21 листопада 2007
11:28
1598
Отставить Майдан!
Третья годовщина начала «оранжевой» революции позволяет сделать нелицеприятные для отечественной политической элиты выводы.
И те, кто стоял на Майдане, и те, кто мечтал зачистить центральную площадь Украины в те революционные дни, сегодня продолжают жить так, словно Майдана в жизни страны не было.
Величие и масштабность событий, произошедших три года назад в центре Киева, как-то скрасили архитектурную неоднозначность центральной площади украинской столицы. В общественном сознании она превратилась едва ли не в Храм Революции, впрочем, туда быстро не только впустили торговцев разнообразной атрибутикой, но и завезли проплаченных политических туристов. Вряд ли в народе пытались убить память о тех событиях, просто правили бал политическая целесообразность и копирование успешных методов борьбы. Уже в 2005-м празднование первой годовщины Майдана стала соревнованием в красноречии между его лидерами, а вторая и вовсе превратилась в неформальную тусовку давнишних полевых командиров. Буквально завтра-послезавтра им придется доказывать способность то ли создать демократическую коалицию, то ли восстать против президентской воли.
Пребывание в первых рядах на сцене Майдана дало путевку в жизнь многим украинским политикам. Куда менее заметны те из них, что в те дни обеспечивали нормальную работу палаточного городка революционеров. Роман Безсмертный притаился на Банковой в качестве заместителя главы секретариата президента, Давид Жвания не балует прессу энергичными комментариями, Евгений Червоненко не нашел спокойствия даже в запорожской ссылке. Они не предали Майдан, но имели неосторожность высказывать собственное мнение по политическим проблемам в постмайданный период, отказались колебаться вместе с линией правящей партии. Наверное, это не опала, просто изменение политического качества для энергичных и не сказавших еще последнего слова в новейшей истории нашей страны людей.
Кстати, трагикомичная история строительства «партии Майдана», досконально повторяющей траекторию падения украинских партий власти, это тоже следствие тех революционных событий. Болезненное отдаление вчерашних «любых друзив» не завершилось «ющенковским призывом» в обновленную партию. «Наша Украина» переживает сегодня не лучшие времена, и публичной присягой верности идеалам «оранжевой» революции существующих проблем не решить.
О главных героях Майдана сказано много, и повторяться не хочется. Между прочим, и многократно обруганный соратниками по «оранжевой» революции Александр Мороз, и его соратники-социалисты были в первых рядах на трибуне Майдана. Забыть о роли Сан Саныча не получится, как бы кому этого не хотелось, скорее, придется признать: события на Майдане 2004 года – не панацея и не уникальная политическая индульгенция. Скорее, они стали тестом на способность политиков возглавить стихийный общественный протест и увлечь его за собой в русло цивилизованного гражданского сопротивления. Пытаться сегодня разделять главных героев тех дней на «чистых» и «нечистых» - занятие неблагодарное.
Наверное, можно сказать, что Майдан стал прекрасной прививкой от мессианства, и Виктора Ющенко после осени 2004-го даже заядлые критики перестали называть мессией – уж больно внушительным было количество «оранжевых» в центре Киева. Но и самому Виктору Андреевичу не стоит забывать, что не столько его усилиями было собрано море его сторонников, сколько он сам превратился в революционное знамя, символ преобразований. Насколько он отвечает ожиданиям трехлетней давности – об этом лучше пусть ответят участники «оранжевой» революции.
Даже не касаясь Ющенко, можно сказать, что отечественная политическая элита в большинстве своем оказалась недостойной Майдана. Сегодня ситуация в стране напоминает расцвет президентства Кучмы, разве что на дверях в византийские кулуары отечественной политики кто-то заботливо развесил вышитые рушныки и гроздья прихваченной первым морозом калины. И до сих пор непонятно, что лучше: коалиция из 228 депутатов, припертых к необходимости сотрудничества императивным мандатом, или широкая донельзя коалиция, в которой затеряться может все, что угодно, кроме экономических интересов ее титульных спонсоров. Но не стоит говорить «Мы не за это на Майдане стояли». Там вообще каждый был за себя, за свою свободу. Другое дело, что события «оранжевой» революции оказались настолько сильным общественно-политическим потрясением, что и сегодня на лозунге «Не зрадь Майдан!» пытаются получить политические дивиденды.
Между тем, стоит признать: Майдана больше не будет, по крайней мере, в том мирном и созидательном ключе, что осенью 2004-го. Повторить столь масштабное событие невозможно и по той причине, что практически все основные политические игроки приложились к дискредитации Майдана. Он словно стал первой ступенью ракеты, которая подтолкнула их к политическим вершинам, а сама сгорела в плотных слоях атмосферы. И теперь украинские политические небожители рассеянно наблюдают с высоты места сидения за теми, кто во многом обеспечил им недавний успех.
Избирательные кампании впредь не станут строить с расчетом на массовые протесты. Украинцы изрядно устали от выборов, и политическая активность давно перестала быть «чеснотой». Но нельзя не заметить, что пост-майданные выборы стали не просто спокойнее, но и демократичнее, честнее. И пусть их результаты устраивают далеко не всех, необходимость находить компромисс, не топтаться исключительно по больным мозолям оппонента – это благоприобретенный элемент политической культуры.
Майдан стал частицей истории Украины, в которой было немало предательства и недоразумений, и катастрофически не хватает светлых страниц. Осознание этого факта уже является поводом, чтобы перестать апеллировать к событиям «оранжевой» революции по мелким поводам, но не забывать о них. В те дни украинцы сумели разрушить многие стереотипы об «их хате скраю», начали создавать гражданское общество, потому Майдан нужно не льстиво восхвалять, а помнить о нем, не предавая его своими делами.
Евгений Магда
"Главред"
Якщо ви хочете залишити коментар, прохання авторизуватися або зареєструватися.