3 червня 2008
17:46
1451
Украину тянет "налево"
После некоторого реванша правых на рубеже тысячелетий мир постепенно кренит "налево". Примером тому служит Латинская Америка. Однако и Украина является благодатным краем для торжества идеологии новых левых. "Подробности" решили разобраться, почему так происходит.
Оплот левых
Парагвай запомнит май 2008 года надолго. Впервые за более, чем 60 лет на президентских выборах, проводящихся после большого перерыва с 1989 года, победил представитель оппозиции, бывший католический епископ Фернандо Луго Мендес, который возглавляет блок "Патриотический Альянс за перемены". Он победил с результатом 41%. Представительница правящей Партии Колорадо Бланка Овелар набрала 30%. Третьим оказался генерал Лино Овьедо с 22%. Явка на выборы была самой высокой за последние 19 лет – 66%. Интересно, что президент в Парагвае избирался простым большинством.
Много лет работающий с беднотой, Луго решил сменить в конце концов сутану на галстук политика. Он построил свою программу на левых идеалах. И это немудрено – ведь Парагвай после Боливии является самой бедной страной Латинской Америки. Избирателями Луго были индейцы, профсоюзы и небогатые крестьяне. Теперь на континенте остались лишь две страны, во главе которых правые – это Колумбия и Перу.
Из-за предвыборной программы лоскутного "Альянса" многие журналисты сравнивают Луго с другими латиноамериканскими лидерами Эво Моралесом (Боливия), Уго Чавесом (Венесуэла) и Даниелем Ортегой (Никарагуа), хотя, пишет журналист Алексей Кафтан, он больше похож на бразильского лидера Лулу да Силву или чилийку Даниель Башеле.
Интересно, что Фернандо Лугу Мендес исповедует относительно свежую идеологию, которая называется теология освобождения. Это направление латиноамериканской католической мысли ищет альтернативу глобализации. Большой ее сегмент составляет марксизм, что не нравится ни Ватикану, ни Вашингтону.
Впрочем, последний, казалось бы, уже успел подзабыть о своем "заднем дворе", сосредоточившись на Ближнем Востоке. Между тем именно здесь развивается и растет следующее поколение левых. Напомним, движение антиглобализма берет свое начало именно из Латинской Америки. Тот же боливийский президент Эво Моралес, выходец из союза производителей коки, был избран крестьянскими слоями населения на волне антиамериканской истерии.
Вообще сейчас складывается новый порядок отношений изрядно "полевевшей" Южной Америки со Штатами – "леваки" не хотят вмешательства "гринго" в свои дела, однако не собираются совсем рвать отношения с Белым Домом.
Чернозем для социалистов
Украина не зря становится все более похожей на латиноамериканские банановые республики. Тому существует масса предпосылок. Вот некоторые из них.
Так, в нашем государстве, по наблюдениям журналиста Виталия Кулика, только в период с 2004 по 2007 годы на 75% сократилась зона регулированного КЗоТ-ом рынка труда. В начале нового тысячелетия начался процесс ускоренного разрушения образования. Начиная с 1996 года, было закрыто более 6 сотен ПТУ. И это при том, что ежегодно около 80 тысяч тинейджеров не попадают ни в ВУЗ-ы, ни в систему профессионального образования.
По подсчетам специалистов, в Украине к 2015 году потребность промышленности в квалифицированной рабочей силе будет удовлетворяться лишь на треть. Кулик отмечает, что после развала СССР в Украине ликвидировали около 12 миллионов рабочих мест (из них бесповоротно - 4 миллиона), в первую очередь - в индустрии. Правда, стоит отметить, что и численность населения страны сократилось примерно в тех же объемах.
Ни для кого не секрет, что общества постсоветских государств несут в себе гены социума самого социального Союза республик в мире. В Украине это проявляется в высокой зависимости отдельно взятого гражданина от государства и его льгот, а также в левоцентристской политической ориентацией общества в целом. Легион украинских льготников приучен за годы советской и постсоветской власти жить с подачек государства, то есть быть жестко зависимым от того, кто сейчас на политолимпе. И отвыкнуть вряд ли сможет в ближайшее время.
Журналист Александр Пасховер отмечает, что ежегодно на разного рода государственные субсидии уходит порядка 20 миллиардов гривен. Только скидками на проезд в общественном транспорте пользуются 23 с половиной миллиона украинцев. Сейчас уже действует более 50 специализированных "социальных" законов, и половина из них - для субсидирования чиновного люда.
Тогда напрашивается вопрос, почему при такой благодатной почве сейчас в украинском парламенте не сыщется ни одного толкового политика левого или хотя бы левоцентристского толка? Ни Партия регионов, ни НУ-НС, ни БЮТ на это звание претендовать не могут, ведь они защищают во власти интересы олигархии. А КПУ и блок Литвина – скорее карманные формирования украинских магнатов.
Если подумать, то становится ясно, что украинскому обществу с его массой льготников и социальной ориентацией необходимо иметь сильную политическую силу левого типа. Что касается левой идеологии, которая в Украине зачастую накладывается как на пророссийские лозунги, так и на русский язык, то она чрезвычайно перспективна. В виде доказательства можно напомнить о существовании в стране полутора сотен разнообразных партий, изрядная толика которых является именно левыми по своей идеологии.
Вот небольшой список: Всеукраинская партия Народного Доверия (предыдущее название: Партия защиты обездоленного народа Украины), Всеукраинская партия трудящихся, Всеукраинская Политическая партия - Экология и Социальная защита, Коммунистическая партия рабочих и крестьян, Коммунистическая партия трудящихся, Коммунистическая партия Украины (обновленная), Народная Партия, Народная партия вкладчиков и социальной защиты, Партия возрождения села, Партия Всеукраинского объединения левых "Справедливість", Партия "Социалистическая Украина", Партия "Союз", Партия Труда, Партия политики Путина, Крестьянская партия Украины, Социал-демократическая партия Украины, Украинская крестьянская демократическая партия, Украинская социал-демократическая партия, Социал-Патриотическая Ассамблея Славян, Аграрная партия Украины, Политическая партия "Украинские социал-демократы", Партия "Возрождение украинского села".
Выбор более чем солидный. Однако почему-то ни одно из этих политических объединений до сих пор не в парламенте, да и в местных советах разного рода социалистов и социал-демократов также негусто. А может быть это не совсем те левые, которые нужны украинскому обществу?
Молодые "леваки" по-украински
В середине 60-х годов прошлого века в Европе появились так называемые новые левые. Представители нового направления в политике отождествляют себя с левой идеей, однако противопоставляют себя анархистам и коммунистам (так называемым "старым левым"). Движение характеризуется критикой исторической роли пролетариата и институциональных форм сопротивления из-за печального опыта левого тоталитаризма. Сейчас новые левые во многом похожи с представителями левого либерализма. Новых левых также поддерживают защитники природы, прав сексуальных меньшинств, антифашисты и антиглобалисты.
Вторая мировая война оставила современному миру в наследство постмодернизм, эстетическую моду, при которой смешиваются вещи, казалось бы принципиально антагонистичные друг другу. Так, те же новые левые, расцветом которых были студенческие и рабочие бунты мая 1968 года, одним из объектов своей атаки избрали так называемый "вещизм" или consumerism. Теперь же современная Европа демонстрирует похвальный симбиоз принципов открытого общества, одного из составляющих глобализации, и солидного представительства социал-демократов, "старых левых" при власти. Это не может не внушать опасений по поводу будущего левой идеи.
К сожалению, в Украине новые левые не набрали еще своей силы. Однако уже сейчас следует констатировать, что на наших глазах происходит возвращения маятника влево после его крайнего правого "броска" осенью 2004 года. Как пример, можно привести киевские выборы - ни одна из постомайданных партий не увеличила свое представительство в Киевсовете, скорее наоборот. Победу празднует всемогущий временщик, вооруженный по-постмодернистки современной технологией сетевого маркетинга.
В то же время, в противодействие растущим праворадикальным настроениям в Украине, ширится движение левых радикалов европейского толка. Речь идет о "шарпах"-антифашистах. А 2007 год стал датой рождения в столице общественной низовой инициативы "Спасем старый Киев", призванной остановить варварскую "уплотнительную" застройку. В общем, деятельность новых левых ширится и растет.
А если учесть, что все три главные политические силы, своим рождением ориентированные на консервативные ценности (хоть и поддерживаемые люмпен-пролетариатом), так или иначе в последнее время себя дискредитировали, то следует ожидать прихода к власти новой крови, людей, готовых к переменам…
Ведь именно на это и ориентирована левая идея…
Сергей Климович
"Подробности"
Якщо ви хочете залишити коментар, прохання авторизуватися або зареєструватися.