Курьер Галицкий - современная газета для поляков проживающих на Украине.

В номере 144 (за 20 ноября 2011г) помещена статья профессора Люблинского католического университета Владимира Осадчего
""УКРАИНСКИЙ ПРОЕКТ" В ПОЛЬСКОЙ ПОЛИТИКЕ И ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ" http://kuriergalicyjski.com/index.php/archiwum
Полностью перевод статьи здесь:
http://www.contra-versia.ru/our_projects/history/2162/Фрагменты:
...Общий польский национальный подъем, связанный с празднованием 300-летия Люблинской Унии 1569 г. (1869г), на которое приехали представители патриотических сред из всех трех оккупированных участков старой Польши, имело свой четкий «украинский» резонанс. Насыпая знаменитый Холм Люблинской Унии на Высоком Замке,
польские патриоты организовали сбор средств на украинское общество «Просвита». Галицкий Сейм, сохранявший преимущественно польский характер, регулярно поддерживал субвенциями украинские организации и журналы, вместе с тем оставляли в стороне «москвофильские» институты. Когда
оплотом «москвофильских» настроений все больше стала становится Греко-католическая церковь, польская локальная администрация предприняла ряд решительных шагов, чтобы искоренить эти настроения. Тогда, согласно плану галицкого наместника Казимира Бадени был разработан проект обсадки Святоюрского престола лояльным и непреклонным в католической вере владыкой, который прекратил бы рост пророссийских, проправославных настроений. Вследствие этого в начале ХХ в. наибольшее достоинство в Церкви получил митрополит
Анрей Шептицкий.
Укрепление национального лагеря в противовес москвофилам определяло последовательное направление польской политики в Галичине второй половины XIX в. Особенно он радикализовался после прибытия сюда беженцев из России - участников
польского Январского восстания 1863 г. Упоминалось, что во Львове можно было слышать их пение: «Kto powiedział że Moskale to są bracia dla Rusinów, temu pierwszy w łeb wypalę pod kościołem Bernardynów» («
Кто сказал, что москали братья русинов, тому первому выстрелят в лоб в костеле Бернардинов»).
Они принесли в Галичину свой герб, который подчеркивал триединый характер будущей федерации народов возрожденной Речи Посполитой. Наряду с польским орлом и литовским всадником «Погоней» в политическое обращение вошел также киевский, украинский архангел Михаил. (смотри фото)
Особую роль в утверждении украинской независимой позиции имел эмигрант Паулин Свенцицкий, более известный как «Павел Свой», который в журнале «Sioło» громко пропагандировал мысль о том, что
Украина - это не Россия. Вспомним, что
в тогдашней Галичине это была еще не популярная мысль.....
.....В 1892 г. галицкое правление (Краевой Отдел) инициирует внедрение в правописание радикальных изменений,
порывающих с традицией многовековой общности письменности на всех русских землях. ....
....Довольно символично это проиллюстрировал в воспоминаниях
участник польского студенческого движения во Львове Юзеф Новицкий. Однажды в начале ХХ в., Когда
во Львов должен был пожаловать российский хор для проведения агитационных концертов, во время которых мог исполнять гимн «Боже царя храни», польские студенты, связанные с социалистическим движением, решили организовать акции протеста.
Чтобы демонстрация имела украинский характер (о настроениях поляков русские хорошо знали) они согласовали эту акцию с украинской радикальной студенческой молодежью из Львова, которая охотно поддержала идею. Обещала численно включиться в манифестацию перед «Народным Домом», где должен был происходить концерт. «В 8-м часу польская молодежь собралась у «Народного Дома»,
украинцы не пришли. Мы сами должны были ворваться в зал и, симулируя украинцев, спеть «Ще не вмерла Украина». ......