21 серпня 2008
09:38
1542
Страсти по измене
Взаимоотношения президентской канцелярии и правительства давно развиваются по знакомой схеме: первая сторона неожиданно нападает, вторая отбивается с разной степенью активности. При этом логика и обвинений, и контраргументов часто не внушает доверия. Но сейчас градус абсурдности в украинском политикуме зашкаливает: Секретариат "шьет" премьеру государственную измену.
Сердце красавицы склонно к измене…
Основная тематика заявлений президентского Секретариата уже более полугода крутится вокруг тезиса: что бы ни сделала Тимошенко - все плохо. Не без исключений, конечно, но критика действий правительства прочно заняла место главного информационного повода для выступлений, заявлений и писем руководства СП. Кабмин не так борется с инфляцией, превратно понимает перспективы использования нефтепровода Одесса-Броды, неправильно ликвидирует последствия стихийного бедствия. К тому же министры и их глава часто высказывают неверные мнения. Но если вдруг не высказывают - они не правы вдвойне. Во всяком случае, именно с пристального внимания к молчанию Юлии Владимировны по поводу событий в Грузии и началась самая интересная информационная атака Банковой.
Напомним, 18 августа заместитель главы СП Андрей Кислинский озвучил официальную конспиративную теорию своего ведомства: Юлия Тимошенко продалась России за миллиард долларов. Эти средства, аккумулированные вокруг проекта "Выборы-2010", участниками которого среди прочих являются знаковые украинские политики Виктор Медведчук, Сергей Клюев, Дмитрий Табачник и, возможно, Леонид Кучма, должны будут обеспечить нынешнему премьеру убедительную победу в следующей президентской кампании. А взамен Юлия Владимировна обязуется поддержать российскую точку зрения по поводу грузинских перспектив хотя бы подчеркнутой пассивностью. А чтобы не показаться голословным, сотрудник Секретариата уточнил, что материалы для будущего дела о государственной измене и коррупционных деяниях отправляются в Генеральную прокуратуру.
Стройность нарисованной схемы слегка подпортили, с одной стороны, заверения ГПУ о том, что никакие доказательства в их распоряжение пока не поступали, а с другой - сдержанная реакция со стороны БЮТ. Как и грузино-осетино-российский конфликт, Юлия Тимошенко свои "преступления" долго не комментировала. А позже с присущей ей поэтичностью порекомендовала Сектретариату сменить табличку на "Палата №6", подчеркивая абсурдность заявлений. А за компанию и грузинский народ поддержала. В свою очередь, представители ее политической силы поясняют затейливые обвинения стартом предвыборной кампании. "Уже очевидно, что президент начал предвыборную кампанию, и всеми средствами пытается бороться со своим основным конкурентом на этих выборах", - считает народный депутат от БЮТ Валерий Писаренко.
В старте ли агитации дело или нет, но президентский лагерь плотно взялся за разработку заманчивой идеи. Представители СП не только повторяют обвинения, но и расцвечивают их новыми красками. Советник президента Лидия Поречкина считает, что "появляется вопрос об искренности премьер-министра, совсем по-другому выглядит хроническое невыполнение ею и блоком ее имени коалиционного соглашения". То ли судьбы коалиции, то ли уже сразу родины настолько озаботили Банковую, что дело не только берет под свой личный контроль Виктор Балога, но и СНБО готов пристально заинтересоваться проблемой. "Мы его (этот вопрос - "Подробности") сейчас изучаем, будем делать запрос", - заявил 19 августа первый заместитель секретаря СНБО Степан Гавриш. Для полноты картины не хватает разве что специальной депутатской комиссии, но народные избранники пока на каникулах, а сейчас предугадать развитие информационной атаки трудно - может, без парламентского вмешательства и не обойдется.
Измена родине себя не окупает…
Само по себе обвинение в государственной измене в наших широтах - заметная экзотика. Уголовный кодекс в статье 111-й обещает за него от 10 до 15 лет, а состав преступления видит в деянии, "умышленно совершенном гражданином Украины во вред суверенитету, территориальной целостности и неприкосновенности, обороноспособности, государственной, экономической или информационной безопасности Украины: переход на сторону врага в условиях военного положения или в период вооруженного конфликта, шпионаж, предоставление иностранному государству, иностранной организации или их представителям помощи в проведении подрывной деятельности против Украины". Даже если Юлия Тимошенко или кто-либо из ее приближенных благополучно пребывает на довольствии Москвы, найти в этом состав "государственно-изменного" преступления несколько затруднительно (в отличие от коррупционного). Что же касается пункта о "подрывной деятельности", который можно попытаться инкриминировать - то многие спонсируемые "старшей сестрой" маргинальные организации вроде Евразийского союза молодежи обвинить в этом было бы логичней. Впрочем, не исключено, что даже если документы, собранные Секретариатом, дойдут до Генеральной прокуратуры, юридических обоснований для передачи дела в суд не хватит. В то же время - маловероятно, что именно это является целью СП. В информационной кампании главное - дискредитация противника, а не нанесение ему непосредственного ущерба.
Значительный репутационный ущерб Юлии Тимошенко может быть нанесен только в одном случае: если она действительно куплена Кремлем. Несмотря на все полученные преференции, в случае с лидером БЮТ измена родине себя не окупит: она потеряет значительную часть "прибитого" электората и вряд ли успеет приобрести новый пророссийский. Маловероятно, что премьер готова настолько рискнуть своим довольно-таки оптимистичным будущим. Хотя ее молчание по поводу кавказского конфликта действительно выглядит подозрительным на фоне обычной внешнеполитической активности, проявляемой, например, в Брюсселе.
В случае же, если заявления Секретариата не будут подтверждены доказательствами, от подобной атаки репутация Тимошенко может только выиграть - слишком уж абсурдно выглядят обвинения. Венец мученицы Юлия Владимировна уже примеряла, и, если судить по реакции избирателей, он ей очень идет. А вот мнение о том, что российский "хвост" для БЮТ будет выгоден тем, что привлечет внимание пророссийски ориентированных восточных избирателей, выглядит не слишком обоснованным.
Кроме приобретений, БЮТ в связи охотой на ведьм могут ожидать и некоторые потери. Пропремьерская сила теперь несколько связана в свободе маневра. Поскольку представители СП заговорили о "разнузданной информационной кампании, потока лжи и шумовых эффектов наподобие новой политической реформы или попыток импичмента президента", и в высказываниях, и в законодательных инициативах "бютовцы" будут ограничены - любое контрнаступление будет расценено как подтверждение подозрений Секретариата, да и повоевать компроматами, оставаясь незапятнанным, тоже не получится. Но пока премьерская сторона ведет себя максимально сдержанно, чем делает позиции президентской все более уязвимыми.
Кругом враги
Позиция Секретариата в сложившейся ситуации несколько удивляет: обычно информационная атака является, по сути, разовым вбросом, а в случае с изменой Тимошенко развернута целая кампания неоправданной масштабности. Вернее, масштабность может быть несколько и оправдала бы себя при наличии доказанного состава преступления (правда, все равно возник вопрос, чем СП занимался раньше - пророссийски ориентированных политических деятелей в Украине столько, что нужно денно и нощно бдеть и бдеть). А голословные подозрения в подобных преступлениях государственного деятеля высочайшего ранга (Генпрокуратура по-прежнему не получила обещанные доказательства) бросает тень на всю страну - в "приличных странах" такими обвинениями не разбрасываются.
Еще серьезней кампания против Тимошенко может ударить по президенту. На Секретариате после месяцев настойчивой критики уж и так "живого места" не осталось, но у Виктора Андреевича еще есть остатки рейтинга, которые можно потерять. И пусть бы президентский лагерь остановился на критике премьера по поводу невыработки "кавказской позиции" - Виктор Ющенко своей активной поддержкой Грузии действительно заработал некоторые дивиденды, а длительное молчание Тимошенко могло их немного увеличить. Но массированная "изменническая" кампания, базирующаяся на странных конспирологических основаниях, выходит за границы "симметричного ответа".
Кроме стандартного желания испортить настроение главе правительства, действия Секретариата могут объясняться многими причинами. Не исключено, что одна из них - это действительно фальстарт предвыборной кампании и просто крайне своеобразная попытка очернить потенциальную конкурентку. Кроме этого, вполне возможно, что речь идет, как уже упоминалось, о ряде превентивных действий в возможной войне компроматов: Банковая на всякий случай нанесла превентивный удар.
К тому же вовремя поднятая шумиха может оказаться артподготовкой перед грядущим началом очередной сессии ВРУ. Той самой сессии, на которой представители Партии регионов (они же возможные партнеры НУ-НС по "широкой" коалиции) обещают окончательно решить вопрос премьерства Тимошенко. В пользу этой версии говорит и неожиданная как по летним временам активность "регионалов", которые увлеченно обвиняют КПУ в предательстве общих интересов, и околокоалиционная риторика пресловутых обвинений в измене и коррупции. "Тимошенко должна окончательно определиться: или она руководитель правительства Украины, деятельность которого направлена на выполнение обещаний избирателям, коалиционного соглашения, или она политик, который не брезгует торговлей интересами государства для собственных избирательных перспектив. В последнем случае говорить о сохранении коалиции нет смысла", - подобный тезис заявления Лидии Поречкиной заставляет в очередной раз усомниться в безоблачном будущем и без того дышащего на ладан парламентского большинства. А по вине ли Тимошенко коалиция может не пережить следующую сессию, или нет - уже не столь важно. Главное: заинтересованных в ней не только становится меньше - они уже почти не стесняются об этом говорить. А загребать жар чужими руками на Банковой, похоже, любят.
Тем не менее, в "зону" большой политики скандалу еще только предстоит перейти. А пока досужий зритель наблюдает за ситуацией не столько с ужасом от масштабов предательства интересов родины, сколько с праздным любопытством к перипетиям политического адюльтера. Любовь между Банковой и Грушевского угасла давно, а грязное белье на всеобщее обозрение поступать будет еще долго.
"Подробности"
Якщо ви хочете залишити коментар, прохання авторизуватися або зареєструватися.