Можно было придумать 1000 причин и отговорок, почему не следует покидать уютный и действительно теплый номер в отеле "Братислава", поваляться, отдохнуть после вчерашнего корпоратива... Так нет же, подъем в 6-00, достойный и плотный завтрак (вспомнилось детское - "спасибо нашим поварам за то, что вкусно варят нам") и вот ровно в 8-00 я уже попал в объятия, нырнул в киевский метрополитен. Который ни смотря ни на что, продолжаю считать одним из самых лучших (поверьте, видел я немало метро, есть с чем сравнить) на просторах СНГ. Метрополитены Западной Европы и Америки - фигня, убожество, после советских (все они советские...) подземок, там не на что смотреть... Так вот, этот превосходный муниципальный транспорт за действительно смешной промежуток времени (и смешные деньги) доставил меня на станцию "Дружба народов", которая вполне оправдала свое название - толпа меня подхватила и, дружно помяв, вознесла на эскалатор. Который меня и прочие народы, опять таки, дружно выплюнул на поверхность. Очевидно, выполняя определенный, как сейчас принято говорить, социальный заказ...

Но нужно сказать, что как раз в моем случае это совсем не так - ничего полезного для государства и общества я совершить не собирался. Наоборот, мои хаотичные движения, эдакая провинциальная "развалочка" и неторопливость, внесли определенный дисбаланс в четко отлаженную потогонную систему столицы. Пусть простят меня наши земляки, которые рванули реализовывать "мечту маленького украинца" - для того, чтобы понять всю цену этого "рывка", надо просто внимательно всмотреться в лица жителей столицы. Как раз подземка для этого - идеальное место. Счастливы ли они? Возможно, если считать счастьем - "... мы всегда в субботу ездим в супермаркет...". Все, точка, я вынырнул, я на поверхности - со своим дурацким провинциальным "а где останавливается 801-я маршрутка?", как будто в этом хаосе кто-то может это знать...
Я еду маршруткой № 801 в Юровку, чтобы увидеть нынешнее состояние укреплений Киевского укрепленного района (КиУР), а именно участок опорного пункта "Крым". Мне очень хочется посмотреть, что же там удалось киевским коллегам-фортечникам, а что нет... К сожалению, я еду без напарника, так получилось, что у киевлян что-то не сложилось, будний день и все такое... Честно сказать, я не очень и недолго печалился этому обстоятельству - так даже интересней. Тем более, что у меня есть GPS и спутниковые снимки местности. Водитель маршрутки пытается выяснить где мне нужно выйти в Юровке - бесполезно, я не знаю где мне нужно выйти, в итоге сходимся во мнении, что мне надо спрыгнуть возле церкви. Церковь - это всегда надежный ориентир.

Церковь в с. Юровка
Пользуясь подсказками местного населения, топаю по улочкам и натыкаюсь на указатель - "ДОТ №204". Следую в указанном направлении и выхожу на место. Этот ДОТ - командно-наблюдательный пункт 28-го отдельного пулеметного батальона. Дот двухэтажный, с двумя бронеколпаками типа "ГАУ" постройки 30-х годов. На фото ниже можно увидеть следы обстрела, досталось... Как мне кажется, что основной недостаток (который и спровоцировал трагедию гарнизона впоследствии) этого сооружения - отсутствие каких либо средств защиты, вся надежда только на полевое заполнение.




Что должен сказать - силами коллег-фортечников и поисковиков, этот объект приведен в порядок, до идеала далеко, но воды в котловане нет, с колпаков удалили ржавчину и покрасили, внутри помещение побелено и убрано, решетка на входе. Посетовав на невозможность попасть внутрь (ключи у несостоявшихся провожатых), двинулся дальше - искать 205-й.
Сказать, что я его нашел быстро - покривить душой. Первая моя мысль - срезать через село, оказалась явно неудачной - я постоянно наталкивался на ограды земельных участков, стройки... Пришлось дать изрядный "крюк" и обойти село - и вот я на холме, если бы не этот мемориал

мог проскочить мимо. ДОТ №205 еще называют "Дот лейтенанта Ветрова", лейтенант Ветров был комендантом этого сооружения. ДОТ построен по индивидуальному проекту и считался самым мощным и неприступным боевым сооружением всего КиУРа. Он состоит из четырех одно-амбразурных и одного двух-амбразурного казематов, вмонтированных в холм. Боевые казематы этой мины (такие сооружения называются минами) связаны между собой подземными галереями (потернами), протяженность которых около 200 метров.
Я тыкаю пальцем в сторону поймы реки Сиверки - оттуда наступали немцы.



Коллеги обнаружили и почистили существующую дренажную систему - идет сброс грунтовых вод


Вход в мину


Констатирую - все-таки идея музеефикации этого сооружения не повисла в воздухе, коллегам удалось самое сложное - наладить сброс воды из потерн. К сожалению, я не был соответственно экипирован - в чистой одежде лезть в мину не рискнул.
Дрын, оставил задел для тебя - даст Бог, будем живы-здоровы, полезем вместе. А сейчас я направляюсь еще севернее, на берег Сиверки - там, один из немногих, сохранился настоящий ТАУТ.
ДОТ №207 (или ТАУТ) - долговременная открытая артиллерийская позиция для 76,2 мм орудия образца 1900 года, установленного на капонирном лафете Дурляхова. Поскольку местность изобилует балочками, которые змеятся и спускаются к Сиверке, расстояние в 1 км. преодолеваю весьма долго - вверх-вниз, вверх-вниз... Какая-то ошибка в координатах - натыкаюсь на это сооружение неожиданно и совсем не там, где указано на карте.


Видны останки венца горизонтальной наводки орудия и укрытие для боеприпасов

Уже даже не хочется это говорить, но... Большинству наших сограждан глубоко нас..ть, что здесь сражались и погибали люди - превращают в мусорник и отхожее место. Это, конечно и наша вина - не научили своих детей, упустили в этой ежедневной круговерти... Оправданий нет, утешения слабые - как мог по выбрасывал пластиковые бутылки, пакеты и пивные жестянки в дальний конец хода сообщения, но лопаты нет и закопать это дерьмо нечем.
Топаю обратно в Юровку, мечтая в какой-нибудь забегаловке напиться горячего чая. Но этим мечтам так и суждено было остаться мечтами - забегаловки нет, есть магазинчик, в котором с готовностью предложили налить водки. А чая нет, ну нет так нет... Курю и прикидываю как мне топать дальше, а попасть мне нужно в Вита-Почтовый - это южный фас опорного пункта "Крым".
Далі буде...