В начале 20 в. в условиях нараставшего социального кризиса церковь в целом присоединилась к консервативно-монархическим кругам, в которых был силен антисемитизм. Антиеврейски был настроен духовник Николая II, профессор И. Янышев. Немало священников были активистами Союза русского народа и Союза Михаила Архангела. Архиепископ Архангельский и Вологодский Никон (Рождественский) и церковный публицист профессор А. Бронзов высказывали уверенность в подлинности «Протоколов сионских мудрецов», которые опубликовал и пропагандировал православный публицист С. Нилус. Иеромонах Илиодор Труфанов прямо призывал к погромам. Реальная волна погромов вызвала озабоченность церковного руководства, но не изменила его антиеврейской направленности. Характерна в этом смысле позиция авторитетного церковного писателя, протоиерея Иоанна Кронштадтского (Сергиева), причисленного к лику святых. После Кишиневского (см. Кишинев) погрома 1903 г. он опубликовал послание с осуждением погромщиков, но впоследствии выступил с антиеврейскими заявлениями, принял участие в освящении знамени Союза русского народа и был избран почетным членом Союза. Крайне противоречивой была позиция православного публициста В. Розанова, знатока иудаизма и еврейской истории, в статьях и письмах которого восхищение еврейским народом и преклонение перед еврейской духовностью причудливо сочетались с самым ярым и злобным антисемитизмом. Выступления правых публицистов с нападками на Ветхий завет уже прямо противоречили основам христианства и вызвали протесты церкви. Некоторые христианские писатели, в частности, профессор-протоиерей Киевской духовной академии А. Глаголев, профессор Петербургской духовной академии И. Троицкий и другие, с симпатией отнеслись к политическому сионизму. Тот же Глаголев и ректор Киевской академии Д. Богдашевский (впоследствии архиепископ Василий) осуждали антисемитизм как направление, противоречащее христианству; И. Троицкий выступил свидетелем защиты на процессе М. Бейлиса, доказывая невозможность ритуальных убийств у евреев.http://www.eleven.co.il/article/13301Причины погромов
1. Политические
1.1. Убийство царя Александра II группой революционеров, в состав которой входила еврейка Геся Гельфман, что вызвало, помимо прочего, травлю евреев в русской прессе.
1.2. Участие евреев в политической жизни страны.
1.3. Русско-турецкая война 1877-1878 гг., которая усилила панславянские настроения.
1.4. Националистические устремления украинского и русского народа.
1.5. Создание мифа о всемирном еврейском заговоре.
2. Экономические
2.1. В период перехода к капиталистическим отношениям, часть евреев сумела значительно обогатиться, что рассматривалось как результат «еврейского заговора».
2.2. Евреи-арендаторы значительно потеснили на рынке традиционных гегемонов.
2.3. Зачастую евреи-управлющие вызывали ненависть угнетаемых классов Российской империи.
2.4. Ответственность за экономические трудности, в том числе европейский экономический кризис 1873 года.
2.5. Материальная заинтересованность в дискредитации еврейских предпринимателей.
3. Культурные
3.1. Образ евреев в мировой и русской литературе.
3.2. Обособленность жизни еврейской общины.
\ 3.3. Ксенофобия.
4. Религиозные
4.1. Многие христиане до сих пор верят, что евреи используют кровь христианских младенцев в процессе изготовление мацы.
4.2. Гонения на евреев во многом связывались с евангелическим сюжетом распятия Христа, в котором было непосредственно виновно еврейское население.
4.3. Упорство евреев в нежелании принять «благую весть».
4.4. Тезис о Б-гоизбранности еврейского народа.
http://www.migdal.ru/migdal/methodology/3766/3774/Отправленный на: Июля 07, 2008, 23:18:49
Антисемиты
Зачем мне считаться шпаной и бандитом -
Не лучше ль податься мне в антисемиты:
На их стороне, хоть и нету законов, -
Поддержка и энтузиазм миллионов.
Решил я - и, значит, кому-то быть битым,
Но надо ж узнать, кто такие семиты, -
А вдруг это очень приличные люди,
А вдруг из-за них мне чего-нибудь будет!
Но друг и учитель - алкаш в бакалее -
Сказал, что семиты - простые евреи.
Да это ж такое везение, братцы, -
Теперь я спокоен - чего мне бояться!
Я долго крепился, ведь благоговейно
Всегда относился к Альберту Эйнштейну.
Народ мне простит, но спрошу я невольно:
Куда отнести мне Абрама Линкольна?
Средь них - пострадавший от Сталина Каплер,
Средь них - уважаемый мной Чарли Чаплин,
Мой друг Рабинович и жертвы фашизма,
И даже основоположник марксизма.
Но тот же алкаш мне сказал после дельца,
Что пьют они кровь христианских младенцев;
И как то в пивной мне ребята сказали,
Что очень давно они бога распяли!
Им кровушки надо - они по запарке
Замучили, гады, слона в зоопарке!
Украли, я знаю, они у народа
Весь хлеб урожая минувшего года!
По Курской, Казанской железной дороге
Построили дачи - живут там как боги...
На все я готов - на разбой и насилье, -
Бью я жидов - и спасаю Россию!
1963