25 серпня 2010
15:18
2682
Куда уплывает Краматорский водоканал? Городское водное хозяйство забирают себе москвичи. На 49 лет
Фактически городская громада лишается любых рычагов влияния на единственного поставщика услуги водоснабжения и сдаётся на милость победителя.
С цыплятами всё просто: чтобы их посчитать, нужно всего-навсего дождаться осени. С коммунальным предприятием «Краматорский водоканал» гораздо сложнее: оно уходит к частному иностранному хозяину, а конечный результат будет известен только через 49 лет. Большинство из нас его уже не увидит. Остаётся наслаждаться результатами промежуточными.
Кто есть ху?
На прошлой неделе в конкурсе на аренду коммунального предприятия «Краматорский водоканал» из двух участников победу одержала московская компания. Фактически новым владельцем стала Инжиниринговая компания НИИ коммунального водоснабжения и очистки воды «ОАО ИК «НИИ ИВОВ» (Москва), в которой работает 1500 человек персонала и без которой в России не принимается ни один закон о воде.
ОАО учредило в Харькове компанию с тем же названием, только в скобках стоит не «Москва», а «Украина», и уже этот «филиал» открыл ООО «Краматорскводоканал», которому и передаётся коммунальное предприятие. Это ООО, по словам заместителя городского головы Станислава Захарова, было оформлено в середине августа, примерно за неделю до проведения конкурса, но с названием будущие победители не промахнулись. Наверное, были заранее уверены, что водоканал достанется именно им.
Кроме Краматорска, в Украине ещё 5 городов ведут переговоры о передаче своих водоканалов в аренду, и результат почти гарантировано будет аналогичным. Директором всех украинских ООО формально назначается Юрий Панасенко, а фактически по условиям конкурса в течение года остаётся прежний директор. Налоги новое ООО будет платить в Краматорске. Арендатор также является аффилированным лицом, то есть будет сам руководить деятельностью предприятия, потому что намерен вложить в модернизацию водоканала почти 300 миллионов гривен.
Окончательная передача водоканала арендатору состоится в течение 3-6 месяцев, когда будут улажены все формальности. Пока, примерно ещё год, параллельно будет существовать и КП «Краматорский водоканал», так сказать, для «занесения хвостов». По словам Станислава Захарова, с нулевыми отчётами, мизерным содержанием, но на всякий случай: вдруг что-то выплывет неучтённое в балансе. Предполагается, что сохранится полставки директора и четверть ставки бухгалтера. На депутатской сессии 31 августа депутаты должны утвердить или не утвердить результаты конкурса. Далее следует согласование с Антимонопольным комитетом, выдача лицензии - и от горожан уже ничего зависеть не будет.
По условиям конкурса, в течение первого года все рабочие места сохраняются, и условия труда ухудшаться не будут. Нынешний директор Александр Роганов, как и инженерный состав, остаются при своих должностях. А дальше город ситуацию контролировать не будет. И не только с персоналом, но и вообще с водоканалом, ведь московская компания пришла всерьёз и надолго. Фактически городская громада лишается любых рычагов влияния на единственного поставщика услуги водоснабжения и сдаётся на милость победителя.
Пуркуа не концессия?
Почему всё-таки аренда, а не концессия? Станислав Захаров говорит, что российская компания может себе позволить и концессию и аренду. А мы, как оказалось, почему-то не можем. В отличие от Краматорска, в Артемовске, к примеру, этой же компании водоканал сдают в концессию. Станислав Захаров говорит, что Краматорский водоканал довольно долго вёл переговоры с французской компанией «Виолия», но она наотрез отказались принять предприятие на условиях концессии из-за того, что город имеет право расторгнуть концессионный договор в одностороннем порядке без объяснения причин. Аргументы «Виолии» против концессии таковы: «вложившись», концессионер потенциально может потерпеть убытки на модернизации водного хозяйства, которое вновь возвращается прежнему владельцу. Французы рисковать не захотели (не доверяют нам, что ли?), да и москвичи тоже настояли на аренде (точно, не доверяют!).
Теперь для расторжения договора аренды в суде, если до этого вдруг дойдёт дело, арендодателю, то есть городу, придётся доказывать, что для этого есть веские основания, например, не выполненные пункты договора. Так почему тогда отдали предпочтение не французам, а москвичам?
Полноводное и чистое будущее
Каковы конкретные условия договора, пока неизвестно, ведь он ещё не подписан и даже не согласован, а по объёму составляет 39 страниц формата А4. Станислав Захаров едва приоткрыл завесу тайны, сообщив, что в договоре предусмотрено сокращение потерь воды до нормативных, то есть до 37%, хотя безусловно согласен, что они не должны превышать 20-25%. Московские водники уже поделились своим ноу-хау, как добиться этого: самым эффективным способом является регулировка давления воды в домовых сетях. Если оно будет точно просчитано и сбалансировано, то внутридомовые системы водоснабжения не будут рваться, как у нас это происходит сплошь и рядом. А всё потому, что регулировкой давления до сих пор никто не занимался. По словам Станислава Захарова, построенные при совдепии водопроводы не отвечают реальным нуждам водопотребления и не управляются правильной гидравлической системой автоматической регулировки подачи воды. В идеале можно учитывать даже суточные и сезонные колебания водопотребления и регулировать подачу воды по принципу «ночь-день», «будни-выходные», «зима-лето», и тогда потери можно минимизировать. Такие системы уже внедрены на Западе. Стоит такая автоматика недёшево, но хорошо окупается. Арендатор намерен в первые четыре года внедрить такое техническое усовершенствование, применяя специальные клапаны.
В будущем предусмотрено создание лаборатории, которая будет определять места утечек воды и санкционированного потребления из общей сети. Не исключено, что компания займётся разработками альтернативных источников водоснабжения, чтобы не зависеть от единственного водовода, который к тому же с пугающей периодичностью выходит из строя. По утверждению Станислава Захарова, в наших недрах достаточные запасы воды, и она бы обходилась городу на 30% дешевле, чем «Вода Донбасса», но эти запасы находятся на областном балансе. Распоряжаться водными горизонтами без передачи на городской баланс нельзя, а для этого, как сказал Станислав Захаров, требуются десятки миллионов гривен на их освоение, которых сегодня у Краматорска нет.
В перспективе также расширение «клиентской базы» за счёт централизованного водоснабжения посёлков. Еще планируется также повторное использование для технических нужд сбрасываемой в Казённый Торец уже использованной и очищенной воды. На эти цели заложено около 20 миллионов гривен. Будет создана автоматическая диспетчерская служба. Срок окупаемости разных инвестиций от полутора до 12 лет. Поэтому в первую очередь средства будут вкладываться в те мероприятия, которые окупаются быстрее всего. А замена труб окупается дольше всего. И приступят к этой замене не раньше, чем лет через десять. Аварийные участки, наверное, будут менять раньше.
Пожизненные заложники
Тарифы на воду (как и на тепло) с недавних пор утверждает НКРЭ для каждого водо- и теплоснабжающего предприятия конкретно. Будет ли учтена инвестиционная составляющая, пока неизвестно, неясно также, будет ли «Вода Донбасса» поднимать цену на продажную воду. Приход инвестора позволяет надеяться, что в процессе работы начнут осваивать разработку альтернативных подземных источников воды. А на сегодняшний день водоканал задолжал своим кредиторам около 7 миллионов гривен, из которых 5 миллионов - «Воде Донбасса». А эта компания в свою очередь тоже кому-то должна. И в любой момент может потребовать свои миллионы. Впрочем, с приходом ТАКОГО российского инвестора, наверное, погодит «плевать в колодец», а дождётся отдачи по-хорошему. И тогда нам останется выяснять отношения один на один с технически и политически подкованным московским партнёром на все отпущенные 49 лет. С Днём Независимости, украинцы!
Алина Фадеева, "ОбщеЖитиЕ"
За что боролись... как говорится. Добро пожаловать в объятья Мордора.
Якщо ви хочете залишити коментар, прохання авторизуватися або зареєструватися.