5 лютого 2008   08:06   1501

Донецкие помогают Тимошенко с Ощадбанком?

Война между Президентом и премьером, разгоревшаяся вокруг Ощадбанка, стала неожиданностью лишь в одном: она началась слишком рано.

Тем не менее, обе стороны уже показали, что не собираются уступать. Участники битвы ведут активную подготовку к скорому разрыву союза Виктора Андреевича и Юлии Владимировны, а ситуацию с Ощадбанком готовят к роли одной из основных публичных причин такого разрыва. Вот только жертвой закулисных боев может стать финансовая стабильность государственного банка.

История вопроса

Прежде всего, считаю нужным отметить: та публичная перепалка, которая велась всю минувшую неделю вокруг вопроса отставки главы правления Ощадбанка Анатолия Гулея, не была спланированной акцией президентских или премьерских пиарщиков. Скорее, наоборот: в первый день конфликта (до публикации сведений о нем) ни одни, ни другие в беседах с автором данного материала не подтверждали сведения о возникших противоречиях. А у Президента даже категорически опровергали их. Очевидно, никому не хотелось начинать войну слишком рано. Но когда информацию о конфликте подхватили практически все украинские и многие зарубежные СМИ, «командующие» обеих «политических армий» поняли: пора атаковать. И начался бой.

В двух словах напомню хронику маневров. В понедельник Виктор Ющенко собирает традиционное еженедельное совещание с руководством правительства и парламентской коалиции. Тимошенко в это время находится в Брюсселе, поэтому вместо нее в розовый зал Секретариата Президента пригласили первого- вице премьера Александра Турчинова. Именно ему Ющенко выставил ультиматум: Гулей должен быть отправлен в отставку, а конфигурация наблюдательного совета Ощадбанка - изменена таким образом, чтобы Президент получил в набсовете гарантированное большинство. Фактически, это означает переход «Ощада» под полный контроль главы государства. Формальной причиной для таких требований стали закрытые результаты проверки Нацбанка, который нашел в работе Ощадбанка определенные нарушения. Перепалка на заседании закончилась ничем: ни одна из сторон не проявила желания уступать.

Юлия Тимошенко ответила Президенту после того, как информация о президентских требованиях стала достоянием общественности. Во вторник, находясь в Брюсселе, она заявила, что не видит возможности отставки Гулея. А в среду добавила, что прочла отчет НБУ и не увидела там никаких нарушений. Ответный удар со стороны Ющенко нанес замсекретаря СНБО и по совместительству член набсовета Ощадбанка Андрей Пышный. На брифинге, организованном в Секретариате Президента, он сообщил о проблемах с ликвидностью банка. В завершение боевой недели «Коммерсант» достает-таки в НБУ копию того самого отчета о проверке и публикует сведения, доказывающие, что в действиях руководства «Ощада» в 2007 году (а проверка проводилась еще до прихода правительства Тимошенко!) действительно были нарушения.

Политика вопроса

Активность и настойчивость Юлии Владимировны при защите руководства «Ощада» вызывает, как минимум, удивление. Неужели премьер-министр так безоговорочно доверяет топ-менеджменту банка? И на чем основано такое доверие? Сегодня во многих СМИ Анатолия Гулея называют «членом команды Тимошенко». Эта ошибка очень показательна - журналисты «небанковского» профиля и представить не могут, что столь важный для ЮВТ участок работы премьер поручит человеку «со стороны». Но это действительно так. Гулей был назначен на пост главы правления «Ощадбанка» в марте 2007 года силами антикризисной коалиции и являлся креатурой Андрея Клюева. Кстати, до назначения в «Ощад» он работал главой правления Актив-банка, владельцами которого являются братья Клюевы. Первым замом Гулея является «донецкий» банкир Роман Магута. Кроме того «стопроцентным человеком Клюевых» считается глава набсовета банка Даниил Волынец.

Конечно же, в команде Тимошенко есть достаточно финансистов. Те же братья Буряки могут порекомендовать лидеру БЮТ достойных, компетентных и, главное, преданных банкиров. Однако Тимошенко поручила реализовывать ее предвыборное обещание о выплате вкладов СССР команде, назначенной своими политическими оппонентами, Партией регионов. Остается вопрос: зачем?

Как известно, Ющенко и Тимошенко регулярно рассказывают электорату о своем тесном партнерстве и неразрывной дружбе. Однако те, кто в той или иной мере информирован о происходящем «наверху», понимают, что эти заявления имеют мало общего с действительностью. На самом деле их взаимоотношения напряжены до предела: первый чиновник в государстве не воспринимает второго, а второй - первого. Вопрос заключается лишь в том, как скоро Юля Владимировна объявит об уходе в оппозицию к Президенту. Но на голом месте такого не сделаешь - электорат не поймет. Электорату нужно доказать, что тебя преследовали, и что тебя вынудили уйти. Поэтому Тимошенко вынуждена искать и даже генерировать поводы, которые в будущем смогут «выстрелить» и доказать существование таки преследований со стороны Президента и его Секретариата. Один из таких поводов является ситуация с «Ощадом». Только это может объяснить лояльность ЮВТ к донецкому руководству банка.

Объяснить этот феномен очень просто, если предположить, что Юлии Тимошенко НУЖНА эскалация конфликта с Президентом. И Гулей нужен ей, чтобы поддерживать противоречия с Ющенко на необходимом высоком уровне. Такое предположение может показаться глупым, но это - только на первый взгляд. Вспомним о том, что Юлии Владимировне в среднесрочной перспективе необходимо преследование со стороны Президента. Как его обеспечить? Если во главе «Ощада» будет свой человек, в профессионализме и честности которого у Виктора Ющенко не будет сомнений, то и претензии с его стороны будут сведены к минимуму. Если же у руля банка останется «чужой» специалист, который еще при прошлом правительстве конфликтовал с экономистами Секретариата Президента, претензии со стороны Ющенко обеспечены. Что сейчас, собственно, и происходит.

Рано или поздно глава государства добьется своего и сместит Гулея. И, что особенно важно, у Тимошенко (которой подконтролен блокирующий пакет голосов в набсовете Ощадбанка) остается возможность обеспечить ротацию в нужный момент. Смена главы правления сама по себе, конечно же, ни на что не повлияет - не остановит выплаты компенсаций и не сорвет работу банка. Но ведь ее провести именно в тот момент, когда у банка неизбежно должны возникнуть проблемы, и связать их возникновение со сменой топ-менеджмента, которая проведена по требованию Президента. Вот и все, еще одна деталь предвыборного имиджа Тимошенко готова.

Экономика вопроса

Можно не доверять политической теории, изложенной выше. Гораздо сложнее не верить в экономические проблемы, возникающие у Ощадбанка уже сегодня. Проблема оттока клиентов возникла в первые же дни регистрации вкладчиков и выплаты компенсаций, и о ней писали многие. В начале января во многих отделениях Ощадбанка было сложно, а иногда вовсе нереально оплатить счет за коммунальные услуги, погасить платеж по кредиту или провести другую операцию. Разделение «дней регистрации» и «дней выплат» разрядило обстановку, но к такому графику работы, что и в «докомпенсационный период», операционное окно банка во многих отделениях так и не вернулось. А поскольку выплаты продолжаются по той же схеме, проблемы затянутся еще на много месяцев.

Можно только предполагать, какая часть постоянных клиентов «Ощада» за это время уйдет в коммерческие банки. И, соответственно, насколько уменьшится доход госбанка. Примечательно, что Анатолий Гулей соглашается с тем, что существует определенный отток клиентов, но не видит в нем проблемы. «Уйдите в другой банк. Два банка в стране, что ли?» - советует предправления тем клиентам, кто сталкивается с трудностями в работе банка (интервью «Зеркалу недели»).

На эту проблему накладываются и другие, связанные с ликвидностью госбанка. Как известно, вкладчикам Сбербанка СССР предлагается разместить компенсационные выплаты в Ощадбанке под довольно высокий процент - 13,5%. Между тем, достоверно известно, что в 2007 году «Ощад» выдал ряд гривневых кредитов некоторым юридическим лицам, близким к представителям антикризисной коалиции в особо крупных размерах (автору известно о 400 млн грн) по рекордно низкой ставке в 13,5%. Таким образом, учитывая операционные затраты банка, получается, что он работает себе в убыток.

Следует отметить также, что в результатах проверки Ощадбанка (копия данного документа имеется в распоряжении автора материала) Нацбанком отмечается риск ликвидности учреждения. Показателей, обеспокоивших ревизоров из НБУ, в документе приводится несколько. В частности, речь идет о «росте долгосрочных разрывов между активами и пассивами с терминами погашения более 1 года». Этот показатель за 2007 год достиг 19,6% от чистых активов - в полтора раза больше, чем в среднем по банковской системе и недопустимо много как для сберегательного банка.

Цена вопроса

Безусловно, сегодня нет оснований говорить, что Ощадбанк в «критическом положении» Конечно же, государство в любом случае защитит его, даже если обстоятельства сложатся неудачным для банка образом. Но точно так же очевидно, что возня Президента и премьера вокруг вопроса отставки Анатолия Гулея не дает банку ничего хорошего. А паралич работы набсовета банка, который стал еще более очевидным после расхождения позиций Президента и премьера, не позволяет банку реагировать на возможные кризисные ситуации. Об этом следует задуматься властям. Если, конечно, они хотят иметь в стране мощный, крепкий и действующий государственный сберегательный банк.
"Главред"
Додати коментар

Якщо ви хочете залишити коментар, прохання авторизуватися або зареєструватися.

Останні новини: