Форум Краматорська

  • 23 Травень 2024, 02:53:21
  • Ласкаво Просимо, Гість
Будь ласка увійдіть або зареєструйтесь.

Увійти

Новини:

Автор Тема: Наши соседи: Красноармейский и Добропольский районы  (Прочитано 17895 раз)

0 Користувачів і 1 Гість дивляться цю тему.

18 Березень 2010, 22:33:54
Відповідь #15
Offline

Аллергия


Offline Аллергия

  • *****
  • Ветеран
  • Повідомлень: 4250
  • Карма: +480/-333
  • Дякую
  • Сказав: 355
  • Отримав: 755
    • Жіноча
    • Перегляд профілю
порадуйтесь за меня, дорогие, 22-24 марта рассчитываю поработать в донецком архиве - тьфу-тьфу, чтоб не сглазить и чтобы там не было сумасшедшей очереди. Саша (Добровольский) предварительно попросил зав.отделом посодействовать мне, надеюсь, все получится. Предвкушаю этот кайф - имена далеких во времени, но родных по крови людей, факты их жизни, летопись семьи...
Я то, что я есть. И я говорю, что я думаю (цит.)

Форум Краматорська

Re: Наши соседи: Красноармейский и Добропольский районы
« Відповідь #15 : 18 Березень 2010, 22:33:54 »

18 Березень 2010, 22:38:12
Відповідь #16
Offline

slc


Offline slc

  • ****
  • Старожил
  • Повідомлень: 1646
  • Карма: +14/-6
  • Дякую
  • Сказав: 2
  • Отримав: 2
    • Перегляд профілю
Завидую! (в лучшем смысле этого слова   :yahoo:). Сам неизвестно, когда выберусь...

Узнай, плз - есть ли возможность получить скан/фотокопию записи/страницы с записью и сколько это стоит.

22 Березень 2010, 10:44:05
Відповідь #17
Offline

Аллергия


Offline Аллергия

  • *****
  • Ветеран
  • Повідомлень: 4250
  • Карма: +480/-333
  • Дякую
  • Сказав: 355
  • Отримав: 755
    • Жіноча
    • Перегляд профілю
Воистину, "хочешь насмешить Бога - расскажи ему о своих планах". Данька температурит - переношу на неделю поездку.
Я то, что я есть. И я говорю, что я думаю (цит.)

22 Березень 2010, 22:50:58
Відповідь #18
Offline

HARD


Offline HARD

  • ****
  • Старожил
  • Повідомлень: 2080
  • Карма: +52/-9
  • Дякую
  • Сказав: 251
  • Отримав: 85
    • Чоловіча
    • Перегляд профілю
Ну вот . Сглазили таки . Обидно однако.
Сам  побывал в этой шкуре в сентябре прошлого года. Ехал в Брянск поработать в архиве , уже и до таможни доехал , был  весь в предвкушении и хоп тебе незадача - фото в паспорте новое не вклеено . Все , полный реверс.  Пришлось все перекраивать.
"Дороги все до одной приводят сюда,
 В дом Вечного сна ,
 В крематорий."

31 Березень 2010, 08:13:31
Відповідь #19
Offline

Аллергия


Offline Аллергия

  • *****
  • Ветеран
  • Повідомлень: 4250
  • Карма: +480/-333
  • Дякую
  • Сказав: 355
  • Отримав: 755
    • Жіноча
    • Перегляд профілю
Была вчера в архиве и поеду еще сегодня.
В принципе, особых сложностей с разрешением не было. Читательский 25 грв.
Послереволюционные документы выдают в оригинале (сутки спустя после заказа). Заказала на сегодня кое-что. По описи 1 и 2 фонда 1169 - 20-тые годы. Раскулачивание. Списки лишенных прав и т.д. И посмотрю еще один документ периода оккупации.
Дореволюционные документы - только сканы. Очередь - на месяцы вперед. По моему запросу метрические книги будут сканировать аж во второй половине июля. Услуга бесплатная, но работать только в читальном зале и качество скана оставляет желать лучшего.
Ксерокопия стоит дорого - 2 грв. 9 коп.
В особых случаях (по запросу от городских властей, например, с целью помещения в краеведческом издании) можно получить отсканированный документ в электронном виде.
Я то, что я есть. И я говорю, что я думаю (цит.)

31 Березень 2010, 20:03:51
Відповідь #20
Offline

Краевед


Offline Краевед

  • ****
  • Старожил
  • Повідомлень: 2687
  • Країна: 00
  • Карма: +64/-3
  • Дякую
  • Сказав: 0
  • Отримав: 8
  • Ищу фото старого Краматорска
    • Перегляд профілю

13 Квітень 2010, 11:37:08
Відповідь #21
Offline

slc


Offline slc

  • ****
  • Старожил
  • Повідомлень: 1646
  • Карма: +14/-6
  • Дякую
  • Сказав: 2
  • Отримав: 2
    • Перегляд профілю
Станция Красноармейск Донецкой ЖД

(1880-1934 гг. - Гришино, 1934 - 1938 гг. - Постышево, 1938 - 1967 гг. - Красноармейское)
Железнодорожный узел, 5 магистральных и немагистральных (на Донецк, Днепропетровск, Новомосковск, Доброполье, Рою) и 2 местных (на предприятия г. Красноармейск и Димитров) направления. Город, районный центр. Крупный промышленный и транспортный узел.
В 1880 г. в связи со строительством Екатерининской железной дороги начато строительство станции и пристанционного посёлка Гришино, названного в честь одноимённого казацкого села (основано в 1795 г.) в 8 верстах северо-западнее станции. В 1881 г. на станции было построено паровозное депо на 4 стойла (паровозы 4Н, Од, Ов, Щ) с оборотным депо в Авдеевке, а в 1883 г. - железнодорожный вокзал. В 1884 г. вступила в строй Екатерининская железная дорога от Долинской до Ясиноватой через Долгинцево (Кривой Рог-Гл.), Пятихатки, Екатеринослав (Днепропетровск), Чаплино с наибольшим грузопотоком среди железных дорог Российской империи. До 1913 г. ст. Гришино была линейной, т.к. подъездные пути строить не начинали.
В 1911 г. начальник Екатерининской железной дороги Ванифантьев обратился в Особую комиссию с просьбой изучения перспектив угледобычи в районе Гришино, Доброполье, и строительства Григорьевской подъездной линии протяженностью 15 вёрст с перспективой продления её до Южных железных дорог. В 1912 г. с просьбой строительства подъездных путей к царскому правительству обратились промышленники Гришинского уезда. Разрешение было дано в 1913 г., и техотдел службы пути составил проектную документацию по строительству линий Рутченково - Гришино, Гришино - Лозовая и связанных с ними подъездных путей. Строительство началось с конца 1913 г.
В 1914 г. вступил в строй подъездной путь от ст. Гришино до Новоэкономического рудника. Во второй половине 1915 г. был закончен основной объём работ по строительству линий Гришино - Доброполье и Гришино - Рутченково, однако первая линия была открыта официально в июле 1916 г., а вторая - по частям в 1917 г. В этом же году открыли подъездной путь от Чунишино до Сазоново, а в ноябре 1918 г. - от Цукурихи до Кохановки (с. Ильинка). В 1916-1918 гг. строился участок от Гришино до Павлограда хода Гришино - Ровно. Однако, Гражданская война и последовавшая за ней разруха остановили строительство железных дорог.
Узловой пункт Гришино был важным в построении обороны и разрыве путей снабжения противника. Станция пострадала в годы Гражданской и Великой Отечественной войны. В 1918-1920 гг. Гришино 14 раз переходило из рук в руки, а в 1941-1943 гг. власть в Красноармейском менялась 6 раз. Особенно жестокими были бои в апреле 1918 г., мае 1919 г., январе 1942 г., и в 1943 г. В феврале 1943 г. город был разрушен до основания - узел захватили и почти 2 недели удерживали части подвижной группы Юго-Западного фронта Красной армии, со всех сторон отбывая атаки немецкой группы армий "Юг". Каждый кирпичный дом был превращён в огневую точку, концентрирующую на себы огонь оппонентов. После зимы 1943 г. Красноармейское называли "городом расстрелянных улиц".
До 60-х гг. железнодорожный транспорт имел неоспоримые конкурентные преимущества в плане грузо- и пассажироперевозок перед автомобильным. Из 1,4 тыс. км автодорог Гришинского района в 1934 г. лишь 3 км были заасфальтированы.
В 1935 г. на базе паровозного депо образовано вагонное депо ст. Постышево. В 1936 г. в паровозное депо стали поступать новые паровозы серии ФД. В этом же году была достроена первая очередь линии Постышево - Ровно от Постышево до Новомосковска. Начались соревнования машинистов по увеличению скорости движения тяжелых грузовых составов. В конце 30-х гг. был построен подъездной путь от ст. Мерцалово до ст. Дубово, который до войны использовали для быстрого попадания донбасского угля в порты Прибалтики (по замыслу царских времён), а во время войны немцами - для быстрого попадания топлива и военной техники на Кавказ. После освобождения Красноармейского в сентябре 1943 г. линии на Новомосковск и Дубово были разобраны.
Лишь в 50-х гг. началось восстановление подъездных путей. Участок от Красноармейского до Новомосковска восстановили в 1957 г. Разведка крупных запасов коксующихся и энергетических углей севернее Красноармейского в 40-50-х гг. дала толчок к восстановлению подъездных путей на Добропольско-Лозовском направлении и строительству шахт между Добропольем и Александровкой. В 1954 г. был построен (частично восстановлен) подъездной путь Мерцалово - Легендарная - Дружная (гидрошахта "Пионер"), а в 1960 г. была восстановлена связка Мерцалово - Дубово.
В 1960-1962 гг. Донецкая железная дорога принимает от треста "Красноармейскуголь" паровозное депо и 122 км подъездных путей, и наряду с бюрократическими процедурами начинает приводить пути в порядок. В 1962 г. для согласования погрузки на подъездных путях с работой линий общего пользования создаётся куст под оперативным управлением узлового диспетчера, куда включаются станции Красноармейское, Родинское, Мерцалово, Доброполье. На участке Мерцалово - Дубово начинают курсировать пассажирские поезда.
В 1959 г. была электрифицирована линия Чаплино - Ясиноватая. На базе электрифицированных направлений начинает создаваться скоростное грузовое направление Донбасс - Поднепровье - Львов - Чоп, на котором Красноармейск стал важным стратегическим пунктом. В 70-е гг. в локомотивное депо Красноармейск пришли новые тепловозы ТГМ3А и ТЭМ3. Настоящим звёздным часом для железнодорожного Красноармейска стали 80-е гг. Локомотивное и вагонное депо осваивали передовые технологии ремонта полувагонов (до 16 тыс. в год), сварки моноблоков в среде аргона, ремонта фильтров. Создавались поточные линии по разборке и ремонту роликовых букс. Частично наработки 80-х гг. были утеряны в лихие 90-е гг., а в начале XXI в. было признано неперспективным стратегическое направление Красноармейск - Лозовая.
Ныне в Красноармейске находятся локомотивное и вагонное депо, модернизированный железнодорожный вокзал, дистанция пути.
Старейшим промышленным предприятиям Красноармейска является динасовый завод, носивший в прошлом имя Ф.Дзержинского. Первая очередь завода огнеупоров была запущена в 1933 г. В 1983 г. вступила в строй новая туннельная печь, совмещённая со складом готовой продукции, с проектной мощностью 35 тыс. тонн огнеупоров в год. Красноармейский динас - один из самых дешёвых в отрасли. В посёлке Динзавода работают 3 школы, 2 детсада, клуб, профилакторий.
Завод "Электродвигатель" в западной части города был создан в 1954 г. как ремонтно-электромеханическое предприятие по обслуживанию бытовых приборов (утюгов). К 60-м гг. было освоено производство электродвигателей.
Специализированный завод средств пылеподавления (в обиходе - КПД) вступил в строй в 1979 г. Продукция завода используется для повышения уровня безопасности и комфорта в горном деле: форсунки и оросители комбайнов, фильтры, высоконапорные насосные установки, бурильные станки и пр.
В городе работает хлебзавод и пищевкусовая фабрика.
Гостинница "Дружба" на 124 места находится в 5 мин. ходьбы от железнодорожного вокзала.
В 80-е гг. была налажена работа Красноармейского бюро путешествий и экскурсий. На базе туристическо-краеведческих кружков г. Димитров, Доброполье. Родинское, Селидово организовывались экскурсии на предприятия, по вышеуказанным городам, а так же в Донецк, Жданов (Мариуполь), Славянск, Ломоносов (Ленингр.обл.), Махачкалу и т.д. Сотрудничая с Донецкой железной дорогой и местным автотранспортным предприятиям, организовывались путешествия по туристическим маршрутам: места боевой славы (Ровеньки, Краснодон, Зарьков, Днепропетровск, Донецк, Запорожье, Полтава, Меловое, Коммунарск, "Миус-фронт" с Саур-могилой и Таганрогом, Волжский, Москву, Киев, Молодечно), в места отдыха (Жданов, Бердянск, Славяногорск, Брусин, Щурово, Серебрянка, Дроновка, Краснооскольское вдхр.), заповедники (Аскания-Нова, Великоанадольский лес, Каменные Могилы, Хомутовская Степь), а так же на теплоходах по Азовскому морю. С распадом СССР эта система за 2-3 года деградировала, и сейчас восстановление туристической сферы района будет стоить значительных усилий и средств.


http://forum.railwayclub.info/index.php?topic=19183.msg188519#msg188519

13 Липень 2010, 14:24:02
Відповідь #22
Offline

pabel


Offline pabel

  • *
  • Посетитель
  • Повідомлень: 63
  • Карма: +2/-0
  • Дякую
  • Сказав: 0
  • Отримав: 0
    • Перегляд профілю
Раз уж взяли зарисовки по Красноармейску - рекомендую подобные по станциям и блочкам линии Красноармейск - Дубово.

Димитров
Станция Новая ("Димитровпогрузтранс")
Станция Новая "Димитровпогрузтранса" возникла в начале 70-х гг., когда "Красноармейскуглю" вернули часть подъездных путей, которыми он располагал 10 годами ранее. От станции - подъездные пути к шахтам "Центральная" и им. Стаханова. До возникновения в этих местах станции, в ее будущей северной горловине существовал разъезд 6 км, который был упразднён в начале 80-х гг. Однако, до начала 90-х гг. машинисты останавливали пригородные поезда Красноармейск - Дубово по требованию "на хуторе" (имеется в виду хутор Запорожский в северной части Красноармейска). В начале 90-х гг. в южной горловине ст. Новая возникла платформа ост.п. 83 км, которую демонтировали в 2009 г.
Совхоз "Молочный" (усадьба - в с. Ровное) был образован в 1930 г. Ныне от с. Ровное до с. Красный Лиман располагаются свиноводческие комплексы "АПК-Инвест".
В балке Грузская (она же - Каракубова, она же - Орсовская - в северной части современного Димитрова и Новоэкономического) в XVIII в. располагался хутор козака Ваула.
Хутор Запорожский возник недалеко от ветви знаменитого Бахмутского шляха - от Среднего Днепра к Старобельску и в Область войска Донского через Бахмут.
В начале ХХ в. на территории современного Димитрова возникают рудники Гродовский и Новоэкономический (ныне - шахты № 5/6 им. Димитрова и "Центральная"). Посёлок Новоэкономический рудник возник в 1911 г., а через 3 года к руднику была проложена железная дорога от ст. Гришино. В 30-е гг. на шахте им. Димитрова внедрялась скоростная добыча угля с использованием врубовых машин.
В феврале 1943 г. в посёлке шахты "Центральная" вспыхнуло антифашистское восстание. Узнав о приближении советских войск к посёлку, повстанцы взяли власть в посёлке в свои руки на сутки. Дабы не пустить немецкий бронепоезд в посёлок, повстанцы разобрали 2 км пути и взорвали 2 моста.
В 1949 г. шахта "Центральная" получила и испытывала широкозахватный комбайн "Донбасс". В 1965 г. в результате объединения посёлков рудников Гродовский и Новоэкономический возник г. Димитров. В 1974 г. была заложена шахта "Красноармейская-Капитальная", получившая в 1978 г. имя А.Стаханова, и добывавшая в 80-х гг. 8,5 тыс. т угля в сутки. В 1975 г. начала свою работу ЦОФ "Комсомольская".
В 50-х гг. развивался в связи с работой шахты "Родинская № 1" (она же - "Новатор") шахтный посёлок "Площадка". В 70-х гг. на шахте произошла авария, обстоятельства которой до сих пор не выяснены до конца. Возникший пожар, из-за которого погибло много рабочих и горноспасателей, потушить не удалось, и шахту затопили.
В честь 40-летия Победы шахтёры Димитрова пошли на неоднозначный поступок, за который сейчас можно было бы схлопотать реальный срок. В состав комплексной сквозной бригады шахты им. Димитрова был зачислен легендарный комбриг В.Шибанков, погибший в феврале 1943 г. в боях за Красноармейск. "Его зарплата" перечислялась в Фонд Мира. А комсомольская организация коллектива участка № 8 шахты им. Стаханова зачислила в свои ряды героя-комсомольца О.Кошевого, чья судьба до сих пор является предметом горячих споров историков и обывателей.
Ныне в Димитрове работает до 10 общеобразовательных, 2 музыкальные школы, 3 ПТУ, 2 больницы и 3 поликлиники, Дом Культуры, 2 клуба, кинотеатр (???), Дворец спорта.
Трест "Красноармейскшахтострой" возник в 1951 г. на базе "Артёмшахтостроя" и "Сталиншахтостроя". Закладывал 20 шахт, в т.ч. шахту-гигант "Красноармейская-Западная № 1" с проектной мощностью более 2 млн. т в год. Готовились к строительству шахты "Красноармейская-Западная № 2" с проектной мощностью более 3 млн. т в год.
В 1952 г. на базе ремонтно-прокатной базы "Красноармейскшахтостроя" был создан экспериментальный ремонтно-механический завод, продукция которого используется в жилищно-строительной и проминдустрии.

Красноармейск
Станция Родинская
Старейшим поселением в округе считается село Красный Лиман. Первые хутора в Лиманской и Каракубовой балке возникли в XVIII в. По преданию, в эти места Екатерина II ссылала неугодных ей, в частности уголовников и душевнобольных. По пересказам, в Лиманской балке (восточнее нынешней шахты "Краснолиманская") каждый день находили трупы. По другой версии, село Красный Лиман называется в честь озера Красное, которое в первом порыве "борьбы с природой" осушили.
Посёлок Родинское начал застраиваться в 1950 г. в связи со строительством шахты "Родинская № 2" (вступила в строй в 1954 г.), где в 50-х гг. внедрялось скоростное проведение выработок. Центр города застраивали болгары, и их дома с высокими потолками и узкими окнами до сих пор контрастируют с остальными постройками города. В 1958 г. вступила в строй шахта "Краснолиманская", являющаяся сегодня флагманом отечественной угольной промышленности. В 1960 г. вступила в строй ЦОФ "Краснолиманская" с проектной мощностью 1,2 млн т в год, которая вследствие реконструкции ЦОФ возрасла до 2 млн. т в год. С 60-х гг. на шахте внедрялись прогрессивные угледобычные комплексы КМ87, КМ87ДГА, а с 90-х гг. - 3МКД90.
В 1960 г. п. Родинское получил статус города. В советские времена в городе действовали шахтопроходческое управление и стройуправление № 5.
В 60-70-е гг. от ст. Родинская шли подъездные пути к шахтам "Родинская", "Краснолиманская", "Белицкая", "Запорожская", "Водянская № 1" и "Водянская № 2". Ныне на последние 3 шахты подъездные пути разобраны, хотя после закрытия шахт "Запорожская" и "Водянская № 2" на их промплощадках длительное время работали филиалы заводов "Топаз" и "Точмаш" г. Донецка.
Ныне в г. Родинское действует 3 детсада, 3 школы, профтехлицей (горная промышленность).

Добропольский район
Станция Мерцалово
Село Никаноровка возникло в первой половине XIX в., изначально называлось Алексеевка в честь Алексея Коптева, племянника помещика Мерцалова, в честь которого названа станция. После Революции 1917 г. село переименовали в честь матроса-революционера Никанора Скорика. Первый колхоз в селе возник в 1930 г. Ныне в селе работают: школа, детсад, Дом культуры. Ранее функционировали: библиотека, фельдшерско-акушерский пункт, магазин.
В 1909 г. на месте нынешнего г. Белицкое был основан хутор Дегтярёв (по фамилии одной из крестьянских семей, выкупивших у банка землю под хутор), впоследствии именуемый Белицким (по названию одного из русских сёл, откуда переселилось на хутор много крестьян). Первый колхоз на хуторе образовался в 1930 г. Залежи каменного угля были открыты в 1929-1933 гг., однако первую шахту начали строить лишь в 1951 г. В 1959 г. шахта "Белицкая" дала первый уголь, а в 1961 г. начала работать ЦОФ "Октябрьская". Ныне в городе работают 4 школы, детская музыкальная школа, профлицей (пищевой промышленности), 4 детсада, дом-интернат для ветеранов ВОВ, Дом культуры, Центр детского и юношеского творчества, Клуб юных туристов, спорткомплекс.
К северо-востоку от Никаноровки имеются заповедные урочища "Никаноровский лес" (39 га) и "Гектовая балка" (40 га) с прохладными ставками и огромным количеством пиона-воронца. В районе Мерцалово и Розы Люксембург имеются леса.
ост.п. Облачный (до 2006 г. - станция)
С 1954 г. Облачный был углесборочной станцией "Красноармейскугля" для передачи грузов на ст. Мерцалово и приёма порожняка с неё. С 1962 г. выполнял роль трёхпутного разъезда, назывался "Разъезд Кутузова № 4". Село Облачный, в честь которого называлась станция, ликвидировано в конце 60-х гг. в связи с переселением.
Окрестности станции, в частности современное село Рубежное, являлись в стародавние времена частью Залозного пути, по которому во времена Руси переправляли соль. Село Рубежное возникло на месте сторожевой заставы запорожских козаков конца XVII - начала XVIII вв.
Село Анновка возникло в первой половине XIX в.; названо в честь местной помещицы Анны Ениной. В 70-х гг. XIX в. в селе были открыты залежи каменного угля, а в 80-х гг. началась его разработка для нужд семьи Ениных. После Гражданской войны к Анновке были присоединены ряд окрестных сёл, в результате чего село приняло современные очертания. Первые колхозы в селе были открыты в 1930 г. В годы Великой Отечественной войны в районе Анновки проходили ожесточённые бои, в январе-феврале 1942 г. здесь находился штаб командования 5-го кавалерийского корпуса.
Ныне в Анновке находятся: школа I-III ступеней, Дом культуры, библиотека, детсад, фельдшерско-акушерский пункт, 2 магазина, почтовое отделение. В селе находится братская могила воинов, погибших в годы Великой Отечественной войны.
ост.п. 52 км
По данным историков и археологов Б.Рыбакова и С.Плетнёвой, р. Водяная, протекающая в районе блочка, - и есть легендарная Каяла, где произошла известная битва князя Игоря с половцами в 1185 г. Место битвы учёные локализировали севернее современного Нововодяного.
Село Нововодяное возникло в первой половине XIX в .; современное название в честь притока р. Самара - р. Водяная - получила после Великой Отечественной войны. Историческое название - Бушиновка, в честь помещика Бушинского. В конце XIX в. в селе велась кустарная добыча каменного угля. Первые СОЗы в селе появились в конце 20-х гг. ХХ в., колхозы - в 1930 г. Ныне в селе работают школа I-II ступеней, детсад, 3 фельдшерско-акушерских пункта, почта.
В 60-е гг. вокруг Нововодяного создавалась зона отдыха. Так, благоустроенный ставок был возле с. Первомайское (ранее - х. Фидлерово).
ост.п. 49 км
Село Благодать возникло в XIX в. Рядом находился хутор Крупко, названный в честь местных помещиков, с заводом, выпускавшим добротный кирпич. Первые колхозы в селе и окрестностях возникли в 1930 г., которые в 1950 г. объединились. Центральная усадьба находилась в соседнем Нововодяном. До 1965 г. в селе Благодать находился сельсовет.
Севернее села Урицкое на территории Александровского района разведаны промышленные запасы кирпичного сырья.
В с. Благодать и Урицкое - братские могилы воинов, погибших в годы Великой Отечественной войны.

13 Липень 2010, 14:25:04
Відповідь #23
Offline

pabel


Offline pabel

  • *
  • Посетитель
  • Повідомлень: 63
  • Карма: +2/-0
  • Дякую
  • Сказав: 0
  • Отримав: 0
    • Перегляд профілю
Александровский район
Станция Легендарная
Сёла Иверское и Степановка, расположенные вдоль древнего Муравского шляха юго-западнее и юго-восточнее ст. Легендарная, были объектом пристального внимания противоборствующих сторон в военных конфликтах. Кроме того, ряд колодцев юго-западнее Иверского способствовал частым остановкам и ночёвкам путникам в здешних местах. В начале XVIII в. образовано с. Степановка, а в 1778 г. – Самарское. В начале XIX в. появилось с. Иверское (до 1918 г. – Самойловка). Наиболее ярко Муравский шлях проявил себя в гражданской войне. Кровопролитными были бои в здешних местах в Великой Отечественной войне.
В начале января 1919 г. в Донбассе начинает восстанавливаться Советская власть. Немногочисленные отряды красногвардейцев, анархистов и партизан вступили в противоборство с немногочисленной, но хорошо обученной военному делу белой гвардией. 5 января 1919 г. Советская власть пришла в Александровку, а тремя днями ранее – в Гришино. Бои с белогвардейцами завязали анархисты, однако в связи с плохой подготовкой «чёрных» занятые позиции удержать не удалось. Западнее линии ст. Очеретино – Константиновка – Краматорск – Славянск произошли первые стычки сил революции и контрреволюции, принесшие победу последним. Махновцы были выбиты из Гришино, окончательно заняв станцию лишь в середине февраля. Однако, Александровка оставалась в руках Советов. «Смена цвета» происходила в верховьях р. Самара – между с. Степановка и х. Белозёрка; зимой 1919 г. Советы в Александровке защищала тонкая цепь борцов за революцию.
В конце мая 1919 г. сёла районов Гришино и Доброполья вновь были заняты белогвардейцами. Заняв Гришино, корпус Кутепова обрушился на Константиновку, Дружковку, Краматорск и Славянск. И если район Доброполья оказался в руках белогвардейцев 23-24 мая, то районом Александровки белые овладели лишь 12 июня 1919 г. Почти 3 недели линию по р. Маячка, южнее Степановки и восточнее Славянки сдерживали партизанские отряды из рабочих, крестьян и бывших солдат при катастрофической нехватке вооружения. В любой момент противник мог начать наступление на Лозовую и окружить 13-ю Красную армию Южного фронта, оборонявшую Северный Донбасс, - фронт от Межевой до Славянска по-просту отсутствовал. Благодаря партизанам, катастрофа красных в Донбассе в мае-июне 1919 г. не обернулась их полным разгромом незначительными силами оппонентов.
Донбасская наступательная операция Красной армии в декабре 1919 – январе 1920 гг. проводилась силами 14-й, 13-й, 1-й Конной и 8-й армий Южного фронта. Наиболее кровопролитные бои выпали на долю 1-й Конной и частично – 13-й армий между линиями Купянск – Старобельск и Мариуполь – Таганрог. В конце декабря 1919 г. основные силы белогвардейцев были переброшены в район Бахмута, Горловки, Дебальцево, что вызвало оголение флангов Добровольческой армии и стремительное наступление красноармейцев. 24 декабря 1919 г. 13-я армия заняла Изюм, а 14-я армия – Лозовую. 25 декабря 1919 г. заняла Славянск, а 14-я армия – Барвенково и Александровку. В полосе действия 14-й армии Южного фронта действовала подвижная группа в составе 8-й Червоного казачества конной дивизии В.Примакова. 25-26 декабря 14-я армия форсировала р. Самара на участке Жемчужное – Александровка; участок восточнее находился в полосе действия 13-й армии. 27-29 декабря группа Примакова вела бои в верховьях р. Водяная и Гнилуша (треугольник Иверское – Степановка – Спасско-Михайловка), сосредоточившись к вечеру 29 декабря на северном берегу р. Бык в районе с. Святогоровка. Форсировав 30 декабря 1919 г. р. Бык, дивизия овладела районом Доброполья и Гришино. К 3 января 1920 г. Красная армия заняла Юзовку, выдвинувшись на линию Еленовка – Гавриловка.
Район между Гришино и Барвенково входил в зону оперативных действий повстанцев Н.Махно, под знаком которого прошли 1920-й и 1921-й годы. Первый свой рейд из Чаплино в Теплинские леса через территорию Александровского района анархисты совершили ещё в конце октября 1919 г. в рамках антибелогвардейского восстания. На качественно новый уровень действия повстанцев вышли весной 1920 г. в борьбе против Советской власти, с которой их пути разошлись ещё в июне 1919 г. Заняв 25 мая 1920 г. Гродовку, махновцы устремились к Александровке, появившись там на следующий день. Волисполкомы Золотого Колодца, Александровки, Михайловки и Гавриловки спешно эвакуировались в Краматорск и Славянск, а немногочисленные крестьянские отряды не могли противодействовать анархистам. Против повстанцев были брошены регулярные войска. 30 мая 1920 г. в с. Петровка повстанцы разоружили Сводный полк Червоного казачества и пехоты Красной армии, выдвинувшись к Гришино. Между сёлами Степановка и Викторовка произошли первые столкновения: передовой отряд красноармейцев был наголову разбит. Разведка махновцев доходила до ст. Доброполье. Где наткнулась на крупные силы Красной армии. После тяжелого боя, основное ядро армии повстанцев под прикрытием арьергардов отступило в направлении Доброволья.
В июне 1920 г. повстанцам удалось прорваться через заслоны Красной армии в Харьковскую губернию. Обстановка в Донбассе и Нижнем Поднепровье тогда складывалась явно не в пользу Красной армии – Русская (белая) армия П.Врангеля перешла в наступление в Донбасском и Харьковском направлениях. Командюж М.Фрунзе пошел на военную хитрость, заключив перемирие с Н.Махно. Согласно мирному договору, предусматривались совместные военные действия Красной армии и махновцев против белогвардейцев. Для выполнения данной цели, махновцы должны были сосредоточиться в районе Чаплино. 13 октября махновцы выступили из Изюма, но вынуждены были задержаться в Барвенково: часть анархистов, не довольных новым союзом с красными, пытались отколоться от основного ядра, но были схвачены и казнены. 15 октября махновцы остановились в районе Иверского, Степановки, а утром 16 октября разгромили в районе ст. Доброполье банду Григоренко.
Следя за перемещениями махновцев между Гришино и Барвенково, трудно не заметить их «любовь» к сёлам Золотой Колодезь и Степановка. Местные крестьяне, уставшие от войны, объединялись в отряды по борьбе с бандитизмом, чьи действия весьма досаждали Махно. Последний старался отплатить крестьянам той же монетой. После разрыва союза с красными в ноябре 1920 г., махновцы отправились в очередной рейд по тылам красных. Пока основное ядро армии повстанцев пополнялось вооружением и продовольствием в лучших традициях армий XV-XVII вв. на Полтавщине, отряд Колесникова зверствовал в районе Золотого Колодца и Степановки (февраль 1921 г.). История с Махно закончилась неожиданно: в августе 1921 г. «главный анархист всех времён и народов» с небольшим отрядом прорвался в Румынию, а в сентябре 1921 г. сдался властям последний крупный отряд анархистов на Гуляйпольщине.
События Великой Отечественной войны в сёлах Степановка и Иверское носили, и вправду, легендарный характер. До 19 октября 1941 г. здесь проходил фронт обороны 12-й армии Южного фронта. Два дня немногочисленные отряды Красной армии сдерживали натиск противника в районе Александровки, Красноармейского, пока не отступили на подступы к Краматорску согласно плану организованного отхода. В дни Барвенково-Лозовской наступательной операции и последовавших за ней позиционных боёв в 1942 г., Иверское и Степановка дважды занимались частями 5-го кавалерийского корпуса А.Гречко – 26 января и 7 февраля. Дважды освобождался район ст. Доброполье – 27-29 января и 9-10 февраля. Однако, не смотря на временные успехи, бои на Украине в январе-марте 1942 г. закончились для Красной армии «пирровой победой» - удалось удержать лишь район Барвенково, Лозовой, а в мае-июне 1942 г. советским войскам пришлось отступить из Донбасса.
На плечах разбитого под Сталинградом противника, Красная армия в декабре 1942 г. вновь ворвалась в Донбасс. В феврале 1943 г. бои в районе Степановки возобновились. В ночь на 11 февраля части 35-й стрелковой дивизии 1-й гвардейской армии завязали бои за Александровку. В ночь на 14 февраля дивизия при содействии 10-го танкового корпуса вошла в Степановку, но бои за село не прекращались – Степановка несколько раз переходила из рук в руки. 15-18 февраля противник осуществлял перегруппировки войск, и 18 февраля силами 333-й пехотной, 7-й и 11-й танковых дивизий и дивизии СС «Викинг» перешел в наступление на Красноармейское, Барвенково. На протяжении 21-24 февраля 1943 г. шли оборонительные бои танковой группы М.Попова в районе Степановки. Против 10-го и 18-го корпусов, поредевших в предыдущих боях и не дотягивающих по составу до полновесной дивизии, действовали отборные части Вермахта. Штурм села 23 февраля привёл к полному окружению советских танкистов, из которого они прорвались в направлении Александровки. Овладев узлом коммуникаций в Степановке, Александровке, противник продолжил наступление на Барвенково, которое взял 28 февраля 1943 г.
Окончательно Степановка была освобождена от немецко-фашистских войск в сентябре 1943 г. Если Красноармейское и Доброполье были освобождены 8 сентября, то Барвенково – лишь 10 сентября. По рекам Сухой Торец и Самара противник оказал упорное сопротивление, и в течение 11-12 сентября переходил в контратаки. Для отражения контратак командующий Юго-Западным фронтом Р.Малиновский был вынужден передать в 3-ю гвардейскую армию последний фронтовой резерв. Сломив сопротивление противника, 14 сентября Красная армия заняла ст. Гавриловка и Дубово, а 15 сернября – Александровку и Доброволье. 16-17 сентября были освобождены Степановка и Новоалександровка, а 22 сентября 1943 г. завершилась Донбасская наступательная операция – Красная армия вышла к р. Днепр.
Как видим, места в районе ст. Легендарная, действительно, легендарные. Когда-нибудь по этому поводу появится серьёзное исследование, и обязательно будет дан ответ на вопрос: в честь какого события станция Легендарная получила своё название?
Станция Легендарная находится в непосредственной близости к пгт Новодонецкое. Посёлок Новодонецкое образован в 1956 г. в связи со строительством гидрошахты «Пионер», которая дала первый уголь в 1961 г. В 1999 г. шахта перешла на традиционный – «сухой» способ добычи угля. Ныне в Новодонецком действуют 2 школы, 3 детсада, Дом культуры, библиотека, спорткомплекс, больница. На ст. Легендарная находится элеватор, рассчитанный на отгрузку более 2 тыс. тонн зерновых в сутки (20-25 вагонов-зерновозов). Размер бункерных емкостей – наибольший в Украине и третий по величине в Европе (150 тыс. т). Ныне элеватор работает не более чем на треть проектной мощности, обеспечивая отправку 6 вагонов-зерновозов и с десяток автомашин в сутки.
Станция Золотые Пруды
Станция названа в честь большого села Золотые Пруды, находящегося в ХХ км от станции. Станция обслуживает нефтебазу ОАО "Александровканефтепродук т". В 2,5 км северо-западнее расположены карьеры с добычей строительного песка. К северу от станции в направлении остановочного пункта 19 км скрещиваются 2 ветви амиакопровода из России в Одессу (одна - через Горловку, вторая - через Северодонецк). Ближайший крупный населённый пункт - пгт Александровка, находящийся в 2 км южнее станции, непосредственно обслуживаемый остановочным пунктом 26 км. В середине 90-х гг. в районе с. Новосамарское существовала остановка поездов Красноармейск - Дубово по требованию.
Село Александровка возникло в 1762 г. на пересечении Муравского и ответвления Залозного шляхов как крепостная деревня поручика Д.Норова. В конце XVIII в. село купил подполковник Бахметьев, и долгое время село именовалось Бахметьево. В селе дважды в год проходили ярмарки. В 1896 г. в селе открыта земская школа, в 1905 г. - фельдшерско-акушерский пункт (а вот больница - лишь в 1935 г.), а в 1909 г. - одноклассное смешанное училище. Первый СОЗ в селе возник в 1926 г., а колхоз - в 1930 г. В октябре 1941 г. район Александровки захвачен немецко-фашистскими войсками. Тяжелыми были бои за освобождение района в январе-марте 1942 г. и в феврале 1943 г., однако окончательно село освободили в середине сентября 1943 г. В 1960 г. через село прошла железная дорога из Красноармейск в Лозовую, а так же заасфальтирована автодорога на Доброполье, что обусловило быстрое развитие района. Ныне в посёлке действует профессиональный аграрный лицей.
ост.п. Ветерок (до 2006 г. - станция)
Станция Ветерок была построена в 1957 г., со строительством участка железной дороги Дубово - Легендарная. Ранее имела 3 пути. В 1960-1962 г., в связи с планирующимся открытием пригородного сообщения, в районе станции были построены остановочные пункты 4 км (дубовское направление) и 19 км (золотопрудское направление). Остановка поезда 15 км (2,5 км в направлении Золотых Прудов) была открыта в 1986 г. по просьбам местных жителей.
Ветерок вполне мог бы стать туристической станцией не только Александровско района, но и межобластного значения. В середине 90-х гг. руководство Александровского района начинает формировать заповедный фонд, в которой входят урочища с уникальным рельефом, а так же редкой растительностью. Многие из них находятся на севере Александровского района. Урочище "Широкий лес" (34,9 га) представляет собой восстановленный искусственной посадкой ясеня байрачный лесной массив в балке системы Сухого Торца. Урочище "Долгенький лес" (17,6 га) представляет из себя массив байрачного леса в балке системы Сухого Торца, обрамлённый степными участками. Оба леса находятся в 2-3 км восточнее Новоалександровки, что в километре южнее Елизаветовки. Леса тянутся далее на восток, до Варваровки. Северо-восточнее Зелёного находится ботанический заказник "Казанок" (38 га) - полоса нетронутой растительности в балке с крутыми склонами, по очертаниям напоминающей котелок. Юго-западнее Зелёного - заказник "Колодезное" (30,8 га), а далее - заказник "Коханое" (37 га) в балке р. Самары, где по преданию любили отдыхать влюблённые. В районе с. Зелёное так же находится урочище "Зелёное поле" (30,5 га) - узкая полоса нетронутой растительности по неглубокой балке (землепользователь - СООО "Лощанское"). Близ с. Новопригожее расположено урочище "Балка Зелёная" (44 га), где имеется фрагмент нетронутой растительности в системе балок и оврагов ручья Зелёного, притока р. Самара. Западнее с. Софиевка в районе Александровки находится ботанический заказник "Верхнесамарский" (168,3 га) - склоны водохранилища рыбхоза с бугристым овражистым рельефом по правому берегу р. Самара.
Села на севере Александровского района (Новоалександровка, Елизаветовка, Новый Кавказ и др.) в течение Великой Отечественной войны захватывались противником и освобождались 5 раз. Наиболее тяжелыми оказались первые три освобождения в ходе Барвенково-Лозовской операции в январе 1942 г. и последовавшей за ней позиционной "мясорубке". В мае 1942 г. удар группы Клейста разгромил части Красной армии восточнее этих сёл, а дивизии, стоящие в сёлах, были заключены в котле, где сражались почти 2 недели. Большая часть солдат, оказавшихся в котле, погибла. Многие были пленены. Лишь 10 процентам окружённым удалось вырваться к Северскому Донцу.
В 90-х гг. на севере Александровского района разведаны значительные запасы кирпичного сырья. 
В 2009 г. участок Золотые Пруды - Дубово признан Донецкой железной дорогой неперспективным и подлежащим демонтажу.

13 Липень 2010, 14:41:07
Відповідь #24
Offline

esse


Offline esse

  • est percipi
  • *****
  • Ветеран
  • Повідомлень: 5404
  • Країна: 00
  • Карма: +11/-0
  • Дякую
  • Сказав: 100
  • Отримав: 398
  • agere sequitur esse
    • Жіноча
    • Перегляд профілю
Раз уж взяли зарисовки по Красноармейску - рекомендую подобные по станциям и блочкам линии Красноармейск - Дубово.

Димитров
родина )

В 1974 г. была заложена шахта "Красноармейская-Капитальная", получившая в 1978 г. имя А.Стаханова, и добывавшая в 80-х гг.
а эту шахту мой отец строил

а какие там терриконы в полях по горизонту вокруг города...
а как классно с них зимой на санках кататься  :good:
с корабля на карнавал..
фиг поймешь, кто правит бал..

13 Липень 2010, 14:55:57
Відповідь #25
Offline

pabel


Offline pabel

  • *
  • Посетитель
  • Повідомлень: 63
  • Карма: +2/-0
  • Дякую
  • Сказав: 0
  • Отримав: 0
    • Перегляд профілю
Иностранцы, приезжающие в Донбасс, могут запросто задать вопрос: "А вы зимой с терриконов на лыжах катаетесь?" :D
ИМХО, есть более гуманные способы самоубийства. Террикон - такая штука, что невозможно точно сказать, как он себя завтра поведёт. Там могут и пустоты образоваться... Я бы не хотел провалиться или сломать себе что-то на терриконе.
Моя родина рядом - Родинское. Наши тоже с терриконов на мотоциклах съезжали (в 70-80-х, когда в самом разгаре была мода на "двухколёсных друзей"). Пока не додумались не выключать двигатель при спуске - сколько калек получилось :shock:
Справедливости ради следует отметить, что существует клуб терриконоведов, на счету которого восхождения на терриконы Донецка, Макеевки. Но мотоциклов, санок и лыж там нет. Ребята соблюдают все меры предосторожности.
Да и я с дочкой иногда поднимаюсь на глей Лидиевского рудника :)

13 Липень 2010, 15:07:48
Відповідь #26
Offline

esse


Offline esse

  • est percipi
  • *****
  • Ветеран
  • Повідомлень: 5404
  • Країна: 00
  • Карма: +11/-0
  • Дякую
  • Сказав: 100
  • Отримав: 398
  • agere sequitur esse
    • Жіноча
    • Перегляд профілю
Террикон - такая штука, что невозможно точно сказать, как он себя завтра поведёт. Там могут и пустоты образоваться... Я бы не хотел провалиться или сломать себе что-то на терриконе.

смотря какой террикон... у нас есть старый-старый в самом центре, уже никто и не помнит когда там 3-я шахта была... на санках с его первого уровня - кайф... тем более там за многие годы уже и дорожки наезжены )

хотя внутри, говорят, он до сих пор тлеет...
с корабля на карнавал..
фиг поймешь, кто правит бал..

13 Липень 2010, 15:11:57
Відповідь #27
Offline

pabel


Offline pabel

  • *
  • Посетитель
  • Повідомлень: 63
  • Карма: +2/-0
  • Дякую
  • Сказав: 0
  • Отримав: 0
    • Перегляд профілю
Цитувати
у нас есть старый-старый в самом центре, уже никто и не помнит когда там 3-я шахта была...
Речь идёт о терриконе шахты № 3-3"бис" треста "Красноармейскуголь"? Если да, то она в 60-е гг. фунциклировала вовсю...

13 Липень 2010, 15:13:38
Відповідь #28
Offline

Краевед


Offline Краевед

  • ****
  • Старожил
  • Повідомлень: 2687
  • Країна: 00
  • Карма: +64/-3
  • Дякую
  • Сказав: 0
  • Отримав: 8
  • Ищу фото старого Краматорска
    • Перегляд профілю
На территории Краматорска терриконов, конечно, нет - есть лишь невысокие меловые холмы.
С сыном на них взбирались. Наиболее впечатлил вид, открывающийся с вершины мелового утеса возле Белокузьминовки. 

13 Липень 2010, 15:17:52
Відповідь #29
Offline

esse


Offline esse

  • est percipi
  • *****
  • Ветеран
  • Повідомлень: 5404
  • Країна: 00
  • Карма: +11/-0
  • Дякую
  • Сказав: 100
  • Отримав: 398
  • agere sequitur esse
    • Жіноча
    • Перегляд профілю
Цитувати
у нас есть старый-старый в самом центре, уже никто и не помнит когда там 3-я шахта была...
Речь идёт о терриконе шахты № 3-3"бис" треста "Красноармейскуголь"? Если да, то она в 60-е гг. фунциклировала вовсю...

да, та самая )
году в 70-ом моя мама лишилась босоножки на этом терриконе (вроде шахта тогда была уже закрыта), оступилась в какую-то ямку - босоножка оплавилась... говорила, что больше на него ни ногой )))

еще особенность городов с терриконами:
раньше над частным сектором была натянута сетка-рабица, чтоб шлак на крыши-головы-огороды не сыпался, а над ней ходили вагонетки...
небо в клеточку ))
с корабля на карнавал..
фиг поймешь, кто правит бал..

Форум Краматорська