За два года Министерство образования и науки Украины намеревается резко сократить количество государственных вузов
Президент Украины издал Указ «Об обеспечении дальнейшего развития высшего образования в Украине», в котором одной из задач для отрасли определено «усовершенствование в течение 2009–2010 годов сети высших учебных заведений государственной и коммунальной форм собственности, создание укрупненных региональных университетов с целью усиления научной и инновационной составных их деятельности». Этот вопрос обсуждается в Министерстве образования и науки Украины уже несколько лет, тем не менее соответствующие проекты правительственных решений так и не были утверждены. Руководитель департамента высшего образования МОН Ярослав Болюбаш заявил «k:»: «Думаю, в вопросе укрупнения вузов нужно политическое решение, а не дискуссия. МОН готово это реализовать»
СЕГОДНЯ, по словам министра Ивана Вакарчука, в стране насчитывается 904 вуза всех уровней аккредитации и форм собственности, что «неоправданно много». За годы независимости количество вузов в Украине возрастало, а МОН не имело особого влияния на этот процесс. Так, в 1992 году в стране насчитывалось 156 вузов государственной и коммунальной собственности, а в нынешнем — 351. За это же время количество частных высших школ с 25 увеличилось до 202. «Другая проблема — бессистемное, немотивированное создание большого количества структурных подразделов вузов, которых в Украине действует 1005, — говорит министр. — О реализации программы приближения образования к местожительству потребителей здесь, по большому счету, речь не идет. Это просто банальное зарабатывание денег, если не сказать больше».
Министерство придает вопросу укрупнения первостепенное значение, утверждая, что это позволит обеспечить качество высшего образования и вернуть в вузы научную деятельность. «В маломощном учреждении, где кафедры насчитывают по пять-десять преподавателей, ни о фундаментальных, ни о прикладных исследованиях речи быть не может», — говорит Ярослав Болюбаш. «От фундаментальной науки сегодня изолированы учреждения, где готовят специалистов по медицине, физике, химии, биологии, инженерной механике, инженерно-техническим, компьютерным наукам, — продолжает он. — Наши программисты, фундаментальные физики, прикладные математики, информационщики пользуются большим спросом за границей. Но вместе с тем мы не можем создать диагностическую аппаратуру, элементарнейший хирургический инструмент закупаем. Разве это не удивительно? Но мы знаем, что за границей лучшие клиники — университетские. То есть переформатирование необходимо».
По словам Болюбаша, первым шагом в таком переформатировании должна стать централизация высшего образования, вторым — ее оптимизация, которая означает не закрытие, а объединение учебных заведений. МОН усматривает в этом еще и путь к экономии. «Если вузы были в коммунальной собственности, их могут передать в государственную собственность. Из четырех университетов получится один, было четыре ректора — станет один, 16 проректоров — станет четыре. Профессоров понадобится в пять раз меньше, эффективно можно будет использовать общежития, учебную базу, общие средства на ее пополнение, — говорит Ярослав Болюбаш. — Сегодня источником финансирования вузов являются студенты-контрактники. Пройдет несколько лет — и единственным источником будет государственный бюджет. Но его недостаточно, какой бы богатой ни была страна. Нужно выполнять заказы фирм на проведение научных исследований, предоставлять малые образовательные услуги, например, по семейной педагогике, психологии поведения, сохранению экологии и т.п. Тогда и реализуются принципы «образование на протяжении жизни», «общество знаний».
МОН планирует реорганизовать систему вузов, объединив их по региональным или же отраслевым признакам. «Например, есть в Днепропетровске Металлургическая академия. Значит, она должна стать ядром (так как металлургия не в каждом городе имеется) и объединить подобные вузы вокруг себя. Возможно, аграрный вуз нужно создать, хотя таковых существует много. Нужно исследовать рынок работы, сохранить научный потенциал», — объясняет Ярослав Болюбаш. Впрочем, будущую карту украинской высшей школы, какой ее видят чиновники, в МОН не разглашают, чтобы не вызывать преждевременных возмущений среди работников образования. Ведь без скандалов и интриг такие процессы не проходят. Общественность еще хорошо помнит, с какими проблемами состоялось объединение в единое учебное заведение, например Сумского университета и местной аграрной академии.
Реализация проекта укрупнения вузов наталкивается, по крайней мере, на две проблемы — протесты министерств, в подчинении которых находится немало высших учебных заведений, и интриги вокруг процесса объединения, которые часто сводятся к вопросу, кто займет в вузе главную должность.
Первая проблема особенно актуальна для медицинских вузов. О переподчинении учебных заведений силовых ведомств речь пока вообще не идет. «Я считаю, что главная опасность подчинения всех вузов Минобразования заключается в том, что эта структура не сможет управлять системой с учетом специфики некоторых форм образования, — объясняет «k:» Владимир Никитин, директор Международного центра перспективных исследований, специалист по организационным и методологическим вопросам развития сфер управления, образования и научных исследований. — Кроме того, весь мир движется к многообразию форм образования, а для этого нужна более сложная форма управления системой, чем у нас».
Кроме того, идея укрупнения вузов вызывает и ряд других вопросов. Например, по какому принципу определят, какой из университетов конкретной отрасли после реорганизации станет базовым, как будет избираться руководство, не нивелируют ли эти процессы конкуренцию в области, не втянут ли они высшую школу в интриги. «Концентрация — хорошее дело, если это позволит повысить качество образования и преподавания, поскольку хороших преподавателей на то количество вузов, которое сегодня имеется, элементарно не хватает, — говорит Владимир Никитин. — Но останутся ли именно те преподаватели, которые должны остаться, повысится ли оплата их труда, которая в десятки раз ниже принятой в мире?»
Впрочем, Минобразования не намерено долго дискутировать на тему оптимизации количества вузов в Украине, а рассчитывает осуществить успешный блицкриг — такой, как с внедрением внешнего тестирования. «В вопросе реформирования вузов следует исходить из государственной позиции. Важно сформировать мнение о необходимости такого шага, — говорит Ярослав Болюбаш. — Вспомните, как выступали против независимого оценивания знаний учащихся, какое было политическое противостояние. Но люди сделали положительный вывод».16.10.2008
ОКСАНА ЛЫСЕНКО
№144 | 17 октября 2008
Очень интересно, кто же станет "ядром" в нашем регионе по машиностроению??? ;о)