21 листопада 2008
17:36
2341
Не надо думать – с нами тот, кто всё за нас решит
Противостояние жильцов и поставщиков услуг в жилищно-коммунальной сфере давно приняло форму настоящей войны. В последнее время тактика и стратегия этой войны приобретают все более изощренный характер. На примере частного случая мы покажем, что ждет ВСЕХ нас, если мы не научимся вести как наступательные, так и оборонительные бои. А они неизбежны и неотвратимы.
Договор дороже денег
Кооперативный дом № 63 по улице Социалистической производит вполне приличное впечатление: скамейки возле подъездов, кодовые замки на входных дверях, чисто возле дома и на лестничных клетках. Обслуживает дом коллективное предприятие «ЖЭК» под руководством Бориса Крыклия. Между кооперативом и «ЖЭКом» заключен договор, в котором прописаны права и обязанности сторон. И в этом взаимовыгодном (по идее) договоре кооператив именуется Заказчиком, а «ЖЭК» – Исполнителем, другими словами, члены кооператива за квартплату нанимают предприятие для обслуживания своего дома. А если возникают спорные моменты, то они должны разрешаться в суде.
В спор с нанятым исполнителем услуг вступила Зинаида Глушкова, одна из членов кооператива, которая перестала платить исполнителю квартплату, поскольку услуги получала не в полном объеме и ненадлежащего качества. У нее образовалась задолженность, и «ЖЭК» предъявил ей иск.
Почему Зинаида Глушкова оказалась должником? Может быть, у нее возникли денежные проблемы и она не смогла оплачивать и другие услуги коммунальных предприятий? Ничего подобного. Остальные предприятия – РЭС, водоканал, тепловики – получали платежи абонента вовремя и в полном объёме. Да и материальных проблем у Зинаиды Глушковой, к счастью, нет. А не платила она исключительно из принципиальных соображений, поскольку имела неопровержимые доказательства того, что ЖЭК нарушил договор в одностороннем порядке.
Основанием для такой позиции стали многочисленные претензии Зинаиды Глушковой к работе исполнителя, которые были зафиксированы в соответствующих актах. То есть получатель услуг – обслуживаемый – хотел получить за свои деньги заказанную и оговоренную услугу. Но не получил, а потому и не счел нужным платить. Для большей наглядности это можно сравнить с рядовой покупкой в любом магазине: например, если вам вместо килограмма сахара дадут только 800 г, а заплатить потребуют как за полновесное кило, вы, конечно, возмутитесь. И в свою очередь потребуете, чтобы досыпали недостающие 200 г или посчитали за 800 г. Или просто откажетесь платить.
Так же рассуждала и Зинаида Глушкова, когда столкнулась с тем, что ЖЭК не выполняет всех обязательств по профилактике и текущему ремонту дома, а деньги берет как за проделанную работу. Мало того, в ее квартире после евроремонта разрезали новехонькую пластиковую трубу, изуродовали стену, попортили линолеум. При этом никаких перерасчетов, взаимозачетов или извинений со стороны обслуживающего предприятия не последовало.
Молчи и плати!
А вот иск – пожалуйста. Спрашивается, почему? Да потому что Зинаида Глушкова – «сильно грамотная», «ей больше всех нужно» и она «возникает». А ведь кроме нее в доме есть и другие должники, но их «ЖЭК» не трогает. Потому что сидят молча и «не возникают».
Зинаида Глушкова не молчала. Она последовательно выставляла свои претензии, и при этом вместе с другими сознательными жильцами поддерживала порядок в доме и в своем подъезде. Для этого им приходилось самостоятельно или в частном порядке нанимать людей и заниматься ремонтом труб отопления, крыши, перил, выполнять работу электрика на лестничной площадке. Но эти работы, за которые жильцы уже выложили деньги или сделали сами, были включены в счет за обслуживание жилья!
Кроме этого, в перечне услуг числится еще масса позиций, которые обязан выполнять «ЖЭК», но которые никогда не выполнялись, а деньги за их якобы выполнение аккуратно начислялись. Но Зинаида Глушкова умеет считать свои деньги и не хочет отдавать их не за что. И она перестала оплачивать «липовые» услуги, с нетерпением ожидая, что в суде восторжествует справедливость, правда и закон. Правильная позиция, но, как показало время, наивная. Ставка на порядочность, здравый смысл и очевидные факты оказалась проигрышной. Пока.
Как исполнитель становится… начальником
На борьбу со строптивой жилицей КП «ЖЭК» бросил все силы. Методы стары как мир. Для начала ее не уведомили о дате судебного слушания, не вручили повестку и провели заседание в ее отсутствие. Решение было принято однозначное, заочное и не в пользу ответчицы. Однако оно было оспорено, и Зинаиде Глушковой таки дали возможность выступить в суде. Она потребовала проведения выездного заседания с обследованием дома по тем пунктам, из-за которых разгорелся конфликт сторон. Представители истца – главный инженер «ЖЭКа» Наталья Емельянова и юрист предприятия вместе с ответчицей, ее представителем Аллой Снежко и журналистами городских газет лазили по подвалам, крышам, обследовали квартиру ответчицы, ее подъезд. Была сделана фото- и видеосъёмка. Все участники этого обследования увидели «обратную сторону медали» такого, на первый взгляд, благополучного дома. Да, Зинаида Глушкова была права: исполнитель на самом деле исполнял далеко не все из того, за что получал деньги жильцов.
Небезосновательно полагая, что эти факты вылезут наружу, «ЖЭК» предпринял простой, но эффективный ход. Был пущен слух, что Глушкова добивается «отлучения» дома от обслуживания этим предприятием. Взбудораженное выдуманной «страшилкой» население дома, представленное в основном парой десятков пенсионеров, собралось перед подъездом и сыграло роль несогласной массовки. Доминирующее настроение этих людей: наш начальник – «ЖЭК». Ну не могут некоторые наши граждане жить без «начальника» и его указки. Не привыкли, не умеют, не хотят жить своим умом.
Я ее не знаю, но осуждаю
Те же пылающие праведным гневом пенсионеры охотно вызвались выступить в судебном заседании в качестве свидетелей со стороны истца. Тексты выступлений были похожими почти дословно: нас устраивает качество обслуживания, нас устраивают тарифы, наш дом – самый лучший дом в городе. На вопрос представителя Зинаиды Глушковой: вы знаете, с какими претензиями ответчица обращалась к исполнителю услуг? – свидетели простодушно ответили: нет! Некоторые даже утверждали, что вовсе «не знают этого человека», но «ее претензии не поддерживают». В общем, сам я этот роман не читал, но со всем советским народом осуждаю… Знакомая песня! И уж вовсе странными оказались показания свидетеля, который не является не только членом кооператива, но и вообще жильцом этого дома.
Коллективный разум и чудеса правосудия
Еще один аргумент «общественности» - коллективное письмо с просьбой учесть мнение жильцов и их бескорыстную любовь к «ЖЭКу». Письмо приобщили к делу, а вот фото- и видеоматериалы – суд проигнорировал. Как и разногласия по акту осмотра дома, по тем спорным моментам, из-за которых и разгорелся конфликт. Ответчица настаивала, чтобы были зафиксированы и озвучены ее претензии к работе «ЖЭКа», факты его плохой работы или бездействия в технических помещениях дома.
А в судебном заседании стали активно говорить об образцовом содержании придомовой территории. При чем же тут замечательный дворник с самодельной метлой, когда в доме текут трубы, крыша с дырами и без коньков, вентиляционные каналы разрушаются, электрик не показывается годами, а подвал завален мусором со времен строительства дома?! А этого быть не должно, потому что за проведение этих работ с жильцов почему-то берут деньги. Пусть в тарифе с каждого жильца это не очень много, но с каждой квартиры да в течение года набегает порядочная сумма «халявных» средств. А если еще учесть, что таких домов в Краматорске не менее полусотни, и они также обслуживаются «ЖЭКом», то это просто «золотая жила»!
Чтобы окончательно заткнуть рот Зинаиде Глушковой, несогласной платить за мифические услуги, пенсионеров надоумили провести собрание жильцов-членов кооператива и сменить председателя. Цель этой смены власти – завладение печатью, которой можно воспользоваться достаточно широко. Например, заверить акты выполненных работ, которые якобы были своевременно сделаны «ЖЭКом».
На этом собрании присутствовали и работники обслуживающего предприятия – всё тот же юрист и всё та же главный инженер Наталья Емельянова. Какова была их роль на этом собрании? Серых кардиналов, явных дирижеров, засланных казачков, сторонних наблюдателей или почетных гостей? Почему жильцы дома оказались далеко не так единодушны, как пытались представить активисты-пенсионерки? И самое главное, почему «ЖЭК» не делом доказывает свою состоятельность и деловую репутацию, а какими-то подозрительными методами?
Есть, видимо, скрытая причина, из-за которой так хлопочет «ЖЭК». Например, присутствие в этом кооперативном доме трех магазинов, которые, по словам Зинаиды Глушковой, появились без согласования с членами кооператива и строят свои отношения с «ЖЭКом» в обход устава кооператива. И к тому же, появившись в жилом доме на готовых инженерных коммуникациях, не участвуют в их содержании. А как эти частные предприниматели открыли свои фирмы в кооперативном доме в центре города - надо спрашивать в исполкоме, где дают разрешение на выведение квартир из жилфонда.
Именно этим и собирались заняться зампредседателя кооператива Зинаида Глушкова и ее единомышленники. Но именно эти вопросы меньше всего хотели бы услышать от нее должностные лица. Поэтому нет ничего удивительного, что в суде было принято решение не в ее пользу. А неформальный комментарий судьи «Поймите меня правильно» только подтверждает эту догадку.
Срок для подачи апелляционной жалобы – 10 дней. Но решение суда Зинаида Глушкова получить на руки… не может. То судья на больничном, то предлагают дождаться, когда решение придет по почте. Но эти ухищрения не остановят ход событий. Зинаида Глушкова и ее единомышленники намерены отстаивать справедливость вплоть до Европейского суда.
Алина Фадеева, "ОбщеЖитиЕ"
Якщо ви хочете залишити коментар, прохання авторизуватися або зареєструватися.