1 липня 2008
17:13
1678
Восток-Запад: Экспорт Тимошенко
За десять дней Юлия Тимошенко успела совершить два вояжа за пределы Родины.
Сначала в Брюсселе она попыталась заверить Европу в общеукраинской и собственной лояльности. А затем – направилась в Россию уговаривать Владимира Путина смягчить газовую политику. Судя по всему, обе задачи выполнены, причем вторая – до неожиданности успешно.
Накормить и обогреть. Хоть на словах…
Столицу Бельгии по различным околоевропейским делам украинский премьер посещает сравнительно часто. Девятнадцатого июня целью визита было участие в саммите Европейской народной партии с целью общения с президентом этой партии, а заодно предполагалось провести ряд установочных двухсторонних встреч. Поскольку по результатам поездки не предполагалось принять какие-либо масштабные решения, то в этот раз дело обошлось без подробных инструкций со стороны Секретариата президента, которыми обычно четко регламентируются все внешнеполитические движения главы правительства. Юлии Тимошенко предоставили пространство для маневра. И она им воспользовалась.
Как и предполагалось, приходить к эпохальным решениям никто не собирался. Зато Юлия Владимировна смогла извлечь массу приятных впечатлений из двухсторонних комплиментов и двухсторонних же посулов о сотрудничестве. Но если представители европейской стороны все больше рассказывали, как надеются на эффективную работу с нынешним правительством, то комплименты Украины выражались в масштабных обещаниях "помочь, если что".
По словам главы Кабмина, Украина готова уже в текущем году поучаствовать в спасении Европы от продовольственного кризиса – урожай ведь ожидается хороший. "Украина может сделать свой весомый вклад в обеспечение продовольствием и зерном стран Европейского Союза", - уверена премьер. А чтобы два раза не обещать, Юлия Тимошенко предложила поделиться с европейцами и электроэнергией, ведь украинские мощности позволяют вырабатывать оной в два раза больше, чем необходимо стране. Украинскую щедрость в Брюсселе оценили. Во всяком случае, и встречали, и провожали Юлию Тимошенко с благородно сдержанным энтузиазмом. "Я признаю, что госпожа Тимошенко осуществила значительный прогресс в экономическом развитии Украины", - констатировал вице-президент Еврокомиссии Гунтер Ферхойген.
Последнюю европейскую поездку Тимошенко можно назвать относительно успешной. Относительно – потому что сама по себе она ничего не решала, а главной задачей было укрепление межнациональных связей вообще и "экспортной версии" имиджа самого премьер-министра в частности. Успешен же визит по его результатам – поставленная задача выполнена, в активе главы правительства одобрение со стороны еврочиновников, поцелуи с Ангелой Меркель (немецкий канцлер подумывает о визите в Киев) и декларирование готовности к сотрудничеству. Прямо сейчас о чем-то договариваться с Украиной в Европе вряд ли рискнут: во-первых, совсем недавно затих скандал с "обогащенным" неорганикой подсолнечным маслом, а, во-вторых, на Западе пока с интересом наблюдают, как Украина будет на практике переживать вхождение в ВТО и выкручиваться с тотальной моральной неготовностью страны к присоединению к Плану действий относительно членства в НАТО. Поэтому "внешняя" сторона поведения Юлии Тимошенко – адекватное ситуации участие в ритуале обмена реверансами. Ритуал прошел на достойном уровне – и уже хорошо, большего от визита не ожидалось.
Результатом же для внутреннего пользования послужила "картина маслом": украинского премьера (именно этого украинского премьера, ведь из-за агонии коалиции и неутвержденности программы правительства под Тимошенко всерьез шатается кресло) Запад ценит и готов к сотрудничеству. Впрочем, работать на публику, в том числе и зарубежную, Юлия Владимировна умеет. Главное, в нужном месте и в нужное время уместно высказаться. Например, во время визита Генсека НАТО в Киев немного поюлить с референдумом: ЮВТ, как известно всеми руками "за" плебисцит, но при Яапе де Хооп Схеффере заверяет, что для собственно присоединения к ПДЧ народное волеизъявление без надобности. А вот о каком референдуме речь идет во время стандартных заявлений премьера – сказать трудно. Как успешный политик и умелый демагог, Юлия Тимошенко знает как нужно раздавать улыбки и обещания, чтобы они оказались и к месту, и ко времени. В Брюсселе ей это удалось с блеском, не в последнюю очередь потому, что никто и не требовал материального подтверждения улыбок и немедленного исполнения обещаний. А вот с Россией в подобной ситуации договариваться сложнее: "соседские" отношения традиционно требуют большей конкретики.
Игра в поддавки?
Запланированная встреча двух премьер-министров - Тимошенко и Путина – заранее начала считаться "напряженной". Причин хватало: у российской стороны в последнее время появилось множество претензий к Украине (от гипотетического визового режима в случае успешного вхождения нашей страны в НАТО через проблемы Черноморского флота и принадлежности Севастополя до "героизации нацистов" и ущемления прав русскоговорящего населения), а над Украиной традиционно висит дамоклов меч газовых договоренностей. Президентский лагерь снаряжал главу правительства в Москву на встречу участников комитета по экономическому сотрудничеству между двумя странами с указаниями "четко закрепить на международном уровне показатели объемов поставок российского газа, необходимых для 2009 года", а за компанию - "продолжить и финализировать переговоры в части формулы цены на газ". Карт-бланшем подобные директивы назвать нельзя, но простор для реализации они оставляли. Правда, в свою очередь этот простор успели ограничить отсутствие какого бы то ни было переговорного энтузиазма с российской стороны и небывалый оптимизм главы "Газпрома" Алексея Миллера, который накануне московского вояжа Тимошенко пообещал Украине газ свыше, чем за 400 долларов за тысячу "кубов".
При таких условиях ожидать от премьерской встречи больших успехов было сложно. И, тем не менее, можно сказать, что Украина не просто отделалась легким испугом, а даже кое в чем выиграла. Сейчас трудно сказать, о чем же все-таки договорились главы правительств при закрытых дверях за время, вдвое превышающее запланированную продолжительность встречи. Но по итогам кулуарных договоренностей Юлия Тимошенко определенно радовалась, а Владимир Путин лично исключил из своей "установочной" речи на пресс-конференции те части, которые посвящались критике украинского поведения.
В качестве сухого остатка межпремьерского общения украинская сторона получила признание Путина в том, что на сегодня Украина не имеет "газовых" долгов (вот только в речи экс-президента РФ мелькнула фраза о "долгах предыдущего правительства", но далее тема раскрыта не была) и заявление о готовности московской стороны переходить на рыночные цены на газ постепенно – на протяжении трех-четырех лет. "Я хочу подчеркнуть, что Владимир Путин сказал, что будет постепенное повышение цен на протяжении нескольких лет. И речь идет о том, что шоковой терапии, именно потому, что вчера состоялись такие переговоры, для Украины в конце года не будет", - пояснила уже в Киеве украинский премьер. Российские же "прибыли" в основном ограничились все теми же "реверансами", которые так хорошо даются Юлии Тимошенко. Глава Кабмина пообещала, что в НАТО Украина соберется исключительно по воле народа, Черноморский флот может расслабиться (но не навсегда, а до 2017 года), а в остальном – продолжать и развивать. И даже оглашения официальной позиции Киева по поводу проекта моста через Керченский пролив не потребовалось – украинским специалистам дали еще месяц на размышления.
В общем и целом визит Юлии Тимошенко в Москву стоило бы признать успешным. Стены дворца приемов российского правительства так и не услышали жесткой критики украинской внешней и внутренней политики, а ведь, судя по свидетельствам очевидцев, публичный разнос был запланирован. Кроме того, свежеиспеченный российский премьер не только воздержался от резких заявлений (похоже, оставил эту почетную обязанность представителям "разговорчивого" МИДа), но и сделал ряд уступок украинской стороне, главная из которых – отказ от резкого повышения цен на "голубое топливо". С одной стороны, это, судя по всему, действительно победа Тимошенко. Победа, может, и не совсем реальная, ведь москвичи настойчиво напоминают, что не они такие, а "жизнь такая", и за резкое поднятие цен ратуют среднеазиатские поставщики. С другой – победа скорее имиджевая, чем фактическая. Юлии Тимошенко наконец-то удалось проявить себя успешным переговорщиком, а на фоне этого до конца года меркнут и угрозы "Газпрома" и его туркменских/узбекских/казахских партнеров, и то, что "постепенное повышение цен на газ" - это обнадеживающие слова, за которыми не стоит никакой конкретики. Что, к слову, характерно для российско-украинских взаимоотношений: декларации намерений (чаще дружественных) – сами по себе, а реально существующие договоры с порой обескураживающими цифрами потом материализуются тоже сами по себе.
Неожиданная сговорчивость Владимира Путина заставила задуматься о ее цене. Еще до визита Юлии Тимошенко в Москву российская пресса намекала на то, что Украине стоило бы обменять свою принципиальность в вопросах крымских баз ЧФ на газовую лояльность со стороны северной соседки. Пока на основании сдержанных заявлений Тимошенко и ее поверхностных ответах на вопросы в ходе пресс-конференции нельзя сделать вывод, что украинская сторона спасла себя, посулив России что-то очень солидное. Впрочем, как уже упоминалось, оснований наблюдать "спасение" еще тоже нет: двухсторонняя премьерская встреча больше похожа на акт притирания двух глав правительств друг к другу. Пока можно посчитать, что ЮВТ ведет в счете: о газе слегка договорилась, и президентской стороне есть чем, по итогам рандеву, нос утереть. Но внешнеполитические успехи Юлии Владимировны больше похожи на предвыборные обещания: выглядят красиво (что в преддверии президентской кампании жизненно необходимо) при минимуме реальной пользы для страны, а не для чьего-то персонального имиджа. Российскому же премьеру терять нечего: его рейтинг зашкаливает, позиции его страны крепки и по многим пунктам непоколебимы. При таких раскладах можно позволить себе любую ситуативно необходимую снисходительность – и для международных отношений не вредно, и позиции не теряются. А пространство для отыгрыша назад есть всегда. Поэтому не исключено, что по далеко прогнозируемым итогам встречи ВВП оказывается в большем выигрыше, чем радостно приветствующая минутные имиджевые победы ЮВТ. Не оказалось бы "тимошенковское" ведение в счете исключительно виртуальным. Тем более что пользу от такой стратегии, как игра в поддавки, еще никто не отменял.
"Подробности"
Странно, что "скулят" как раз только москали... ))))
гы-гы
"победы"тимохи ещё долго будут выходить через анал народа Украины.А вообще всё правильно,видели за кого голосовали.Теперь жрите и не скулите.
Якщо ви хочете залишити коментар, прохання авторизуватися або зареєструватися.