понравилось описание:
"Творчество великой пѣвицы Варвары Паниной –
пѣвицы роковыхъ страстей и глубокой печали, - теперь доступно многимъ. Это тѣ записи, которыя обязательно нужно услышать! Пусть ея чарующій голосъ и удивительное исполнительское мастерство, спустя почти столѣтіе, дарятъ наслажденіе тысячамъ восторженныхъ слушателей!
Ею восхищался Блокъ, ее слушали Левъ Толстой, Купринъ, Чеховъ и даже особы Царской Фамиліи.
Она выходила къ публикѣ не спѣша, чуть кланялась, располагалась въ стоящемъ на сценѣ креслѣ, закуривала… Постоянные аккомпаніаторы – гитаристы К.Васильевъ, Н.Шишкинъ, иногда модный въ тѣ годы исполнитель на цитрѣ Гансъ, терпѣливо ожидали сигнала.
Чуть замѣтный кивокъ, первые аккорды гитары и… залъ замиралъ. Взволнованная публика рукоплескала, случались и обмороки, а послѣ концерта къ гримерной бывало не пробиться сквозь толпу молодежи, которая осыпала пѣвицу цвѣтами.
Было что-то магическое въ ея голосѣ, въ окраскѣ звука, а пѣла Варвара Панина о томъ, что понятно и близко всѣмъ.
До сихъ поръ на могилѣ Паниной – свѣжіе цвѣты. Отъ тѣхъ, кто помнитъ "божественную Варю"."
Варвара Васильевна Панина (урожд. Васильева) родилась в 1872 году в Москве в цыганской семье. 14-летней девочкой начала выступать в цыганском хоре Александры Ивановны Паниной в ресторане "Стрельна". Выйдя замуж за племянника хозяйки, хориста Панина, Варвара переходит в "Яр" и вскоре становится владелицей собственного хора.
Двенадцать лет пела Панина в "Яре". Слушателей поражал ее голос - редкое по глубине контральто с низкими бархатными нотами.
По воспоминаниям А.Кугеля "у Паниной была добрая, славная, умная, несколько наигранная, актерская улыбка, и глаза у нее, смотревшие с ласковой проницательностью, были прекрасные, с живою искрою в зрачках... Она пела голосом почти грубым, напоминавшим бас, совершенно не женским по тембру, но с чисто женскими, удивительными по остроте своей интонациями... Грусть в ее песнях была бесконечная, безысходная... И это было божественно прекрасно..." ('Театр и искусство", 1911, № 23).
Пением Паниной восхищались Шаляпин, Собинов, Толстой, Куприн, Чехов, Коровин и др.
Гастролировать Панина не любила. Лишь в 1902 г. известный импресарио Н.Семенов уговорил ее на время покинуть "Яр" и выступить в зале Петербургского Дворянского собрания. Концерт прошел с громадным успехом Панина решила расстаться с "Яром" и выступать как концертная певица
Репертуар ее был разнообразен: от классических русских романсов (А.Алябьев, А.Варламов) и модных современных произведений (Ю.Абаза, Я.Пригожий) до третьесортных поделок малоизвестных авторов. Но певица обладала уникальной способностью превращать даже полный примитив в истинный шедевр.
С 1904 г. Панина выступала на крупнейших сценических площадках России, вплоть до Императорской сцены петербургского Мариинского театра. На одном из таких концертов присутствовал Николай II со своей семьей (3 марта 1905 года). Он был восхищен голосом Паниной, сделал ей дорогой подарок и выразил сожаление, что в его фонотеке нет пластинок с романсами в ее исполнении.
В эти же дни "Зонофон" записал 24 романса, звучавших в том концерте и выпустил их в роскошном подарочном альбоме, вмещавшем 12 двухсторонних пластинок малого формата.
Пела Панина обычно под аккомпанимент двух гитар - К.Васильева и Н.Шишкина, иногда с участием цитры.
Никакого музыкального образования она не имела Пела исключительно по слуху, удивляя всех своей музыкальной памятью и умением оригинально импровизировать. Выступала всегда в строгих, элегантных костюмах.
Была прекрасной хозяйкой, женой и матерью пятерых детей.
Умерла Панина 28 мая 1911 года от тяжелой болезни сердца.