21 січня 2008   11:31   1548

Обреченность украинской политики

Если в предыдущей Верховной Раде расстановка политических сил имела постоянно два полюса - коалицию и оппозицию, то в парламенте VI созыва появился еще и "экватор", третья сила, позиционирующая себя вне парламентской "биполярности". Таковой, по крайней мере, считает себя фракция Блока Литвина.

О выдерживании собственной принципиальной линии парламентского поведения, выгодности позиции Блока, национальной болезни взаимоподавления, о "прорыве" к "всеукраинскому счастью", а также об обреченности украинцев пережить очередной политический кризис рассказал в эксклюзивном интервью лидер фракции одноименного Блока Владимир Литвин.

Если бы Владимир Литвин был сегодня спикером Верховной Рады, кто бы тогда возглавлял Кабинет Министров, а кто был бы в оппозиции?

Я думаю, что такой вопрос имеет право на существование, но не имеет под собой почвы. Ведь сегодня Председателем Верховной Рады является Арсений Яценюк.

Следует также отметить, что если бы я претендовал на эту должность, мне необходимо было бы тогда отказаться от собственного видения проблем и перспектив развития общества, от своих оценок сложных вопросов и вызовов, стоящих перед Украиной. Я должен был бы подчинить свою волю коалиции, поскольку контрольный пакет в парламенте принадлежит двум фракциям - БЮТ и НУНС.

Насколько влиятельными и решающими Вы можете оценить собственные силы и потенциал своей фракции в Верховной Раде сегодня?

Все зависит от того, насколько у нас получится выдержать принципиальную линию поведения, насколько мы сумеем отмести соблазнительные предложения относительно присутствия в той или иной мере во власти. Сегодня многие коалицианты рассматривают такое присутствие как возможность решить личные, корпоративные, семейные и другие проблемы. Это главное испытание, через которое предстоит пройти. Во всех проблемах, стоящих перед страной, в любых вопросах, рассматривающихся в Верховной Раде, мы будем придерживаться объективной позиции. В дальнейшем это обеспечит нам соответствующее признание.

В определенной мере нам политически на руку то, что сегодня парламент фактически разделен наполовину. Очевидно, что без фракции, которую я представляю, практически невозможно принять какие-либо решения, предлагаемые правительством или Президентом Украины, ведь против них будут выступать фракции "регионалов" и коммунистов. А в последнее время президентским инициативам начали оппонировать и его союзники. Следовательно, через парламент будут проходить решения, в которых есть исключительная необходимость. По крайней мере, мы будем придерживаться такой линии.

Как вы, в общем, можете прокомментировать работу нынешнего парламента?

Сегодня можно смело утверждать, что коалиция не может принять ни одного принципиального решения, кроме кадровых, на что она еще может мобилизоваться. После перехода на исключительно пропорциональный принцип формирования Верховной Рады депутаты чувствуют ответственность только перед лидером своей политической силы и практически не учитывают настроение своих избирателей. Ведь 99% народных избранников, присутствующих сегодня в зале, не стояли перед людьми во время избирательной кампании. Им не за что отвечать, у них нет чувства ответственности, которое должен испытывать каждый депутат. Я не хочу сказать, что у нас плохие депутаты. В отдельности все они хорошие, просто замечательные люди. Однако сама избирательная система не обязывает парламентария помнить о том, перед кем он должен отчитываться, и кому он должен быть обязан за то, что носит гордое имя народного депутата Украины.

Скажите, характеристика такого поведения касается и депутатов Блока Литвина?

В значительной мере нет, поскольку все наши депутаты работали в округах. Нам пришлось прорываться в Верховную Раду, ибо у нас не было тех возможностей, которые имелись у политических партий, представленных в предыдущем парламенте. Речь идет о вопросах доступа к средствам массовой информации, о нашем представительстве в избирательных комиссиях.

Кроме того, мало кто из лидеров других политических партий, их актива может сказать, что он общался непосредственно с людьми, как это, скажем, делал я. Ведь, как правило, наши политические "тяжелоатлеты" общались с народом через концертную сцену: артисты разогревали публику, потом выходил представитель политсилы, провозглашал "спич", и пока исполняли очередную песню, он спускался со сцены, садился в авто и ехал на следующую встречу, где уже разогревали людей другие артисты. У нас не было таких возможностей, о чем мы не жалеем. Не жалеем, потому что придерживались совсем другой концепции избирательной кампании – это непосредственное общение с людьми.

Не считаете ли Вы положительным тот момент, когда парламентская коалиция, новое правительство и Президент стараются придерживаться определенного единства в своей деятельности?

Это идеал, к которому необходимо стремиться. Но следует быть реалистами, ведь пока что есть только декларирование об общих намерениях. Уже сегодня мы видим, что внутри власти существуют огромные разногласия, которые со временем дадут о себе знать. Для этого достаточно прочитать интервью представителей политических сил, входящих в коалицию. Мне кажется, что это раздражение рано или поздно выйдет на поверхность. Я это говорю без малейшей доли злорадства. Просто, к великому сожалению, у нас становится национальной болезнью взаимное подавление. Я думаю, что как раз накануне очередной даты акта Злуки следовало бы громко говорить об этом. Если у нас будет продолжаться процесс противостояния, то, мне кажется, что проиграют все, независимо от того, к каким лагерям принадлежат политические игроки: к коалиции или оппозиции. Только в процессе работы можно увидеть и задействовать возможности и резервы для того, чтобы Украина стала более уверенно на ноги. Люди оценят политиков именно за их конструктив, а не просто за какие-либо действия.

Как Вы расцениваете последнее совместное обращение Президента, Премьер-министра и спикера ВР к Генсекретарю НАТО по поводу присоединения к Плану действий относительно членства в НАТО во время будущего саммита Украина-НАТО в Бухаресте в апреле этого года?

Президент имеет полное право для подобного действия, поскольку он наделен полномочиями от народа. Тем более что глава государства определяет и обеспечивает организацию внутренней и внешней политики. Хотя мой тезис может опровергнуть ряд парламентариев, ссылаясь на то, что именно ВР должна определять основные принципы внутренней и внешней политики государства.

Относительно Премьер-министра, я надеюсь, что здесь было совместное решение всего правительства, поскольку правительственные решения принимаются коллективно.

Что касается Председателя ВР, то он Конституцией наделен правом представлять парламент. Вполне прогнозируемым был тот факт, ряд депутатов и фракций обвинят главу ВР в превышении полномочий. Кстати, я предупреждал его об этом.

На днях Кабмин принял программу своей деятельности "Украинский прорыв: для людей, а не политиков". Вы уже изучали ее?

Да, я с ней ознакомился. Сама Тимошенко назвала "Украинский прорыв" декларацией намерений. Это очень точная его оценка. Но мне, например, было бы интереснее, если бы обсуждался именно план действий правительства, а не его намерения что-либо сделать. В программе указаны достаточно правильные позиции. Им возразить нельзя, разве что некоторым формулировкам, за которыми прочитываются определенные политические подходы.

В то же время, к "Украинскому прорыву" возникает ряд конкретных вопросов. В частности, как эти намерения достичь "всеукраинского счастья" будут материализованы? Какие конкретные этапы, промежуточные и конечные результаты реализации тех или иных задач? По моему мнению, уже на этапе рассмотрения программы деятельности правительства в Верховной Раде надо добавить в нее конкретный план действий, план мероприятий с четко определенными сроками и результатами по каждой позиции. Это добавило бы весомости документу. В противном случае все сведется к ритуалу – ведь, согласно требованиям Конституции и Закону о Кабинете министров, Верховная Рада должна рассмотреть и утвердить соответствующий документ, о котором забывают сразу после результативного голосования и бурных аплодисментов.

Вообще сегодня роль и значение программы действий правительства четко не определены ни в Законе о Кабмине, ни в Конституции. Остаются неясными многие моменты. Речь идет об ответственности за выполнение программы, ее возможном несоответствии запросам общества. Какие это несет последствия, каков механизм контроля за выполнением программы, какова ответственность правительства? Поэтому сегодня – еще раз повторю – принятие данного документа остается своеобразным ритуалом, позволяющим правительству говорить, что оно действует строго по правилам.

В таком случае Ваша фракция будет все-таки готова поддержать "Украинский прорыв"?

Мы подготовили наработки к проекту программы и предложили правительству внести их в "прорыв". Они очень конкретные. Все будет зависеть от того, насколько Кабмин будет считать приемлемыми их для себя. У нас, в частности, есть много наработок относительно установления справедливой заработной платы в Украине. Более того, нами внесен законопроект по поводу почасовой оплаты труда, увеличения до 30% доли заработной платы в себестоимости продукции. Если правительство учтет полностью или хотя бы львиную долю наших предложений, для нас будет важным сделать шаг, направленный на то, чтобы эта программа получила право на жизнь. Но опять-таки при одном условии: чтобы Кабмин отчитывался за ее выполнение.

Как Вы можете прокомментировать правительственную инициативу и сам процесс возвращения гражданам Украины их советских сбережений в "Ощадбанке"?

Я должен сказать, что это неправительственная инициатива. Именно наша политическая сила еще раньше четко заявила об этой проблеме и о том, какими мы видим пути ее решения. Ведь политсила под названием БЮТ активно заговорила об этом только на втором этапе избирательной кампании. Нет, мы не претендуем на авторство, но попытки на скорую руку, впопыхах решить эту проблему приводят к ряду трудностей.

Кроме того, следует отметить, что речь идет не о 20 млрд.грн., а о возвращении более 130 млрд.грн. Необходимо также привести в соответствие тогдашний советский рубль к сегодняшней гривне, сравнив их покупательскую способность. Вместе с тем, нужно провести с людьми честный разговор, сказав им, что им будут возвращены либо все сбережения, либо только 10%.

В то же время, не следует ставить людей в неравные условия. Сейчас ситуация такая, что если человек имеет 1000 грн. на счету, ему могут вернуть все деньги, а если у другого человека лежит в банке 5000 грн., то он уже такого права не получит. Очень важно придерживаться справедливого механизма компенсации, а сегодняшняя политика возвращения советских сбережений предлагает снова всех сделать равными в бедности. Эти и другие моменты требуют четкого и правдивого ответа. Присутствующие здесь натиск и давление должны уступить место взвешенному и искреннему разговору. Хотя то, что этот шаг уже сделан, является огромным позитивом.

Также очевидно, что подобной инициативой правительство делает ставку на следующую избирательную кампанию. Такую политику можно рассматривать как апелляцию на опережение к избирателям.

Каковы Ваши прогнозы относительно дальнейших событий в украинском политикуме?

Политические процессы в Украине будут развиваться от плохого к худшему. Я думаю, что на поверхность начнут выходить противостояния. Сдерживания и раздражительность достигнут определенного пика, после чего произойдет прорыв. Мы это увидим где-то в марте-апреле. Возможно, даже в процессе пересмотра бюджета на 2008 год. Мне кажется, что мы просто обречены пережить очередной политический кризис. Я об этом говорю с сожалением, но все указывает на то, что рано или поздно негатив прорвется наружу. Ведь очевидно, что парламентская коалиция построена на недоверии. Чем больше подписей, заклинаний и заверений, тем очевиднее, что недовольство во взаимоотношениях между политиками растет.

Вместе с тем, мы можем избежать этого кризиса при условии, что кто-то сдастся и отойдет на второй номер. Такой ход событий будет называться украинским компромиссом. Однако даже такой компромисс в сегодняшних условиях остается в сфере желаемого, а не реального.

В случае, если Блок Литвина окажется в подобном политическом "водовороте", он будет готов уступить?

Дело в том, что мы не принимаем участия в отправлении власти. А если мы не участвуем в этом, то у нас нет основания для конфликта либо для участия в конфликте на той или иной стороне. Мы заявляем о том, что нельзя допускать конфликтов в нашей стране. Вместо этого необходимо выстраивать взаимоотношения на основе Конституции, законов, а не пытаться подогнать их под видение той или иной политической силы и под политический момент.
"ЛIГАБiзнесIнформ"
Додати коментар

Якщо ви хочете залишити коментар, прохання авторизуватися або зареєструватися.

Останні новини: