19 грудня 2007   09:24   1700

… И лось, изображающий оленя

Решительно не правы те, кто сравнивают нашу политическую жизнь с цирком или театром. Там, конечно, тоже порой бывает весело, но, прошу обратить внимание, – никому из актеров не приходит в голову обещать зрителям полный «добробут» и материальные блага.

Совсем другое дело – Новогоднее Представление в театре! Детям показывают забавное действо, а потом еще и подарок с конфетами выдают! Ну чем не модель идеального мира?!

Наша тертая политическая труппа быстро смекнула, что из всех искусств для инфантильного электората важнейшим является именно Новогоднее Представление. И теперь она крутит его круглый год напропалую, наплевав с Печерских холмов на всяких там Гамлетов и Федр. И ничего – смотрят, от мала до аксакала.

На сцене все, в принципе, как у людей. Есть Дед Мороз в чине Гаранта, почти как настоящий. Поговаривают, что актера на эту роль порекомендовал сам Главный Санта Клаус, хотя в это верится слабо. Как драматический актер наш Дед Мороз слабенький, но широкого диапазона. Говорит невнятно, зато зрители могут наблюдать всю титаническую внутреннюю борьбу, кипящую в дедморозовой душе. Причем в этой борьбе он проигрывает. Тексты Деда Мороза написаны неряшливо, но он и не пытается их произносить, а все время импровизирует. Постоянно забывает, какую роль играет, сбиваясь то на Гамлета, то на Офелию. В зрительном зале Деда Мороза недолюбливают, особенно в роли барышни-самоубийцы.

Снегурочка, как и полагается, разительно отличается от дедушки. Актерский диапазон у нее узок, зато свою единственную роль – защитницы публики от всякой театральной нечисти – она играет с девичьим задором и жемчужным блеском. Правда, некоторых смущает, что порой из-под белой шубки Снегурочки показывается базука, а на пол вываливаются гранаты с плохо зафиксированной чекой и тяжелые гантели, которые с удивительным постоянством падают на дедушкины пальцы. Но именно на эти моменты зал реагирует особенно живо.

Уже никто не помнит, как в главные персонажи нашего новогоднего представления выбился Олень бывшего Деда Мороза. Это очень крупная особь, прибывшая из далекого леса. В нынешней оленьей упряжке он стал главным в основном из-за размеров. За собой Главный Олень тащит сани. Зрители из дальних рядов надеются, что в них лежат подарки, но те, кто сидит поближе, давно поняли, что там порожняк.

У Главного Оленя есть маленькая тайна: на самом деле он Лось, изображающий оленя. В том лесу, откуда он прибыл, оленей давно и успешно зачморили более рогатые авторитеты. Да и не любил бывший Дедушка настоящих оленей, особенно благородных…

Актер из нашего животного никакой, но никто и не ожидает от Лося виртуозной игры. Лишь бы не гадил на сцене, и то хорошо.

Главного Лося окружают лоси поменьше. Недостаток размера они компенсируют зверским потряхиванием рогами в сторону Снегурочки и Деда Мороза. Немногочисленные настоящие олени, затесавшиеся в упряжку, вынуждены изображать лосей, изображающих оленей. Руководит всем этим стадом группа гномов, добывающих свои богатства из недр земли. Один из них даже выбился в финдиректоры театра. Но это еще что! – у соседей парочка мелких, но злобных гномов вообще приватизировала театр, и теперь круглогодично дает представления на военно-патриотические темы.

Снегурочка же окружила себя ангелочками в белом, с крылышками и бородками. Биография некоторых из них вызывает сомнения; зрители из первых рядов утверждают, что видели у ангелочков лосиные копыта и пеньки от спиленных рогов. Кое-кто в это верит.

Свита Деда Мороза самая что ни на есть пестрая. Налицо творческий подход при подборе окружения! Там есть и откровенные лоси, и пара эльфов, и криль, и кроль, и даже один закарпатский тролль, которым пугают маленьких зрителей. Свита недолюбливает Деда Мороза, особенно когда тот играет роль Гамлета.

Дед Мороз, Снегурочка и Лось играют в одном спектакле уже давно, друг другу надоели до смерти, но удавить коллег прямо на сцене не решаются, потому как боятся дурной славы в театральном сообществе. Плохо блокируются, но замечательно блокируют. Основным их развлечением остается борьба за право считаться Главным Действующим Лицом и за доступ к билетной кассе. Время от времени они устраивают выборы, обещая зрителям снижение цен на билеты и скорую раздачу подарков. При этом Лось бросает в задние ряды карамельки и обнадеживающе кивает рогами в сторону саней. Снегурочка заявляет, что сани пусты, а все их содержимое перепрятано гномами в надежной норе, но уж она-то, будьте уверены, ее отыщет! Дед Мороз, не уверенный ни в чем, указывает на неопределенное место, где теоретически могут находиться полные сани. В это время гномы, лоси и ангелочки, сидя за кулисами, делят зрительские кресла и реквизит.

Зрители представление смотрят, конфеты ловят, сердцем голосуют, но в скорую раздачу подарков верят немногие. Аксакалы намекают, что в этом театре конфет зрителям не выдавали отродясь, но сами-то они сидят, потому что деваться некуда. И верно, в соседние театры здешнюю публику пускают неохотно и предлагают самые грязные места.

Остается смотреть то, что показывают. Да и актеры постоянно заверяют, что вот-вот примутся за постановку чего-то грандиозного, но намекают, что стоимость билетов при этом сильно вырастет. Зрители верят только в последнее, справедливо полагая, что ни фига порядочного они не поставят, поскольку писать сценарии никто не хочет, массовка ленива, своих режиссеров нет, а чужие настолько пройдошисты, что не приведи господь!

* * *

Но все-таки нам не следует быть чересчур злыми. Этот дурацкий театрик, положа руку на сердце, не так чтоб уж вовсе плох. Да, в нем грязновато и холодно, главные актеры не шибко талантливы и склочны. Но в нем не дубасят зрителей, которые недовольно свистят или просто отказываются аплодировать. Труппа пытается хоть что-то изобразить и порой даже обращает внимание на реакцию зала. Лоси и гномики-клептоманы, присвоившие кресла в зале, уже не пытаются их выкорчевать, чтобы спалить в буржуйке.

Нашему театру отчаянно везет. В другие времена при таких актерах и вахтерах он был бы уже дружественно поглощен Большим театром (а то и театриком поменьше). И зрителям показывали бы не новогоднее представление, а кузькину мать. Но нам везет. Нас не шибко любят, но жалеют, как маленьких болезненных детей, заигравшихся в бирюльки. И даже военно-патриотические ребята из Театра гномов не слишком досаждают, бодро повышая расценки на отопление и вяло претендуя на одну загаженную нами же ложу.

Но вряд ли это продлится долго.

Настанет момент, когда наши актеры будут вынуждены делать то, что они делать не умеют – писать сценарии, придерживаться текста и воспитывать в своей среде вменяемых режиссеров. Нужда заставит. Да только они все равно не смогут, даже если захотят. Не тот «хвасон».

…А еще есть зрители. Сейчас они с раздражением смотрят на сцену, ждут обещанных подарков и не стремятся сами организовать какое-нибудь порядочное представление. Но зрителей много, а в зале хватает свободного пространства, которое можно приспособить для уймы удачных постановок. И, в конце концов, даже до самых последних зрителей из далекого леса дойдет, что они сами способны и научить, и развлечь, и накормить конфетой сидящего рядом ребенка.

И для этого вовсе не обязательно переться на сцену.

Ростислав КОРЧМАР

"Обком"
Додати коментар

Якщо ви хочете залишити коментар, прохання авторизуватися або зареєструватися.

Останні новини: