5 лютого 2008   16:42   1468

Газовые метания

Что Украине выгоднее — «РосУкрЭнерго» с его относительно дешевым газом, но запутанной структурой собственности, или однозначно подорожавший газ, но с чувством собственного достоинства?

Пятничное заседание СНБО не принесло никаких сенсаций после рассмотрения вопросов стабилизации финансового состояния НАК «Нефтегаз Украины», которые плавно перетекли в прочие «газовые» темы. Относительно итогов заседания говорили многие его участники, но основным ньюсмейкером оставалась премьер Юлия Тимошенко. По ее словам, принято решение (с формулировкой «по просьбе правительства и руководства «Нефтегаза Украины») пересмотреть лицензию СП «УкрГазЭнерго» на реализацию газа на внутреннем рынке.

Примечательно, что Тимошенко, ссылаясь на решение СНБО, намерена добиваться расторжения договоров между НАК и «РосУкрЭнерго» по ставке за транзит газа по территории Украины (с 2008 года ставка транзита газа по территории Украины увеличилась с $1,6 до $1,7 за тыс. куб. на 100 км расстояния) и условиям передачи в эксплуатацию «РосУкрЭнерго» украинских подземных газовых хранилищ (2,25 доллара/тыс. куб. в год). Оба соглашения заключены на 25 лет, до 2030 года, практически без права пересмотра оговоренных ставок. Вернее соглашения предусматривали возможность дважды в течение этого срока пересматривать ставки, и предыдущее правительство обе возможности уже использовало. Напомним, что Президент Ющенко ранее заявлял, что считает нецелесообразным увеличение ставки транзита газа через Украину.

По словам Тимошенко, если в 2004 году Украина получала в качестве оплаты за транзит 28,3 млрд куб. м российского газа, то на начало 2008-го этот объем сократился до 9 млрд куб. м. Разница в 19 млрд куб. м газа исчезла из баланса Украины и была использована для теневых схем «РосУкрЭнерго» и его обогащения. При этом аннулировать договора премьер намерена только через суд. Однако судебные решения для Кабмина проходят не совсем гладко. Напомним, что 24 января Окружной административный суд Киева приостановил действие постановления НКРЭ от 8 января, которым возобновлялось ограничение поставок газа «УкрГазЭнерго» на уровне 5,04 млрд куб. м в год.

Сам Ющенко во время рабочей поездки в Черниговскую область не подтвердил информацию о принятии решения об изъятии «РосУкрЭнерго» из схемы поставок газа в Украину равно как и наличие конфликта между ним и Тимошенко по этому вопросу. Следовательно, или Тимошенко выдала желаемое за действительное, или кто-то что-то не договаривает…

Главная проблема, по мнению премьер-министра, заключается в том, что «РосУкрЭнерго» и «УкрГазЭнерго» практически отстранили «Нефтегаз» от реализации газа на внутреннем рынке, в силу чего НАК не получает средств в оплату за газ и не может возвращать ранее взятые кредиты, что ведет к банкротству компании. Председатель правления «Нефтегаза» Олег Дубина ранее уже заявлял об убытках компании по итогам 2007 года в размере 5 млрд грн.

Впрочем, никто из участников СНБО, кроме непосредственно Тимошенко, после самого заседания не концентрировал внимание на «РосУкрЭнерго». И такие намерения премьера звучат примерно как вывод, который она сама сделала из услышанного на заседании СНБО. То есть каждый услышал то, что хотел.

При всем при этом секретарь СНБО Раиса Богатырева предостерегла Кабмин от резких перемен на рынке газа, которые могут привести к негативным последствиям. Главным же требованием Ющенко было недопущение изменения цены на газ и обеспечение стабильного и бесперебойного транзита в ЕС и внутренних поставок населению.

По мнению бывшего министра топлива и энергетики Юрия Бойко, причиной заявлений Юлии Тимошенко об устранении посредников из схемы поставок газа в Украину является попытка отвлечь внимание общественности от реальных проблем в газовой отрасли. Последними он считает начало несанкционированного отбора газа в объеме 2 млрд куб. м на сумму 2 млрд грн и то, что в бюджете на 2008 год налоговая нагрузка на компанию возросла на 2 млрд грн — с 26% до более 30% от валового дохода. Также, как утверждает депутат, отмена всех договоренностей с «Газпромом», которые заключались на период 2004—2009 гг., сулит потерю имиджа Украины как надежного партнера.

Прочие организационные выводы СНБО в отношении газа свелись к решению за 10 дней сформировать и согласовать единую стратегию, с которой Кабмин и НАК будут вести соответствующие международные контакты по газовому вопросу. Также СНБО рекомендовало Президенту поручить Кабмину совместно с Национальной академией наук разработать до марта концепцию развития рынка газа. Роль Академии наук в данном случае не совсем понятна, так как последние несколько лет никакие научные базисы правительствам и Тимошенко, и Януковича особо не требовались.

Вместе с тем, по словам премьера, на заседании СНБО Президент поручил Кабмину начать переговоры со странами — поставщиками сырья о заключении прямых договоров на поставку газа в Украину. Однако, не имея прямых контактов со странами Средней Азии (где посредником выступает «РосУкрЭнерго») и доступа к магистральной сети транзита, Украина пока не имеет никаких аргументов перед «Газпромом». При этом на рынках Средней Азии растет цена газа и его транзита. Туркменистан сам находит рынки сбыта. Китайская газовая корпорация PetroChina договорилась с «Туркменгазом» о приобретении в 2009 году топлива по цене $195 за тыс. куб., то есть на $45 дороже, чем предлагает во второй половине этого года российский «Газпром». С другой стороны, «КазТрансГаз» и «Газпром» договорились о повышении тарифной ставки за транзит среднеазиатского и российского газа через территорию Казахстана в 2008 году с $1,1 до $1,4 долл. за 1 тыс. куб. м на 100 км. Повышение всех стоимостных показателей никак не способствует сохранению цены на газ, как того хочет Ющенко и на что рассчитывает Тимошенко, так как именно присутствие «РосУкрЭнерго» в схеме поставок газа в Украину премьер считает причиной высоких цен на голубое топливо.

Более того, после заявления Юлии Тимошенко во время визита в Брюссель о проекте поставок среднеазиатского газа в Европу через пока несуществующий газопровод White Stream МИД Туркменистана сделал заявление, в котором опроверг существование планов по строительству этого газопровода. Сама Тимошенко заявила: «…У меня был разговор с послом Туркменистана, это был прекрасный разговор, и у нас сегодня есть полная гармония и покой с туркменской стороной». Отметим, что наличие покоя и гармонии вовсе не означает наличие самого газа.

Разговоры о коррупции «РосУкрЭнерго» ведутся с 2004 года, но пока никто не смог сказать, кому конкретно выгодна такая форма поставок газа. В принципе, за всей шумихой с «РосУкрЭнерго» просматриваются только «демократические» потуги Украины избавиться от непрозрачной структуры и нежелание Белокаменной играть по правилам, которые ей не выгодны. Но это только на первый взгляд, и арест в Москве Семена Могилевича тут совершенно не при чем.

Одни российские представители говорят, что не против прямых договоров, но не называют других конкретных параметров. Тогда как «Газпром» против изменений схемы поставок газа в Украину. И что с таким положением вещей будет делать Тимошенко — остается только догадываться.

Что Украине выгоднее — «РосУкрЭнерго» с его относительно дешевым газом, но запутанной структурой собственности, или однозначно подорожавший газ, но с чувством собственного достоинства? Ответ зависит не только от убеждения, поскольку способность Кремля переубеждать сложно недооценить.
Юрий Григоренко, "Главред"
Додати коментар

Якщо ви хочете залишити коментар, прохання авторизуватися або зареєструватися.

Останні новини: