывании денег. По информации, которую тогда распространила заместитель генпрокурора Татьяна Корнякова, было возбуждено уголовное дело по отмыванию в оффшорной зоне 48 миллионов долларов США, которые поступили туда со счетов «Брокбизнесбанка». Эта финансовая структура, как известно, принадлежит братьям Бурякам. И хотя нет никаких сведений, что прокуратура предъявляла какие-либо притензии этим банкирам лично, вряд ли их политическую репутацию после этого можно назвать безупречной.
Уголовные рекорды Партии Регионов
Но наибольшее количество политиков, имевших серьезные проблемы с законом, пребывает в списке Партии Регионов. Помимо лидера этой политструктуры, у которого за плечами, как известно всей стране – две ходки в места не столь отдаленные, фигурантами уголовных дел в разное время становились Ринат Ахметов, Борис Колесников, Раиса Богатырева, Ефим Звягильский, Виктор Тихонов, Александр Ефремов, Дмитрий Табачник и Анатолий Толстоухов. А о регионале Василие Джарты вообще поговаривают, что в юные годы этого парня из шахтерской Макеевки не раз арестовывала милиция, но благодаря заступничеству влиятельных людей он каждый раз отделывался легким испугом. Но обо всем по порядку.
Экс-губернатор Луганщины Александр Ефремов попал под «горячую руку» оранжевых революционеров в августе 2005. Его тогда вызвали в прокуратуру региона для дачи показаний в качестве подозреваемого. Правоохранительные органы так и не сообщили общественности, что стало причиной возбуждения уголовного дела против этого высокопоставленного чиновника, однако по инфрмации активистов общественного движения «Пора» фабула дела касалась махинаций вокруг местного футбольного клуба «Зоря». Впрочем, дело Ефремова стало очередным «пшиком», которым закончились практически все дела, инициированные отечественной правоохранительной системой после оранжевой революции.
Таким же пшиком завершилась попытка привлечь к уголовной ответтсвенности и отечественного олигарха №1 Рината Ахметова (о прошлом которого в свое время ходили много самых невероятных слухов), предпринятая во все том же 2005 году. Как рассказал впоследствии экс-заместитель министра внутренних дел Геннадий Москаль, для этого милиции пришлось устроить небольшую провокацию. По оперативным каналам МВД получило инфармацию о причастности Ахметова к покушению на донецкого авторитета по кличке «Боцман», или в миру – гражданина С. Чернышова. На тот момент Чернышов, который, кстати, выжил после покушения, тихо-мирнопроживал в Москве и вовсе не собирался обращаться в украинскую милицию с заявлением о том, что кто-то пытался его убить. Таким образом, формальных оснований для возбуждения уголовного дела у милиции не было. Тогда МВД времен Луценко пригласило Ахметова через СМИ в милицию для дачи показаний по факту нанесения телесных повреждений. При этом фамилию потерпевшего милицейская пресс-служба сознательно не указала. Люди Ахметова, воспользовавшись связями в органах внутренних дел, выяснили, из-за кого конкретно милиция беспокоит их шефа и выехали в Москву для беседы по душам с Чернышовым. Тот пошел на контакт с донецкими гостями и вскоре написал заявление в милицию, что покушение на него было, но он лично никак не связывает это с Ринатом Ахметовым. Собственно, ради этого документа и проворачивалась вся «спецоперация»: получив, его милиция смогла возбудить дело. Ну, а подозреваемым в этом деле, как сообщил Юрий Луценко, стал, несмотря даже на личное мнение потерпевшего Чернышова, стал именно Ринат Ахметов. Однако, не смотря на все старания, эта попытка привлечь к ответственности одного из лидеров Партии Регионов оказалась бесплодной.
Раиса Богатырева попала в переплет в ту горячую пору, когда страна обсуждала расследование уголовного дела Бориса Колесникова, подозреваемого в вымогательстве акций торгового центра «Белый лебедь». Что и говорить – все участники этой детективной игры, от самого подозреваемого до потерпевших, решившихся дать показания, от следователей, которые вели это уголовное дело, до высшего руководства МВД и Генпрокуратуры, санкционировавшего все эти «боевые действия», играли тогда по-крупному. Нешуточная опасность грозила каждому, кто был вовлечен в эту историю. И вот когда обстановка накалилась до предела, адвокат подследственного Андрей Федур и его близкая соратница по партийной работе Раиса Богатырева распространили среди журналистов неведомо как добытые ими данные о банковских счетах семьи Пенчуков, выступавших потерпевшими в деле. Уголовное дело Колесникова после этого развалилось. Политсилы, заинтересованные в ослаблении «донецкого клана», тогда попытались наказать Богатыреву и Колесникова – против них возбудили уголовное дело о разглашении конфиденциальной информации. И хотя формально признаки этого преступления в действиях подозреваемых были, они все же как-то выкрутились и избежали незавидной участи.
А вот Ефиму Звягильскому в свое время пришлось несколько лет провести за границей, пережидая лихую годину, когда после недолгого периода исполнения обязанностей премьер-министра Украины прокуратура возбудила против него уголовное дело. «Звягильский в соучастии с должностными лицами коммерцеского банка «Даміана-банк», совершил ряд торгово-финансовых операций… Государство понесло материальный ущерб, на более чем 25 миллионов долларов, – доложил депутатам Верховной Рады в 1994 году генеральный прокурор Украины Владислав Дацюк. – Кроме того, собрано досточно доказательств того, чтобы предъявить ему обвинения по статье 86 Уголовного кодекса «Хищения госимущества в особо крупных размерах», по части 2 статьи 165, «Злоупотребление служебным положением» и статье 156 «Превышение служебным лицом своих полномочий».
Парламент после этого выступления генпрокурора санкционировал снятие с Звягильского депутатской неприкосновенности. Призошло это 28 сентября 1994 года. На тот момент Звягильский находился в Англии, откуда, узнав о решении Рады, переехал в Израиль, где и находился с 1994 по 1997 год, когда Верховная Рада отозвала свое решение о снятии с него депутатского иммунитета. После этого прокуратура больше не трогала неприкосновенного Звягильского.
Немало «черных дней» пришлось пережить и регионалу Виктору Тихонову, который стал первым человеком, чья фамилия фигурировала в уголовном деле о сепаратизме во время приснопамятного съезда депутатов всех уровней в Северодонецке. Тихонова неоднократно приглашали на допрос в генеральную прокуратуру, как и другого видного регионала ¬– ныне покойного Евгения Кушнарева. Однако по мере того, как иссякал революционный запал новой власти, замедлялись и темпы расследования «дела сепаратистов». Сегодня оно вообще сошло на нет.
Имена еще двух регионалов - Дмитрия Табачника и Анатолия Толстоухова в свое время фигугрировали в уголовном деле об издании тиража газеты «Урядовий кур’єр», в котором содержалось сообщение о победе Виктора Януковича на президентских выборах 2004 года. И это несмотря на то, что Верховный суд Украины недвусмысленно запретил делать это. За такие «геройства» сладкую парочку Табачник-Толстоухов обвинили в превышении служебных полномочий. В 2005 году Генпрокуратура обещала быстро закончить и направить в суд дело этих излишне ръяных регионалов. Но этого так и не произошло. Кстати, имена Табачника и Толстоухова связывают и с другим громким уголовным делом – о хищении исторических документов из Львовского государственного архива. Но это дело, как и другие, до сих пор не доведено до логического конца.
Удивительно, но факт: несмотря на пристуствие в избирательных списках достаточного количества деятелей, имеющих проблемы с законом, народ все равно голосует за те партии, которые продвигают в парламент людей с далеко небезупречной репутацией. А после те же самые избиратели удивляются, отчего в нашей стране процветает коррупция и воровство, абсолютно не действуют законы. Конечно, такую народную неразборчивость можно назвать одной из «болезней роста», которая пройдет по мере взросления украинской демократии. Но, затянувшись, эта болезнь может стать причиной летального исхода нашей государственности. Поэтому украинскому избирателю, равно как и политическим лидерам, просто необходимо как можно быстрее повзрослеть.
Евгений Евсеев, "Главред"
Якщо ви хочете залишити коментар, прохання авторизуватися або зареєструватися.