9 травня 2005   17:37   2275

Ветераны УПА 9 Мая не празднуют

Ветераны УПА 9 Мая не празднуют
Корреспондент "Восточного проекта" встретилась с бывшим бойцом Украинской повстанческой армии Мефодием Стецюком, который воевал на территории Тернопольской области, а в Краматорск приехал уже после всех жизненных мытарств и после освобождения из Берлага, Берневского лагеря для политзаключенных, в Магадане.

ДОСЬЕ "ВП". Стецюк Мефодий Матвеевич (на фото). Родился в 1923 году в Тернопольской области, село Снигуривка. Вступил в УПА после того, как в 1942 году сотрудники НКВД расстреляли его брата. Воевал в сотне "Чопа", имел "псевдо" -- "Корок". Был два раза ранен немецкими оккупантами. После войны осуждён на 10 лет за дезертирство и пропаганду.

Брата расстреляли "за книжки"

-- Мефодий Матвеевич, с кем боролись участники УПА?

-- С поляками, с немцами и с НКВД. До начала войны, Западная Украина была еще под Польшей, польская шляхта не делала нам большого зла, они, конечно, арестовывали политических, но сажали их в тюрьму на 2-3 года. Поляки называли нас быдлом, а мы считали их оккупантами и боролись с ними, как потом -- с советскими и немецкими.

-- Помните, что было, когда пришли советские войска?

-- Пришли они в 1939 году и началось -- колхозы, Сибирь... Кто немножко был грамотный, сажали в тюрьму. Однажды ночью из нашего села забрали 46 человек простых бедных батраков, но тех, кто ходил в читальню, в "Просвиту", книжки имел. Расстреляли их за 70 километров от села вместе с конвоирами, потом люди отыскали их братскую могилу. Там погиб и мой родной брат. Мы с матерью уже начали в Сибирь собираться, тогда многих туда семьями отправляли, но услышали, что набирают добровольцев в УПА. Я сознательно туда пошёл, чтобы в Сибирь не ехать, а мать у тётки спряталась.

"С советскими у нас боёв не было"

-- В каком году вы начали активно действовать в УПА?

-- В 1942 году, когда пришли немцы. Когда 30 июня, после провозглашения украинского правительства, они арестовали Степана Бандеру, а других расстреляли, мы пошли на них, на немцев, и боролись до конца. Наша сотня стояла в Тернопольской области и называлась она по имени сотника -- "Чопа", хорунжий был -- "Подкова", мой "псевдо" -- "Корок", по-русски "пробка". Каждый боец имел свой "псевдо", мы даже не знали, как по-настоящему зовут друг друга, и не интересовались, иначе бы нас всех уничтожили. А так -- не могли.

-- Вам было 19 лет, когда вы вступили в УПА. Вы понимали, за что хотели воевать?

-- Конечно, понимал -- за свободную Украину! Агенты НКВД забирали и расстреливали мирное население, мы думали, что так они всю Западную Украину расстреляют. Вот и пошли в УПА, присягу давали...

-- Помните её?

-- Ну конечно! "Здобудеш Укра©нську Державу або згинеш в боротьбi за не©!". И перед каждым боем с немцами мы читали её. С советскими у нас боёв не было. Наша сотня отбивала людей, которых угоняли в Германию, и не пропускала поезда с провиантом. Настоящих боёв с немцами у нас было 5-6. Однажды мы отбили большой обоз провианта, который немцы награбили на Украине. Привезли всё это в село и отдали людям. Тогда меня первый раз ранило, а второй раз, когда отбили у немцев колонну наших людей.

Тогда, под Збаражем, мы освобождали людей из укреплённого замка, делали засаду. В результате боя с немцами десять наших человек убили, и моего друга тоже, а меня ранили. Но людей мы отбили.

-- Вы же наверняка сталкивались с агентами НКВД...

-- Этим занималась наша служба безопасности, нам, простым бойцам, сталкиваться с ними не приходилось. Но один случай помню. Чекисты знали украинский язык, часто надевали нашу форму, внедрялись в ряды УПА и уничтожали семьи украинцев. Однажды расстреляли в селе семью учителя, а 7-летняя девочка, которой удалось от бандитов спрятаться, побежала к соседям. Говорит, маму и папу "бандеры" убили. Сразу сотня Чопа поднялась, построили нас, девочка показала кто её родителей убивал, а те -- бежать из строя! Они были переодетыми "энкавэдистами", их забрала наша служба безопасности, и больше мы их не видели. На УПА много наговаривали, такую пропаганду делали, что аж страшно! А нас люди уважали...

-- С кем боролась УПА когда советские войска ушли за границу?

-- Если нас никто не трогал, то и мы -- никого. А так -- с НКВД. Но это недолго длилось, пока Пятый фронт не пришёл. Для нас 9 мая война не закончилась, потому что после капитуляции Германии на Западную Украину был брошен Пятый фронт, а на участников УПА была объявлена облава. Зверства чинили страшные: бойцов УПА расстреливали без суда.

-- Вы празднуете 9 Мая?

-- Нет, мы празднуем годовщину УПА, в 2002 году отмечали её 60-летие.

-- В каком году для вас закончилась война?

-- После прихода Пятого фронта на Западную Украину, нашей сотне было приказано сдать оружие. А вообще УПА действовала до середины 50-х годов.

"Нас с женой отправили в разные лагеря"

-- Ваша супруга тоже воевала в УПА. Как она попала в армию?

-- Моя будущая жена служила у нас в сотне санитаркой. Мы с ней из одного села. Её отца расстреляли агенты НКВД, а мать умерла, оставив троих сирот. Самая старшая -- Тина, Хартина Степановна -- родилась в 1925-м, к началу войны была грамотной, окончила педагогическую гимназию. Она добровольно пошла в УПА.

-- Когда вы поженились?

-- В 1944 году. Венчались в церкви ночью...

-- Вас вместе арестовали за участие в УПА. Расскажите, как это было?

-- Люди донесли, что я в УПА служил, а супругу тоже взяли из-за меня и за расстрелянного отца. Везут меня по селу, руки связаны, а дочь маленькая бежит за подводой: "Тату! Тату!". Дай, говорю конвоиру, с ребёнком попрощаться, кто знает, увидимся ли ещё, тогда ведь никто не возвращался. А он мне: сиди, говорит, бандера, и -- прикладом! Знаю, что он по-прежнему живёт в Тернополе, и если б я его сейчас увидел, я б сказал: ты ж не человек!

Чекист отчертит мелом угол на табуретке, сажает тебя туда, а сам курит, спрашивает: знаешь таких (называет "псевдо")? Участвовал в УПА? Почему в армию не пошёл? Били нас, пальцы в дверь зажимали -- и мне, и моей жене. В груди у меня впадина, это прикладом ударили, аж кровь изо рта пошла. Но я не признался! В тюрьме мне предлагали звание капитана, чтобы я участвовал в уничтожении бойцов УПА. Я отказался.

Осудили нас вместе с женой в Днепропетровске. Не смогли доказать, что я в УПА служил, поэтому получили мы по десять лет, я -- за дезертирство и пропаганду. Жену отправили в лагерь в Мордовию, а меня -- в Магадан. Но мы были рады приговору, ведь думали, что расстреляют. Это было в 1947 году.

-- Как вы выжили в лагере?

-- Как? Выкопаешь траншею 10 метров, получишь 600 граммов хлеба и каши -- 300. В Берлаге -- Бериевском лагере для политических -- выжили только третья часть заключённых. Уносили жизни урановые шахты, лесоповал. В 55 году меня освободили, остался я в Магадане ещё на 10 лет, вызвал жену, дочку. А потом друзья в Краматорск позвали.

-- Как вы думаете, возможно, чтобы 9-го Мая советские ветераны и ветераны УПА пошли на примирение?

-- Они не примирятся, потому что может получиться наоборот. Бывшие чекисты боятся, что когда-нибудь признают, что они нас расстреливали и высылали в Сибирь с семьями. Простые фронтовики -- они не винные, они были такие же бедные солдаты, как и мы, и полегли также -- мало кто дожил до сегодня. А чекисты, они выжили. Я бы спросил у них: хлопцы, как же вы такое с нами делали, а сами чистые остались?!

"Советский Союз поддерживал освободительное движение, но только не у себя в стране"

"Мы нашли понимание со всеми: поляками и даже с Японией. Мы не нашли взаимопонимания только сами с собой", -- сказал Президент Украины о противоречиях между ветеранами, которые воевали на стороне советской армии и ветеранами Украинской Повстанческой Армии. Глава государства инициировал переговоры между воинами УПА и Советской Армии, попросив их в день 60-летия Победы примириться.

Можно ли помирить так долго враждующие стороны? У нас, на востоке Украины, по сей день бандеровцев недолюбливают и обвиняют их в сотрудничестве с немцами. На западе возводят мемориалы и чтят память погибших участников освободительного движения. В Верховной Раде зарегистрирован законопроект, предлагающий уравнять в правах с ветеранами войны всех участников Организации Украинских Националистов и Украинской Повстанческой армии.

Украинская Народная Партия призвала Президента и Премьер-Министра Украины признать ОУН и УПА воюющей стороной. Против этого выступила Львовская областная организация ветеранов Красной Армии. А ещё раньше, в июле 2003 года, ветераны ВОВ Луганской области требовали осудить действия повстанцев как террористические.

Необходимо продолжать изучать деятельность ОУН-УПА, считают десять профессоров-историков, недавно обратившихся к Ющенко с просьбой содействовать формированию украиноцентричной концепции истории Второй мировой войны. Учёные выступают против замалчивания многих страниц войны в духе советской пропаганды. И напоминают, что в решениях Нюрнбергского процесса ОУН-УПА не фигурируют в перечне организаций, которым инкриминированы преступления против человечества.

В середине апреля та же группа историков при комиссии Кабмина заявила о результатах своей работы по исследованию, в частности, деятельности ОУН и УПА. Было выяснено, что украинские националистические организации вели три войны: против польского государства, против Германии и СССР. То, что повстанцы воевали против советских партизан и Красной Армии, по мнению учёных, не должно влиять на оценку их деятельности.

"Советский Союз поддерживал освободительное движение в, так называемых, империалистических странах, но только не у себя в стране, -- считает руководитель краматорской организации Украинской Народной Партии Василий Новоринский. -- В СССР освободительное движение называлось бандитизмом, а бандитов расстреливали".

По мнению руководителя краматорской УНП, объявить войну сразу трём противникам для неорганизованной армии украинских националистов было равнозначно самоубийству. Но это была единственно правильная политика, и она сыграла свою роль в будущем. Многие историки допускают, что не будь тогда освободительного движения, сейчас Украина не была бы независимым государством.

По поводу примирения советских ветеранов и ветеранов ОУН-УПА в день 60-летия победы Василий Новоринский считает, что уже дано пора было это сделать:

-- Уже во всём мире примирились -- поляки, немцы, японцы, нас же по сегодняшний день разделяют. Давно нужно было бы перейти психологический барьер и понять: и те, и другие умирали за Украину, только по разные стороны окопов. Бывало, даже братья, один -- в Красной Армии, другой -- в УПА. Как же можно сейчас не примирить этих людей? Как не признать героями тех, кто вышел живыми из концлагерей? Их осталось очень мало с обеих сторон. Им нечего делить, их дети и внуки женятся между собой. Если бы удалось примирить ветеранов, у нас бы не было идеологического разделения Украины.
Наталия Ковина, "Восточный проект"
Коментарі читачів
  • Украина РУС 9 листопада 2005   18:36

    Полнейший бред. Убивая польских детей уповцы боролись за независимость ? Таких уродов не в тюрьмы сажать надо было, а расстреливать.

Додати коментар

Якщо ви хочете залишити коментар, прохання авторизуватися або зареєструватися.

Останні новини: