Форум Краматорска

  • 17 Август 2018, 01:51:21
  • Добро пожаловать, Гость
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.


Новости:

Автор Тема: ДОТы в Краматорске и окрестностях  (Прочитано 108556 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

21 Октябрь 2013, 14:36:17
Ответ #315
Оффлайн

HARD


Оффлайн HARD

  • ****
  • Старожил
  • Сообщений: 2082
  • Карма: +52/-9
  • Спасибо
  • Сказал: 252
  • Получил: 85
    • Мужской
    • Просмотр профиля
официальное название -"оголовок", по правилам устанавливался не ближе половины высоты здания плюс 3 метра. По расчетам обрушившиеся здание не валилось далее  расчетной величины и аварийный выход должен был оставаться не заваленным.
Цитировать
А вот где логика ? Допустим, я хочу быть спасённым в убежище в результате нападения империалистов, а место для меня не предусмотрено. Во всяком случае, мне об этом никто не сообщал.
Вопрос : а для кого эти немногие убежища, оставшиеся в действующем состоянии ?
В советское время все было рассчитано и расписано кто где и как будет укрываться в случае ядренного взрыва, со школьной скамьи учили как уберечься от поражающих факторов, водили экскурсии для ознакомления  в бомбоубежища. Помню на уроках НВП нас водили в бомбоубежище под двухэтажным домом, что за автобусной остановкой на Новом Свете. Теперь все по принципу "спасение утопающих дело рук самих утопающих" :-)
Очевидно ввиду отсутствия угрозы нападения и невозможности содержать все это недешевое хозяйство.
"Дороги все до одной приводят сюда,
 В дом Вечного сна ,
 В крематорий."

Форум Краматорска

Re: ДОТы в Краматорске и окрестностях
« Ответ #315 : 21 Октябрь 2013, 14:36:17 »

22 Декабрь 2013, 14:10:33
Ответ #316
Оффлайн

Константин

Moderator

Оффлайн Константин

  • *****
  • Старожил
  • Moderator
  • Сообщений: 1420
  • Страна: ua
  • Карма: +69/-0
  • Спасибо
  • Сказал: 412
  • Получил: 110
    • Мужской
    • Просмотр профиля
ДОТ в Краматорске. «Schildkröte Nord» или «Orel-Ssamara-Stellung»?

Во второй половине августа 1943 года, 6-я немецкая Армия под командованием генерал-полковника Карла Адольфа Холлидта, после потери укрепленных позиций на реке Миус (оборонительная линия «Миус-фронт»), была вынуждена отступить и закрепиться на линии «Черепаха» (Schildkrötenstellung). 3 сентября 1943 года Адольф Гитлер отдал приказ командованию 6-й и 1-й Танковой армии генерал-полковника Эберхардта фон Макензена удержать позиции линии «Черепаха» любой ценой. Но уже  3 дня спустя войска Юго-Западного фронта Р.Малиновского прорвали германский фронт. 1-я Танковая армия вынуждена была начать отступление на рубеж Днепра, создав угрозу окружения всему южному флангу группы армий «Юг». Исходя из этого, 9 сентября 1943 года командование 6-й Армии приняло решение оставить оборонительный рубеж «Черепаха» и с боями отступать на заранее подготовленные позиции «Пантера» и «Вотан» в районе Мелитополя и Запорожья.

Поражение немецких войск под Сталинградом и вынужденное отступление с Кавказа, не могло не вызвать обеспокоенности высшего руководства Вермахта обстановкой на Юге. И в первую очередь, уязвимостью донбасской группировки войск. В связи с этим, немецким командованием в январе 1943 года было принято решение значительно усилить и модернизировать укрепленную позицию «Миус-фронт» и начать строительство  новых фортификационных оборонительных позиций: « Крот» (Maulwurfstellung) по линии рек: Миус – Донец – Оскол; "Черепаха" (Schildkrötenstellung) по линии: район Мариуполя – район Сталино – район Краматорской. Проектные работы и техническое руководство было поручено персоналу 5-го саперного батальона строительства укрепленных районов (место дислокации Сталино). Экономическая группа при штабе группы армий «Юг» взяла на себя задачи по обеспечению строительства необходимым количеством работников  из гражданского населения, их размещению, обеспечению шанцевым инструментом, питанием и т.д. В дальнейшем, для организации и непосредственного руководства строительными работами, были созданы Оперативные штабы, находящиеся в прямом подчинении 107-й Строительной команды:
«Крот Юг»  - оперативный штаб подполковника Петерса (придано 6 саперных и строительных подразделений);
«Крот Север» -  оперативный штаб подполковника Энкхаузена (придано 10 саперных и строительных подразделений);
«Черепаха Юг» -  оперативный штаб майора Вальхера (придано 8 саперных и строительных подразделений);
«Черепаха Север» - оперативный штаб капитана д-ра Коха (придано 10 саперных и строительных подразделений).
Для реализации этого проекта строительства было привлечено около 25 000 гражданских лиц из местного населения.
Для прикрытия донбасской группировки немецких войск с севера, весной 1943 года было принято решение о строительстве еще одной укрепленной оборонительной позиции – «Орель – Самара» (Orel – Ssamara – Stellung) по линии Орелька - Краматорская. Организация и непосредственное выполнение работ было поручено так же оперативному штабу подполковника Энкхаузена.
В области расположения подразделений немецкой 1-й Танковой армии велось строительство и других оборонительных линий, менее масштабных – «Вагнер», «Сухой Торец – Берека», «Рихард» и пр. Но в рамках этого обзора, как и укрепленные позиции «Крот», они рассматриваться не будут.

По инициативе членов Клуба «Краевед» (г.Краматорск), при поддержке администрации форума «Краматорск.инфо», была начата акция по сбору пожертвований для приобретения копий архивных документов немецкой 1-й Танковой армии. Цель – поиск неизвестной ранее информации о фортификационных сооружениях и объектах Второй Мировой войны в районе Краматорска. Отсутствие и актуальность которой с особой остротой начало ощущаться при проведении работ по созданию памятника фортификации Второй Мировой войны в нашем городе. Которые начаты по инициативе Клуба «Краевед», ведутся при поддержке и участии городских властей и спонсоров. Но благодаря помощи краеведов, общественных организаций, небезразличных к истории Краматорска граждан, появилась возможность начать изучение недоступных ранее архивных документов. И появились первые находки, версии и теории. Впрочем, судите сами…

Считаю правильным более детально остановиться на северном фасе оборонительной укрепленной линии «Черепаха» - «Черепаха Север». Как я указал выше, решение о необходимости строительства было принято немецким командованием в январе 1943 года. Когда начались непосредственно строительные работы пока не известно, т.к. на данный момент в нашем распоряжении имеются копии архивных документов саперного руководства 1-й Танковой армии (и то не всех, определенной части) только за период май-сентябрь 1943 г. Но на начало мая 1943 года строительные работы уже ведутся. 107-я Строительная команда дислоцируется в Гавриловке. Подчиненным ей Оперативным штабом (Ясиноватая) руководит гауптман д-р Кох, а с 12 мая 1943 года командиром штаба назначен гауптман Тольксдорф. Кроме саперных и строительных подразделений, в строительстве участвуют и боевые дивизии - 17-я танковая дивизия и 3-я танковая дивизия, находящаяся в армейском резерве. Массово привлекаются рабочие команды из гражданского населения, ответственность за формирование которых лежит на ортскомендатурах и старостах, т.н. "добровольные помощники" (Hiwi) и советские военнопленные .  К сожалению, на данный момент отсутствует топографическая карта или четкое описание линии «Черепаха Север», на основании которого можно определить ее географическое расположение, деление на участки и т.д. На данном этапе мы только можем предполагать, используя вот этот фрагмент документа



что:
Район Ясиноватой: участок №9 и 1/2 участка №10 - это еще "Черепаха Юг"
Район Дзержинска: 1/2 участка №10 и участок №11 - это уже "Черепаха Север". Стык южного и северного флангов на дистанции Ясиноватая - Дзержинск.
Район Константиновки: участок №12 и участок №13 - "Черепаха Север".
Район Дружковки: участок №14 - "Черепаха Север".
Район Краматорска: участок №15 и участок №16 - "Черепаха Север". Самая северная точка "Черепахи" вообще и "Черепахи-Север" в частности.

Должен отметить, что здесь имеется явная нестыковка, противоречивость информации о точке стыка «Черепаха Юг" и «Черепаха Север», т.к. в следующем документе



указано, что участок №9 принадлежит оборонительной линии «Черепаха Север». Так же, в этом документе указано, что специальная рота 5-го саперного батальона строительства укрепленных районов, участвующая в строительстве, дислоцируется в Ясной Горке.
Что косвенно подтверждает (вместе с дислокацией в Ивановке  штаба  504-го легкого самокатного дорожно-строительного батальона, одна из рот которого участвует в строительстве) версию, что возможно фортификационные объекты в Краматорской принадлежат к оборонительной линии «Черепаха Север»

Представителем закордонной секции (Германия) Клуба «Краевед», на основании анализа дислокации саперных и строительных подразделений, участвующих в строительстве укрепленной линии «Орель-Самара», высказано предположение, что фортификационные объекты в Краматорской возможно могут иметь отношение к этой оборонительной позиции. Попробуем доказать или опровергнуть эту версию.

На основании имеющихся в наличии копий архивных документов, можно утверждать, что старт началу строительства укрепленной линии «Орель – Самара» был дан в начале мая 1943 года, когда Оперативный штаб подполковника Эндхаузена прибыл в Краматорскую и приступил к строительству участка №1 линии «Орель – Самара». В течении мая 1943 года к строительству подключаются штаб 108-го саперного полка особого назначения (участки №1-3), 161-й строительный батальон, 506-й легкий самокатный саперно-строительный батальон. Летом 1943 года к строительству дополнительно привлекаются различные подразделения: 130-й и 115-й строительные батальоны, I/371-й туркестанский батальон (созданный на базе 371-й пехотной дивизии), 50-й, 125-й и 126-й моторизированные понтонные парки типа «В». Так же привлекаются рабочие команды из гражданского населения, "добровольные помощники" (Hiwi) и советские военнопленные. Оперативное руководство и организацию строительных работ осуществляет Оперативный штаб подполковника Эндхаузена. Который подчиняется 107-й Строительной команде. В связи с массированным наступлением советских войск в первой половине сентября 1943 года строительство линии было остановлено.

Предлагаю обратиться к карте от 2 сентября 1943 года. Вернее, к тому ее фрагменту, где отображено положение участка №1 укрепленной линии «Орель – Самара». Как наиболее полно описывающему район Краматорской.



Участок № 1 расположен по линии: Яковлевка – Лавровка -  Октябрьский – Дмитриевка – Алисовка – Шабельковка – Безкровный. Безкровный – это уже на территории нынешнего Краматорска. Линия на карте заканчивается приблизительно в том районе, где находится единственный уцелевший немецкий ДОТ.
Браво, уважаемая коллега!!! Для 100% подтверждения версии о принадлежности этого ДОТа к укрепленной линии «Орель – Самара» остается дело за малым – найти сведения о расположении линии «Черепаха Юг». И тогда все станет на свои места.

Коллективное исследование членами Клуба «Краевед» немецких архивных документов продолжается. Вернее, оно только началось. Я уверен, что впереди нас ждут еще очень неожиданные и интересные находки. Пожелайте нам удачи.

Источники:

1. Rolf Dieter Müller. Die Deutsche Wirtschaftspolitik in den besetzten sowjetischen Gebieten 1941-1943:der Abschlussbericht des Wirtschaftsstabes Ost und Aufzeichnungen eines Angehörigen des Wirtschaftskommandos Kiew. Oldenbourg Verlag, 1991- 671 р.
2. NARA/T313/R54/fr.7288961-7290010


Константин Абраменко
22.12.2013

Буду благодарен за замечания, исправления, дополнения, указаний на ошибки и т.д. :?
"Жигуль" - не ссцы, доедем...
"Космич" - чувак, ты рулишь Историей...

22 Декабрь 2013, 23:32:24
Ответ #317
Оффлайн

Дрын


Оффлайн Дрын

  • **
  • Завсегдатай
  • Сообщений: 271
  • Карма: +36/-0
  • Спасибо
  • Сказал: 276
  • Получил: 208
    • Просмотр профиля
   Интересно.Содержательно.

06 Февраль 2014, 00:16:14
Ответ #318
Оффлайн

Константин

Moderator

Оффлайн Константин

  • *****
  • Старожил
  • Moderator
  • Сообщений: 1420
  • Страна: ua
  • Карма: +69/-0
  • Спасибо
  • Сказал: 412
  • Получил: 110
    • Мужской
    • Просмотр профиля
ДОТ в Краматорске. Все-таки «Orel-Ssamara-Stellung»...

Дальнейшее изучение архивных документов немецкой 1-й Танковой армии дает возможность ответить на некоторые вопросы, поставленные автором в предыдущем сообщении. Вводимые в оборот ранее неизвестные документы, позволяют более детально оценить уровень боевого планирования немецкого командования, масштаб инженерной подготовки плацдарма.



На этом фрагменте карты мы можем увидеть общее расположение укрепленных оборонительных рубежей - "Орель-Самара", "Черепаха-Север", "Берека-Сухой Торец", "Ореховатка", "Крот-Север", "Плацдарм Славянск". Нужно отметить, что командование Группы армий "Юг" в целом правильно определило самые танкоопасные направления. И, как показало дальнейшее развитие событий в сентябре 1943 года, верно оценивало направление главных ударов Красной Армии. Сложно сейчас представить объем потерь РККА, если бы немецкое командование успело в полном объеме оборудовать и укомплектовать вооружением  эти многочисленные укрепленные позиции... Вопрос чисто риторический, история не знает сослагательных наклонений. Немного позже я ознакомлю Вас с тем, что же в действительности происходило на этих рубежах 1-8 сентября 1943 года. По версии противоборствующей стороны. А пока...

Пока предлагаю вернуться в район Краматорской. Через которую, по левому берегу реки Казенный Торец, проходила линия обороны "Черепаха-Север".



Вернее, участок №16 этой укрепленной позиции, протяженностью 13,3 км. На этом фрагменте карты отмечена самая северная точка "Черепахи Север" (и, соответственно, участка №16) - район впадения реки Сухой Торец в Казенный Торец, южнее Славянска. Прошу обратить внимание на то обстоятельство, что эта линия удалена от того места на западной окраине Краматорской, где находится,сохранившееся на сегодняшний день, немецкое фортификационное сооружение. Это позволяет предположить, что это сооружение не имеет отношения к позиции "Черепаха-Север".

Окончательно утвердиться в этом нам позволяет следующий фрагмент карты. На котором показан участок №1 линии обороны "Орель-Самара".



Здесь нужно обратить внимание на несколько объектов, отмеченных на карте черными треугольниками. Один из них (выделенный мной) расположен приблизительно на том месте, где находится сохранившееся фортификационное сооружение. Так, на немецких картах, обозначались наблюдательные пункты (B-Stelle, Beobachtungsstelle). Это позволяет утверждать, что сооружение, о котором идет речь, является наблюдательным пунктом немецкой укрепленной линии обороны "Орель-Самара". Дата постройки -  лето 1943 года.

Источники:

1. NARA/T313/R55/fr.7290011-7291106


Константин Абраменко
05.02.2014

Буду благодарен за замечания, указания на ошибки и недочеты :o



"Жигуль" - не ссцы, доедем...
"Космич" - чувак, ты рулишь Историей...

10 Февраль 2014, 10:26:02
Ответ #319
Оффлайн

Константин

Moderator

Оффлайн Константин

  • *****
  • Старожил
  • Moderator
  • Сообщений: 1420
  • Страна: ua
  • Карма: +69/-0
  • Спасибо
  • Сказал: 412
  • Получил: 110
    • Мужской
    • Просмотр профиля
Вчера на Axis History завязалась дискуссия с коллегами по поводу Панцернестов. Такие бронированные пулеметные гнезда были применены немцами в полосе обороны 46-й пехотной дивизии летом 1943 года, возле Изюма в районе Каменки. Вопрос состоял в следующем - а не применялись ли подобные сооружения при оборудовании позиций "Орель-Самара", не было ли такого в районе Краматорской. Я пока очень поверхностно просмотрел карты и схемы этой позиции и не заметил ничего подобного. Но вот расшифровка обозначений на этих картах встретилась, на ней есть значок "MG Pz nester"



Большая просьба к тем коллегам, которые тоже имеют доступ к этим документам - если заметите на картах такое обозначение, дайте знать :)
"Жигуль" - не ссцы, доедем...
"Космич" - чувак, ты рулишь Историей...

26 Февраль 2014, 19:07:38
Ответ #320
Оффлайн

Константин

Moderator

Оффлайн Константин

  • *****
  • Старожил
  • Moderator
  • Сообщений: 1420
  • Страна: ua
  • Карма: +69/-0
  • Спасибо
  • Сказал: 412
  • Получил: 110
    • Мужской
    • Просмотр профиля
Так получилось, что сегодня проезжал мимо нашего ДОТа (буду, по привычке, его так называть). Остановился посмотреть как он пережил эту сумбурную зиму. Дверь и заслонки амбразур целы, замок на месте, следов попыток взлома не обнаружил. Мусора правда набросали, но это дело поправимое... :)
"Жигуль" - не ссцы, доедем...
"Космич" - чувак, ты рулишь Историей...

25 Март 2014, 20:52:19
Ответ #321
Оффлайн

Константин

Moderator

Оффлайн Константин

  • *****
  • Старожил
  • Moderator
  • Сообщений: 1420
  • Страна: ua
  • Карма: +69/-0
  • Спасибо
  • Сказал: 412
  • Получил: 110
    • Мужской
    • Просмотр профиля
Бэсси набралась клещей, как… собака блох. И это несмотря на хваленый заморский препарат, почему то купленный не в ветлечебнице, а в подозрительной лавочке. Епт. После «Рено», «Моська» определенно раздражает – руль не крутится, тормоза не тормозят, динамики никакой – хочется пройтись пешком. Приснился сон, что вражеские самолеты (немецкие конечно, чьи же еще?) бомбят НКМЗ им. И.Сталина. Сосед опять забухал и я поражаюсь, что мне когда-то нравилась Донна Саммер. Я так и не определился, какой «жук» в щитовой отвечает за электроснабжение именно нашего подъезда. Обиделась кума, не без оснований. Мне скоро 45. И… И тем не менее, день удался.






Бэсси удивляется - куда делась дыра в стене?





Далі буде...
"Жигуль" - не ссцы, доедем...
"Космич" - чувак, ты рулишь Историей...

25 Март 2014, 21:03:22
Ответ #322
Оффлайн

Константин

Moderator

Оффлайн Константин

  • *****
  • Старожил
  • Moderator
  • Сообщений: 1420
  • Страна: ua
  • Карма: +69/-0
  • Спасибо
  • Сказал: 412
  • Получил: 110
    • Мужской
    • Просмотр профиля
Двери, любые двери, имеют несомненную ценность только в том случае, если они покрашены в ядовито желтый колор – зигзаги судьбы не так заметны.  Приверженность Маяковского к желтому цвету это не причуда, это шутка гения. Таким образом он посмеялся над нами через призму времени, всучив в тупошарые руки потомков баллончик именно с желтой краской. Тонкий намек на толстые обстоятельства нашей никчемности и потенциального бессилия против тупости сапиенсов. Мастер предпочел застрелиться…



Я ничего не смыслю в геодезии, хотя, как радиоинженер, имею определенное представление о триангуляционном методе определения координат объекта, широко применяемом в радионавигации. Если "на пальцах", то суть этого метода - определение геометрических длин сторон кривостороннего треугольника по известным величинам его углов и известной геометрической длине базиса (одной стороне треугольника). И все было бы здорово, если бы Земля была плоская как блин, можно было бы обойтись простыми тригонометрическими вычислениями. Однако приходится иметь дело с кривосторонними треугольниками, что требует применения определенного математического аппарата.
Вот и все мои познания, но я не поленился и заглянул в БСЭ (я, по старинке, больше полагаюсь на БСЭ, чем на Вики). Если опять таки "на грязноватых пальцах" - земная поверхность разбита на треугольники, вершины которых являются триангуляционными пунктами. В триангуляционных пунктах установлен геодезический сигнал (геодезический знак, геодезическая вышка), предназначенный для установки геодезических инструментов. Это если в теории. А на практике -  их все давно порезали на металлолом. Такая вот гримаса эпохи GPS…


Триангуляционная вышка выдрана "с корнем"

Балка Водяная, балка Песчаная… Еще недавно и не догадывался об их существовании… Непостижимо, но вот казалось, такие банальные названия – не подвластны ни времени, ни событиям. Даже природе – и той не подвластны – рельеф меняется, а такие незамысловатые названия остаются. А вот, к примеру, назвали бы это чудо именем какого-нибудь Лазаря Кагановича – все бы ушло в песок, кануло в Лету… Пой Лазаря и броди по равнинам. А так – неизвестный нам (хотел написать «толстый») фельдфебель в управлении пионер-фюрера сидит прочно, всей жопой и, с немецкой педантичностью, выводит старательно – «balka Wodjanaja, balka Pestschanaja…»


Заброшенная дорога - никогда не знаешь, что там, в конце... Так выглядит Судьба.



Это не выдумка синоптиков – Весна все таки существует…



А вся вышеизложенная шняга, которой Вы уделили 5 минут своего драгоценного времени, называется очень просто – «Линия обороны Орель-Самара. Начало поискового сезона 2014».
"Жигуль" - не ссцы, доедем...
"Космич" - чувак, ты рулишь Историей...

26 Март 2014, 21:23:18
Ответ #323
Оффлайн

HARD


Оффлайн HARD

  • ****
  • Старожил
  • Сообщений: 2082
  • Карма: +52/-9
  • Спасибо
  • Сказал: 252
  • Получил: 85
    • Мужской
    • Просмотр профиля
А я в январе проехался по куску линии, а именно  - Андреевка (тогдашняя) - Александровка - Верхняя Самара  - Доброволье.
Попутно по возможности спрашивал у местных слышал ли кто чего, знает ли. Увы ответ отрицательный. Конечно логичней было бы посетить школы, поговорить с историками, возможно что-то можно было бы выяснить.   
"Дороги все до одной приводят сюда,
 В дом Вечного сна ,
 В крематорий."

26 Март 2014, 22:57:56
Ответ #324
Оффлайн

Константин

Moderator

Оффлайн Константин

  • *****
  • Старожил
  • Moderator
  • Сообщений: 1420
  • Страна: ua
  • Карма: +69/-0
  • Спасибо
  • Сказал: 412
  • Получил: 110
    • Мужской
    • Просмотр профиля
А я в январе проехался по куску линии, а именно  - Андреевка (тогдашняя) - Александровка - Верхняя Самара  - Доброволье.
Попутно по возможности спрашивал у местных слышал ли кто чего, знает ли. Увы ответ отрицательный. Конечно логичней было бы посетить школы, поговорить с историками, возможно что-то можно было бы выяснить.
Уважаемый HARD, спасибо. Помнится, Вы ранее сообщали о имеющейся непроверенной информации - наличии фортификационного сооружения где-то примерно на рубеже Орель-Самара. Яковлевка, что ли?
"Жигуль" - не ссцы, доедем...
"Космич" - чувак, ты рулишь Историей...

26 Март 2014, 23:39:38
Ответ #325
Оффлайн

HARD


Оффлайн HARD

  • ****
  • Старожил
  • Сообщений: 2082
  • Карма: +52/-9
  • Спасибо
  • Сказал: 252
  • Получил: 85
    • Мужской
    • Просмотр профиля
Михайловка.
В Михайловке не был ибо как было мне сказано - объект в поле, а в январе в поле как-то нехоца выдвигаться.
"Дороги все до одной приводят сюда,
 В дом Вечного сна ,
 В крематорий."

12 Июль 2014, 14:14:03
Ответ #326
Оффлайн

Константин

Moderator

Оффлайн Константин

  • *****
  • Старожил
  • Moderator
  • Сообщений: 1420
  • Страна: ua
  • Карма: +69/-0
  • Спасибо
  • Сказал: 412
  • Получил: 110
    • Мужской
    • Просмотр профиля
Ровно год назад, 22 июня 2013 года, началась эта эпопея. Которой впоследствии, не без пафоса, было придумано многообещающее название - создание памятника фортификации Второй Мировой войны в Краматорске. А тогда, год назад, мы просто зажмурились и полезли выгребать говно. Говно говном, но это было замечательное время - была общая цель, большое желание и потрясающая наивность. Собственно, на этом желании кучки мечтателей и всесокрушающей наивности дилетантов и двигался этот проект. Конечно, потом подтянулись совсем не мечтатели, люди весьма прагматичные и очень далекие от такой ерунды, как историческая память... Но как бы там ни было, какие бы мотивы кем ни двигали, я до сих пор благодарен абсолютно всем, кто приложил руку и внес свою лепту.

Это было до войны... Я никак не могу привыкнуть к этому проклятому "до войны". Как и к тому, что всех нас, участников этого проекта, эта война, будь она неладна, возможно развела по разные стороны баррикад. А возможно и разбросала по свету, с такой тщательностью и усердием, что хрен соберешь. Надеюсь, что мы когда то все встретимся, после войны, кто выживет... И посмотрим друг другу в глаза. Я не думаю, что это будет просто, я думаю, что это будет невыносимо. Но это придется сделать потому, что любая война когда-нибудь заканчивается. И придется как то жить дальше и доводить до конца когда то начатое. Так было до нас и так будет после.


https://www.facebook.com/kramatorsk.bunker
"Жигуль" - не ссцы, доедем...
"Космич" - чувак, ты рулишь Историей...

19 Июль 2014, 17:48:31
Ответ #327
Оффлайн

Константин

Moderator

Оффлайн Константин

  • *****
  • Старожил
  • Moderator
  • Сообщений: 1420
  • Страна: ua
  • Карма: +69/-0
  • Спасибо
  • Сказал: 412
  • Получил: 110
    • Мужской
    • Просмотр профиля


Наш коллега HARD побывал на М.Тореза 07.07.2014. Все таки это оказалось пустым трепом - никаких окопов там не отрыто, сооружение не использовалось как блок-пост и т.д. Ну и слава Богу...
"Жигуль" - не ссцы, доедем...
"Космич" - чувак, ты рулишь Историей...

02 Июнь 2016, 20:44:36
Ответ #328
Оффлайн

Константин

Moderator

Оффлайн Константин

  • *****
  • Старожил
  • Moderator
  • Сообщений: 1420
  • Страна: ua
  • Карма: +69/-0
  • Спасибо
  • Сказал: 412
  • Получил: 110
    • Мужской
    • Просмотр профиля
"Зигфрид" в Краматорской

Возвращаясь к фотографиям из заветной папочки фотохроники 699-го саперного мостостроительного батальона (Brückenbau-Bataillon 699) Вермахта. Так что же возводят немецкие саперы на склонах старогородской горы в Краматорской?

https://www.facebook.com/notes/fortification-monument-world-war-ii-in-kramatorsk-ukraine/зигфрид-в-краматорской/937440282961968
"Жигуль" - не ссцы, доедем...
"Космич" - чувак, ты рулишь Историей...

Форум Краматорска

Re: ДОТы в Краматорске и окрестностях
« Ответ #328 : 02 Июнь 2016, 20:44:36 »

 



Молочная смесь Малютка - отзывы родителей, состав, инструкция.