На одном из аукционов увидел такой лот - акция "Краматорского металлургического общества". Заинтересовал сопроводительный текст. Приведу его в переводе:
"С 1897 года Эрнст фон Борзиг был соучредителем завода котельного оборудования Fitzner & Gamper в Sosnovice ( Польша). Тем не менее, бурный рост горно-рудной промышленности Юга России, побудил Борзига и его компаньона коренного швейцарца Конрада Гампера, основать предприятие тяжелого машиностроения непосредственно в сердце русской "Рурской области". Они организовали " Краматорское металлургическое общество " с капиталом в 4,5 млн. руб. и 9,7 млн. немецких марок. Наряду с обоими учредителями значительный пакет акций приобрел Дойче Банк . Металлургический завод был "полного цикла", т.е. с доменной печью, чугунолитейным производством, сталелитейным производством, прокатным цехом и машиностроительным отделением. Производилось все, в чем нуждалась промышленность в регионе: стальные конструкции для шахтных подъемных устройств, подъемных механизмов, паровых двигателей, компрессоров, насосов, молотов и прессов. Согласно выписке из русского отраслевого справочника 1909 года, производство имело 1.700 сотрудников (больше чем 100 из них были немцы и австрийцы). Работало 6 паровых двигателей и 3 динамо-машины с общей мощностью 7.500 л.с.. Годовой оборот составлял 7 млн. руб. (на сегодняшний день, 200 млн. евро!). На данном свидетельстве о владении акциями подписались Конрад Гампер и Эрнст Борзиг (Гампер на русском, Борзиг на немецком). Третья подпись - это подпись директора завода Альфреда Бидерманна."Все, изложенное в этом тексте более-менее известно, новостью является лишь то, что Борзиг был компаньоном Гампера еще по предприятию котельного оборудования в Сосновице (Польша). Ну еще интересна информация о паровых двигателях. Кое-что об этих двигателях вот здесь:
Общие сведенияНазвание: Паровая машина
Производитель: August Borsig, Lokomotivfabrik
Местоположение: Берлин
Год изготовления: 1897
Описание: Горизонтальный двухцилиндровый клапанный двигатель
Источник: [Borsig: Ausgeführte Dampfmaschinen, Liste C (1908)]
Tехнические параметрыНоминальная мощность [л.с.]: 250
Управление: Регулируемые клапаны
Количество цилиндров: 2
Количество контуров: 2
Диаметр цилиндра [мм]: 640
Ход поршня [мм]: 800
Назначение: Tрансмиссионный
Скорость вращения [об/мин]: 98
Сведения о владельцахВладелец: W. Fitzner & K. Gamper, Werk Kramatorskaja
Город : Краматорская
Год: 1897
Происхождение: Новый, от A. Борзиг, Берлин
Состояние на сегодняшний день: неизвестно
Общие сведенияНазвание: Паровая машина
Производитель: August Borsig, Lokomotivfabrik
Местоположение: Берлин
Год изготовления: 1897
Описание: Горизонтальный двухцилиндровый клапанный двигатель
Источник: [Borsig: Ausgeführte Dampfmaschinen, Liste C (1908)]
Tехнические параметрыНоминальная мощность [л.с.]: 400
Управление: Регулируемые клапаны
Количество цилиндров: 2
Количество контуров: 2
Диаметр цилиндра [мм]: 800
Ход поршня [мм]: 1000
Назначение: Tрансмиссионный
Скорость вращения [об/мин]: 85
Сведения о владельцахВладелец: W. Fitzner & K. Gamper, Werk Kramatorskaja
Город : Краматорская
Год: 1897
Происхождение: Новый, от A. Борзиг, Берлин
Состояние на сегодняшний день: неизвестно
Общие сведенияНазвание: Паровая машина
Производитель: August Borsig, Lokomotivfabrik
Местоположение: Берлин
Год изготовления: 1899
Описание: Горизонтальный двухцилиндровый клапанный двигатель
Источник: [Borsig: Ausgeführte Dampfmaschinen, Liste C (1908)]
Tехнические параметрыНоминальная мощность [л.с.]: 750
Управление: Регулируемые клапаны
Количество цилиндров: 2
Количество контуров: 2
Диаметр цилиндра [мм]: 975
Ход поршня [мм]: 1200
Назначение: Привод электрогенератора
Скорость вращения [об/мин]: 80
Сведения о владельцахВладелец: W. Fitzner & K. Gamper, Werk Kramatorskaja
Город : Краматорская
Год: 1899
Происхождение: Новый, от A. Борзиг, Берлин
Состояние на сегодняшний день: неизвестно


На фотографиях паровые машины Борзига, сохранившиеся в Политехническом музее в Берлине.