3 червня 2005   15:41   2908

Чей "лисий хвост" накрывает Старый город Краматорска?

Чей "лисий хвост" накрывает Старый город Краматорска?
В подобном "грехе" городские власти склонны были винить КМЗ им.Куйбышева, но вопрос по-прежнему остается открытым.

Рыжий туман, накрывающий в безветренное утреннее время старую часть города и прилежащие поселки, в последнее время не единожды становился темой номер один вторничных аппаратных совещаний в исполкоме.



"Человечество еще не придумало, как изменить технологию"

Три недели назад городской голова Виктор Кривошеев высказал предположение, что причиной этому могло быть изменение в технологии доменной плавки на КМЗ им. Куйбышева. По словам мэра, куйбышане стали добавлять в шихту отходы собственного производства, что и послужило причиной повышенного выделения в атмосферу бурой пыли. Отделу экологии городского исполкома мэр дал указания созвать соответствующую комиссию и провести на заводе проверку, добавив при этом, что если его предположения подтвердятся, а ситуация не изменится, то "таким предприятиям в городе не место".

На самом заводе предположения мэра опровергли. Точнее, руководство завода не отрицает ни использования в шихте собственных отходов, ни наличия бурого дыма как неизменного спутника выпуска доменной плавки. Однако на запрос "Восточного проекта" главный инженер Василий Щербачев ответил, что эффект рыжей пыли в воздухе возникает не из-за состава шихты, а при выпуске металла от соприкосновения железа с кислородом. Причем подобное явление можно наблюдать не только в доменном процессе, но и в любом сталеплавильном агрегате. Таким образом, на интенсивность бурого дыма состав шихты никак повлиять не может.

"Человечество еще не придумало, как изменить технологию именно доменной плавки, - ответил Щербачев. - Появились интенсификаторы доменного процесса, заменители кокса, но их внедрение требует гигантских затрат и не решает проблемы окисления (а следовательно, и выделения бурого дыма. - Авт.) при выпуске чугуна. С целью снижения окисления железа на выпусках на предприятии внедрена технология пылеподавления над чугуновозами... ". Василий Щербачев также добавил, что предприятие регулярно вносит в городской бюджет платежи за выбросы, и, по его мнению, желательно часть этих платежей аккумулировать на спецсчетах предприятий для решения экологических программ.

Домна остановилась, туман не исчез

В понедельник, 30 мая, исполняющий обязанности председателя совета директоров КМЗ им. Куйбышева Владимир Болгаров уведомил письмом городского голову о том, что 27 мая, в 2.45 ночи, доменная печь была остановлена, следовательно, с той минуты завод никак на экологию города влиять не может. По крайней мере до запуска печи.

"Несмотря на это, ранним утром 28, 29 и 30 мая 2005 года над старой частью города и вдоль всей промышленной полосы по берегу реки Казенный Торец наблюдался туман белого и красновато-рыжего цветов", -- говорится в письме на имя Виктора Кривошеева. Тут же содержится и просьба к мэру дать указание соответствующим службам установить источник этих выбросов и проверить их влияние на здоровье жителей города. О реакции мэра, в частности о том, будет ли проведена проверка предприятий, пока не известно.

"В апреле-мае наблюдались выбросы вредных веществ в атмосферу"

Несмотря на то, что указание мэра проверить завод прозвучало еще 17 мая и повторно 24 мая, то есть задолго до остановки предполагаемого главного виновника "лисьих хвостов" -- доменной печи, комиссия нагрянула на завод только после ее остановки. Любому школьнику понятно, что поймать за руку предприятие на превышении ПДК выбрасываемых в воздух вредных веществ можно только при работающих загрязняющих агрегатах. Но то ли создание комиссии кем-то затягивалось умышленно, то ли собрать комиссию из числа представителей региональной Северодонецкой экологической инспекции, отдела экологии исполкома, горСЭС и самих заводчан и в самом деле оказалось делом не одного дня, но проверка на завод нагрянула только после остановки домны.

Поэтому в первых строках акта, в разделе "Установлено", комиссия зафиксировала: "На момент обследования на заводе в доменном цехе - ДП-4, а также основные и вспомогательные цеха остановлены сроком на 25 дней. Ведется ремонт печи".

Постфактум комиссия установила, что на домне была внедрена установка подавления бурого дыма, но в апреле-мае она работала неэффективно из-за низкого давления природного газа. Правда, есть надежда, что после запуска печи бурого дыма станет меньше, поскольку, как установила комиссия, "в мае месяце проведена модернизация по повышению давления природного газа... Таким образом установка выведена на проектные параметры, что обеспечит пылеподавление над чугунными ковшами и снижение вредных выбросов в атмосферу".

Вердикт комиссии: "В результате отсутствия контроля за установкой подавления бурого дыма над чугуновозными ковшами и нарушения технологической инструкции при нейтрализации выбросов сернистого газа и сероводорода в апреле-мае 2005 года наблюдались выбросы вредных веществ в атмосферу. По результатам обследования за невыполнение мероприятий по охране атмосферного воздуха на начальника доменного цеха составлен протокол о санитарном нарушении, руководителю предприятия составлено предписание".

***

Хорошо, что заводы, пусть ни шатко ни валко, но внедряют технологии по снижению вредных выбросов. Хорошо, что комиссии выявляют недостатки и выписывают предписания. Но, как всегда, между озвучиванием указания и его исполнением у нас проходит слишком много времени, и о том, чем мы дышим, когда нас раниим утром накрывают лисьи хвосты городских заводов, и чем это чревато, мы можем судить только косвенно -- по обобщенным отчетам соответствующих служб и годовым статистическим данным о заболеваемости населения.
Дмитрий Лукьяненко, "Восточный проект"
Додати коментар

Якщо ви хочете залишити коментар, прохання авторизуватися або зареєструватися.

Останні новини: