20 листопада 2008
09:19
1469
За державу обидно
К концу года исполняющий обязанности главы СБУ Валентин Наливайченко решил немного оживить украинские новости и подкинул горячую тему для дискуссий. Обвинения депутатов в незаконной деятельности – благодатный грунт для политических разборок на всех уровнях. Правда, с большой долей вероятности все предсказуемо словами же и ограничится.
Нашли крайних
Напомним, что господин Наливайченко назвал фамилии народных депутатов и незаконные дела, к которым, по его сведениям, они причастны. От всевидящего ока СБ не скрылись Гарегин Арутюнов (хозяин акций днепропетровского банка, в котором выявили незаконную деятельность), Иван Сидельник (обвинение в давлении на Сумской хозяйственный суд, который расследовал рейдерскую атаку на Днепровский вагоноремонтный завод) и Геннадий Москаль (ему приписали нарушение закона о статусе участников боевых действия, иными словами – беспочвенную раздачу удостоверений тем, кто никогда даже не воевал). Дело последнего уже передавалось в прокуратуру, но в возбуждении уголовного дела было отказано по причине "отсутствия состава преступления". Казалось бы, на нет – и суда нет.
На этом список обвинений не заканчивается. Виктор Ющенко на заседании СНБО просил назвать поименно всех депутатов-контрабандистов, о деятельности которых что-либо известно. Сам Ющенко назвать фамилии посчитал ненужным. Законопослушный глава СБУ тоже заметил, что фамилии могут прозвучать только из уст самих обвиняемых в ходе общественных слушаний или по решению суда.
Что же получается? Кем-то заботливо спланированная наживка сработала: общественности есть о чем поговорить, косвенные обвиняемые вынуждены оправдываться, политическим силам, к которым принадлежит тот или иной депутат, нужно очищать имидж (напомним, что в стране вроде бы как идет избирательная кампания к парламентским выборам). Сидельник в ответ на обвинения заявил, что вся эта история – это атака на БЮТ, попытка скомпрометировать блок. К представителям этой политической силы СБУ питает особую страсть, время от времени обвиняя ее представителей, то в отмывании денег, то незаконной деятельности подконтрольных им предприятий.
"Добряки", "воробьи", "хомяки", "брокард" – названия преступных группировок не из дешевой криминальной комедии, а прозвучавшие из уст президента имена групп, действующих в украинском парламенте. Знающие люди легко могут понять, кто стоит за той или иной группировкой – по созвучной фамилии или подконтрольному предприятию. Но эксперты сходятся на том, что, повторив за и.о. СБУ подобные обвинения, президент только дискредитировал себя. Именно "президентские ведомства" в свое время уже высказывали скандальные обвинения. Так, от Секретариата президента вся страна узнала, что премьера Тимошенко обвиняют в государственной измене, а позиции "Проминвестбанка", по словам шефа СБУ, пошатнулись из-за рейдерской атаки. Только ни одно дело до логического завершения не дошло.
После подобных обвинений логично было бы ожидать возбуждения уголовных дел, громких скандалов, общественных слушаний, парочку показательных процессов. Возможно, так и было бы, но не в этой стране. Депутаты на удивление сплоченно проголосовали за то, чтобы генпрокурор Медведько прояснил ситуацию и расставил запятые во фразе "казнить нельзя помиловать". На данный момент помилованы все. Медведько заявил, что уголовных дел относительно нардепов нет.
Пустой звон
Попытайтесь вспомнить хоть одно громкое дело против высокопоставленных чиновников или известных людей в Украине. Неблагодарное занятие. Несмотря на все громогласные заявления до суда дела почему-то не доходят. Обмен любезностями в виде обвинений выглядит всего лишь способом политической борьбы и дискредитации соперника. Похожая история была и с диоксиновым сериалом об отравлении президента. Ющенко сам заявил, что знает имена отравителей. Вывести их на чистую воду обещали в первые месяцы пребывания на президентском посту. Скоро уже новая президентская кампания, а имен как не было, так и нет.
Чем же тогда считать заявления Наливайченко? Попытка честно и в одиночку вывести на чистую воду плохих дядь из парламента? В ответ на роль доброго Робин Гуда в исполнении главы СБУ хочется сказать станиславское "не верю". Жизнеспособной выглядит другая версия: пока все обсуждают, кто прав, кто виноват, кого надо тянуть в суд по обвинению в клевете – под этот шумок можно провернуть гораздо более тяжелые дела, чем те, в которых обвинили нардепов. В защиту этой версии можно привести слова Николая Катеринчука, который отметил, что вместо разбирательств с тарифами и налогами, президент устраивает шумиху вокруг заявлений Наливайченко, что со стороны выглядит как политическая расправа и сведение счетов, ведь фактажа в заявлениях просто нет.
Своими заявлениями Наливайченко вызвал на себя ответный огонь. Депутаты стали разбираться, насколько законно он пребывает на своем посту с приставкой и.о. уже второй год. Юрий Кармазин приводит документальное подтверждение, что на посту руководителя СБУ Наливайченко сейчас находится абсолютно нелегитимно и лишь по доброй воле президента. Этим же вопросом задался и Геннадий Москаль, один из пострадавших от откровений главы СБУ.
Далеко не во всех вопросах депутаты проявляли столь показательное единодушие, как в тот момент, когда голосовали за то, чтобы Генпрокуратура отчиталась обо всех обвинениях СБУ и назвала виновных или невиновных. В заявлениях главы Службы безопасности "бютовский" след прослеживается очень четко – в том смысле, что больше всего достается депутатам от БЮТ. Остальные парламентарии тоже понимают, что стоит только попасть в немилость или вступить в открытую конфронтацию с президентом – и головы будут лететь с плеч других партийцев. Виктора Ющенко зря называют мягкотелым политиком. Вспомните, как им были назначены первые внеочередные парламентские выборы: одним ударом гордиев узел недоговоренностей был разрублен.
Сегодня же, если все-таки вспомнить, что когда-то должны пройти уже вторые внеочередные выборы, становится понятно, что откусить пару-тройку процентов голосов у оппонента можно только грубыми средствами. Ожидать от подобных заявлений чего-то кроме пиар-эффекта – бессмысленно. Олег Зарубинский, народный депутат, грустно шутит: "Раньше КГБ сажало, а потом — говорило. Сегодня СБУ говорит, а дальше — непонятно что". Более того, если завтра "высшая воля" в очередной раз изменится, и будет взят курс на восстановление демократической коалиции со всеми перечисленными "добряками" и "хомяками", то об их прегрешениях отчественные "чекисты" тут же забудут... И тут уж не в личностях дело, тут за державу обидно...
Большинство нардепов сходятся во мнении, что Наливайченко – специальная телезвезда, призванная отвлекать внимание общественности от других, более важных дел. СБУ сегодня не защищает граждан, а является всего лишь инструментом в политической игре. Кто-то считает, что своими заявлениями Наливайченко губит свою карьеру, кто-то называет его лишь пешкой в большой политической игре. Истина, вероятно, как всегда где-то посередине. Но из-за этой игры доверие украинцев к каким-либо заявлениям политиков и уверенность в том, что они могут воплотить в жизнь лозунг "не словом, а ділом", падает все ниже и ниже, туда, где начинается очередная волна революций.
Ирина Чернуха
"Подробности"
Якщо ви хочете залишити коментар, прохання авторизуватися або зареєструватися.