26 лютого 2008   08:23   1516

Дух ревальвации

Не взирая на успокаивающие речи и активные попытки правительства что-то предпринимать, цены по-прежнему медленно, но уверенно растут. И пока президент и Кабмин бурно обсуждают немаленький перечень антиинфляционных мер, финансисты все чаще вспоминают об одном из путей. С ними солидарен и глава Нацбанка. Вопрос зимы-весны-2008: а не ревальвировать ли нам гривну?

Хорошо незабытое старое

Как известно, в последний раз позиции гривны укрепили "насильственным" путем весной 2005 года. Считается, что тогда ревальвация была целиком и полностью оправдана.

Во-первых, уже тогда доллар дешевел по отношению к евро. Во-вторых, эксперты отмечали профицит внешней торговли: из Украины экспортировалась большее количество товаров и услуг, чем импортировалось, что автоматически приводило к увеличению объема валюты на внутреннем рынке. К тому же, за несколько лет до этого (а именно - в 2003 году) наблюдался рост цен на продукцию металлургических предприятий, на которые основная часть экспорта, собственно, и приходится. "Излишки" валюты выкупал НБУ, а украинские экспортеры вливали в экономику страны значительные гривневые объемы, которые на деле не были подкреплены соответствующим ростом производства продукции. Подобная "ненадежность" национальной денежной единицы привела к заметной инфляции. И выходом из этой ситуации посчитали резкую девальвацию.

По мнению финансистов, гривна тогда укреплялась автоматически, и меры Нацбанка не все признавали адекватными, опасаясь дестабилизации валютного рынка. Да и положение вещей, когда цены росли, а национальная валюта по сути даже не "шевелилась" по отношению к "свободно конвертируемой", было уже привычным. Но в том же 2005 году экономист Международного центра перспективных исследований Александр Жолудь говорил о том, что "НБУ жертвовал внутренней стабильностью гривны ради ее внешней стабильности".

Как бы то ни было, в апреле 2005 курс гривны по отношению к доллару изменился на 5%. Противники резкой ревальвации постфактум отстаивали идею о том, что укреплять гривну можно было бы не одним махом, а постепенно, за месяц, например. Но это позволило бы даже рядовому гражданину слегка укрепить свое благосостояние на, условно говоря, недельной разнице в курсе. Ведь сложилась бы ситуация, когда НБУ покупает более дорогой доллар, чем продает. На подобном дисбалансе, к слову сказать, могли неплохо нажиться и мировые валютные игроки, в числе которых традиционно и совершенно оправданно называют и Джорджа Сороса. Для этого достаточно было бы выкупить значительные объемы дешевой национальной валюты, а к моменту стабилизации курса - продать уже дорогую. И хорошо, если в стране состояние экономики и размер золотовалютных резервов позволят пережить подобный "вброс" денег. Тогда это приводит "всего лишь" к девальвации и значительному росту инфляции, а не к полному обвалу "по всем фронтам".

Таким образом, результатом соображений валютной безопасности стало то, что 20 апреля 2005 года украинцы фактически проснулись и увидели на обменниках курс "5,05" вместо привычного "5,25". Причем "проснулись и увидели" даже чиновники высокого ранга, начиная с министра экономики Сергея Терехина, который успел впасть в кратковременную панику. Но своих целей Нацбанк добился: гривна укрепилась, и интенсивность инфляции поубавилась.

Правило бутерброда

Традиционным обоснованием для потенциальной ревальвации служит общеизвестная в экономических кругах недооцененность гривны. Об этом 19 февраля текущего года (кроме всего прочего) вспомнил и "верховный банкир" Владимир Стельмах.

Ко "всему прочему" глава НБУ отнес тенденцию к сохранению значительных валютных поступлений в Украину. А недооцененность украинской валюты по "индексу биг-мака" считается общепризнанным фактом.

"Бутербродный" принцип был придуман в уже далеком 1986 году экспертами журнала The Economist. Каждый год экономическое издание пересчитывает реальный курс денежных единиц разных государств, основываясь на фактической стоимости "макдональдсовского" биг-мака. Выбор бутерброда как универсального мерила, по словам экспертов, обуславливается двумя причинами: во-первых, "Макдональдсы" уже есть практически во всех странах мира, а, во-вторых, его компоненты - хлеб, говядина, различные овощи - позволяют посчитать предложение американского фаст-фуда своего рода воплощением продукта народного хозяйства. Создатели "индекса биг-мака" посчитали, что разница в соотношении стоимости продуктов в разных странах приблизительно соответствуют и разнице в курсах их валют.

Впрочем, в связи с обвинениями в том, что "принцип бутерброда" отображает ситуацию только на рынке потребления, а не в экономике в целом, некоторые серьезные эксперты склонны пренебрегать его показателями. Но, тем не менее, с учетом цен на рынке, считается, что украинская валюта должна быть на 41% дороже. По подсчетам 2007 года, продуктовый набор для биг-мака обходится в 3,22 доллара (приблизительно в два раза дешевле, чем в США). Соответственно, "реально-бутербродный" курс 2007 - 2,71 гривны за доллар.

Таким образом, гривну стабильно включают в десятку самых недооцененных мировой экономикой валют, вместе с денежными единицами некоторых постсоветских государств и большинства южноазиатских. Традиционный "чемпион" рейтинга - китайский юань: в Поднебесной основа "макдональдсовского" рациона обходится всего лишь в 1,41 доллара. Кроме того, в список "обиженных" лидеров в последнее время стабильно входят Египет, Россия, Малайзия, Филиппины, Индонезия. А вот страны с развитой экономикой, напротив, склонны переоценивать свои валюты. Выше всего реальная стоимость биг-мака в Исландии (7,44 доллара), за ней следует развито-социалистическая Норвегия (6,63 доллара).

Эксперты The Economist заверяют, что индекс вычисляется "не просто так", и рано или поздно недооцененные валюты "возьмут свое". Только не каждая экономика выдержит такую победу.

Быстрее, ниже, дешевле?

О том, что гривну можно было бы девальвировать, Владимир Стельмах заговорил еще осенью 2007 года. Тогда предполагаемый курс выглядел как "4,9", а обоснованием служили все тот же приток валюты на украинский рынок и заметное падение доллара по отношению к евро. Банки встрепенулись и начали активно сбывать валютные запасы, попутно увеличивая объемы гривневого кредитования. Но намерение осталось намерением.

Сейчас же глава Нацбанка говорит уже об изменении курса до 4,8-4,9 гривны за доллар, но при этом, как и в 2005 году не оговаривает временные рамки возможного "страшного решения".

В свою очередь Министерство финансов раскритиковало планы НБУ. Виктор Пинзеник не видит смысла в подобных переменах: "Я почему-то все время слышу: цель - сделать курс таким-то. Нет, это не цель. Это инструмент, который используют, когда есть для этого причины. А сегодня я таких причин не вижу".

Позицию Минфина можно понять: обещанный пересмотр бюджета ориентируется на старый "коридор" - от 4,95 до 5,25. Впрочем, разрекламированные "мартовские перемены" главной сметы страны основные макропоказатели так, скорее всего, и не заденут: и прогноз инфляции, и темпы роста ВВП в проекте изменений остались при прежних цифрах.

А вот банкиры считают, что провести мгновенную ревальвацию вполне реально. Уже сейчас на межбанковских торгах доллар "сползает" с 5,06-5,07 до 5,03-5,04. В случае же дальнейшего падения курса в силу превышения валютного предложения над спросом Нацбанк может "волевым усилием" изменить границы "долларового коридора".

Подобное мероприятие потенциально приведет к дальнейшему увеличению притока валюты в страну, определенному (хоть и, вероятнее всего, незначительному) снижению инфляции, а также поможет в процессе "отвязки" гривны от доллара и привязки ее "корзине валют".

С другой стороны, от ревальвации традиционно пострадают предприятия-экспортеры. Сильнее всего изменение курса заденет традиционных "кормильцев страны" - крупные, преимущественно металлургические, предприятия. И, в связи с тем, что интересы знатных производителей металла в Украине отстаивают несколько партий (у каждой - разные "сталевары", но безоговорочная победа, пожалуй, за ПР), то вопрос ревальвации рискует быстро стать политическим. Уж очень у некоторых народных избранников сердце болит за "маленьких металлургов" и их зарплаты. Почти так же, как за больших олигархов и их прибыли.

В свою очередь, политиков, которые пекутся обо всех "маленьких украинцах", а не только о представителях отдельных профессий, ревальвация может порадовать. Фактически обещается легкий (в рамках колебания курса) прирост благосостояния народа. Но, правда, той части народа, чьи доходы измеряются в национальной валюте. И увеличение пенсий/стипендий должно радовать еще больше - ведь покупательная способность гривны возрастет.

Хуже тем, чьи доходы являются "черным налом" и оказываются в кошельке после схемы "конверт-комплект портретов Бенджамина Франклина-обменник". Да по поклонникам хранения сбережений в долларах снижения его курса тоже заметно ударит. К тому же, следует упомянуть о том, что кроме зарплат фактически привязаны к доллару и покупка/аренда недвижимости. Впрочем, нельзя исключать, что незначительное удешевление вследствие ревальвации быстро погасится "легким подъемом" долларового эквивалента цены. Главное, чтобы произошло это в разумных пределах. Опасаться неоправданного роста цен можно, памятуя о феноменальной гибкости народных умов. В свое время бабушки, торгующие семечками, без всякого смущения объясняли подорожание своего ходового товара ростом цен на бензин. И нельзя исключать вероятность того, что, например, подобные "бабушки" известят квартиросъемщиков о том, что платить за квартиру им придется на энное количество долларов больше. Почему? Так ведь ревальвация!

Ксения Сокульская
"Подробности"
Додати коментар

Якщо ви хочете залишити коментар, прохання авторизуватися або зареєструватися.

Останні новини: