У всех, кому приходилось оформлять права собственности на недвижимость, слово из трех букв БТИ (Бюро технической инвентаризации) неизменно вызывает неприятные ассоциации, связанные с очередями, волокитой и бюрократией. Но все познается в сравнении. С начала года функции регистрации имущественных прав на объекты недвижимости окончательно переданы от местного самоуправления в лице БТИ к государственной власти в лице Государственного реестра.
Вместо обещанных властью упрощения процедур, их удешевления и сокращения времени на их проведение вышло все с точностью до наоборот. Проблем с бюрократией и волокитой стало во много раз больше, о чем свидетельствует шквал материалов в СМИ. Но это «цветочки», вслед за которыми по прошествии времени обязательно последуют «ягодки». Правовой хаос, созданный более чем сомнительным с юридической точки зрения решением по передаче функций, может стать причиной масштабных злоупотреблений в сфере имущественных прав юридических и физических лиц вплоть до их мошеннической экспроприации у нынешних собственников. Естественно, что подобного криминала хватало и при старой системе, но в новых условиях объемы преступлений могут возрасти на порядки, превратившись в настоящий кошмар для нас, рядовых владельцев квартиры, дачного домика, земельного надела, не защищенных от беспредела деньгами и/или влиянием. Впрочем, мошенничество может коснуться и богатых, которые, как известно, «тоже плачут». А еще реформации в области технической инвентаризации зело напоминают скандальный «Хюндай»…
О том, что проблемы назревают, специалисты, эксперты, народные депутаты, руководители БТИ и главы местного самоуправления кричат уже давно, обращаясь к президенту, премьеру, его заместителям, Кабмину в целом. Власть отмалчивается или отмахивается. И только недавно премьер Азаров неожиданно проснулся и решил срочно уволить за плохую организацию работы Государственной регистрационной службы главу этого ведомства Леонида Ефименко после того, как в СМИ разгорелся скандал на тему бардака в работе реестра при регистрации имущественных прав на недвижимость. Итак, «козел отпущения» уже найден. Вот только хочется спросить Яныча: куда он смотрел, когда подведомственный ему Минюст Лавриновича проталкивал откровенно сырые и нерабочие законопроекты?!
Но премьер изображает святую невинность, заявляя на заседании Кабмина: «Мы положили конец монополии печально известного БТИ… Процедуру регистрации сократили с 14 до 3 дней (ага! щас! - Авт.). Все так хорошо задумано. Но как выполняется?» Сей спич зело напоминает нетленно-затасканное о «хорошем царе и плохих боярах». А может, проблема не в Госреестре, а в самой новации - дурацкой, непродуманной и явно направленной не на улучшение тяжкой судьбины рядового гражданина, а на перенаправление больших денежных потоков от выручки за регистрацию и инвентаризацию недвижимости от местного самоуправления к Министерству юстиции? Может, начинать карательные меры нужно не с «мальчика для битья», а прямо с министра юстиции Лавриновича, который под видом реформ втянул страну в очередной «Хюндай»?!
А ведь предупреждали же, что это плохо окончится. Взять хотя бы письмо Ассоциации городов Украины на имя Виктора Януковича за подписью главы парламентского комитета по вопросам государственного строительства и местного самоуправления Александра Омельченко и еще 132 (!) мэров городов всей страны - от Закарпатья на западе до Луганщины на востоке и от Черниговщины на севере до Крыма на юге. Специально обращаем внимание, что документ датирован еще 5 октября 2011 года. Указывая на необходимость производить государственную регистрацию права собственности на недвижимое имущество в порядке, установленном Законом Украины «О государственной регистрации имущественных прав на недвижимое имущество и их отягощений», «капитаны местного самоуправления» обращают внимание на тот факт, что вопрос учета и технической инвентаризации объектов недвижимости остается неурегулированным. Попытка принятия летом 2011 года закона об учете и технической инвентаризации объектов недвижимости провалилась: закон был справедливо раскритикован, заветирован и снят с рассмотрения.
После письма Ассоциации городов прошел год и три месяца, неурегулированность вопроса осталась, зато нарастает крайне опасный хаос, о котором предупреждали главы местного самоуправления. Прежде всего это выражается в том, что органы БТИ на местах исчезают, люди увольняются, новосозданные органы госрегистрации объектов недвижимости с задачами не справляются и соответствующих специалистов не имеют, нотариусы боятся заверять сделки купли-продажи недвижимости, рынок недвижимости остановился, бюджеты всех уровней и Пенсионный фонд не получают положенных отчислений от сделок.
Начальник Луганского БТИ Владимир Корниенко в интернет-издании «Полемика» приводит любопытные цифры. Выручка вверенного ему хозрасчетного учреждения за 2012 год составила 14 млн грн. Из них, по словам Корниенко, 7 млн грн осталось в городе в виде налогов и отчислений в социальные фонды. Теперь эти деньги будут получать нотариусы - самозанятые, часто работающие на едином налоге. Как уйти от налогов - они найдут. Регистрационную службу и вовсе придется финансировать из бюджета. Город недополучит приличную сумму - и это не только потери бюджета, этим еще и выбивается финансовая основа местного самоуправления, которое вынуждено канючить деньги в Киеве.
К этому еще и добавилась «художественная самодеятельность» Министерства регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства. Своим приказом № 658 от 28.12.2012 министерство утвердило изменения в инструкцию о порядке проведения технической инвентаризации объектов недвижимости. В документе говорится, что техническую инвентаризацию теперь могут производить любые субъекты хозяйствования, в составе которых имеются хотя бы один исполнитель, прошедший профессиональную аттестацию в МинрегионстройЖКХ. Более того, приказ, по сути, прекращает полномочия местного самоуправления в вопросе техинвентаризации, что само по себе есть «бред сивой кобылы»: не может министерский приказ сужать права и полномочия местного самоуправления, гарантированные Конституцией и Европейской Хартией местного самоуправления, ратифицированной Украиной!
По мнению Ассоциации городов, налицо в корне неверный подход к проблеме. Власть рассматривает техническую инвентаризацию как вид предпринимательской деятельности, в которой следует создать конкурентную среду, устранив с рынка регионального монополиста в лице БТИ и дав право заниматься этим видом деятельности многим субъектам хозяйствования. В Ассоциации городов же справедливо настаивают, что ведение учета и технической инвентаризации - это не «оказание услуг населению», а обеспечение государством конституционного права граждан на собственность, и логично оставить эту функцию местному самоуправлению, являющемуся самым близким к людям властным институтом.
В вышеуказанном письме Ассоциации на имя Януковича содержится широкий перечень негативных последствий, к которым может привести разрушение существующей системы регистрации права собственности и передача этих функций частникам: Органы местного самоуправления утратят достоверную информацию об объектах недвижимости всех форм собственности, что сделает невозможным взимание налога на недвижимость, формирование градостроительного кадастра, формирование программ социально-экономического и культурного развития территорий, начисление субсидий, распределения жилья и т.д. Возникнет риск создания частных монополий и подорожания услуг с целью извлечения сверхприбылей, что лишит территориальные общины возможности влиять на стоимость и качество услуг; в то же время, сейчас, даже с поправкой на коррупцию и злоупотребления, БТИ хотя бы юридически находятся под контролем громад через органы местного самоуправления, которые регулируют тарифы на их услуги и их деятельность. Возникнет проблема содержания архива инвентаризационных дел, проблема обмена достоверной и актуальной информацией между архивом и несколькими предоставляющими услуги субъектами, что чревато выдачей нескольких правоустанавливающих документов на один и тот же объект. В связи с предыдущим, возрастет опасность мошеннического отчуждения имущества, рейдерского захвата жилья, общая коррупционность процедур и т.д.
К тому же, внесение объектов недвижимости в Госреестр не является чем-то новым, а было начато еще в 2002 году во времена «первого пришествия во министры» Лавриновича. Те сделки, которые проводились после этого, в реестр вносились. Затем пошел слух, что более ранние правоустанавливающие документы будут считаться недействительными, если они в реестр не внесены. Вскоре последовало разъяснение, что если документы легитимны, то право собственности подтверждается даже без внесения в реестр. Часть граждан по собственной инициативе обратилась, и данные были внесены. Но значительная часть до сих пор даже понятия не имеет, что имеющиеся у них на руках бумажные правоустанавливающие документы нужно внести в реестр. По словам начальника Луганской БТИ, в городе только 40% объектов внесено в реестр. И такой бардак по всей стране! И какое плодородное поле для махинаций…
Информпространство уже переполнено живописаниями на тему криминальных последствий новации. Будет большим преувеличением полагать, что внесение в госреестр сделало право собственности более защищенным. Продавец объекта должен предоставить нотариусу документ, удостоверяющий, что он действительно является владельцем, что объект не аварийный и соответствует нормам, наконец, что этот объект вообще существует в природе. Как продавец это теперь должен доказывать - нигде не прописано. Технический паспорт на объект недвижимости и заключение БТИ теперь не требуются, техник БТИ теперь на место не выезжает. Доступ к реестрам недвижимости и отягощений нотариусы имеют, но должны, по сути, верить клиентам чья недвижимость не внесена в реестр, на слово. Даже наличие доступа к реестру мало что дает, ибо, повторим, там содержатся далеко не все данные. В результате можно не только мошенническим путем продать чужую и/или несуществующую недвижимость, но и легализовать криминальные деньги купив/продав объект недвижимости, которого нет в природе с целью отмыва денег.
* * *
С просьбой прокомментировать все более обостряющуюся ситуацию вокруг учета и технической инвентаризации объектов недвижимости автор обратился к Главе Украинской ассоциации бюро технической инвентаризации "УКРТЕХИНВЕНТАРИЗАЦИЯ" Леониду Черненко.
http://censor.net.ua/resonance/233453/hyundayi_tehnicheskoyi_inventarizatsii_k_chemu_privela_skandalnaya_reforma_bti