13 грудня 2005
17:50
1533
Выборы в Москве прошли по технологиям Януковича
«Топ 7» нарушений на участках для голосования в ходе выборов в Мосгордуму 4 декабря. Технологии отсортированы не столько по массовости их применения, сколько по наглости, с какой их пустили в ход.
1. Карусель имени Януковича
Москва — крупнейший мегаполис страны, но все-таки один город, который за сутки можно не раз пересечь из конца в конец. Тем не менее по столице ездили целые автобусы с желающими исполнить свой гражданский долг не по месту регистрации — на президентских выборах в Украине это называлось «карусель имени Януковича», когда люди с востока массово приезжали на запад страны с пачками открепительных и «гасили» кандидата Ющенко. У нас, согласно наблюдениям, «гости» оказывали «медвежью услугу» партии власти и ее выдвиженцам в одномандатных округах. КПРФ утверждает, что именно эти люди создали нужный «ЕдРу» перевес там, где у мажоритаров-коммунистов и родинца Сергея Локтионова, поддержанного экс-вице-мэром Валерием Шанцевым, были шансы на победу.
2. Больные — сердцем за «Единую Россию»
Проще всего проголосовать, как надо, было в столичных больницах. Там результат партии власти сразу за 70 процентов зашкалил, бюллетени выдавались без предъявления паспортов, а наблюдатели от оппозиции в режимные боксы, естественно, не допускались. Параллельные подсчетчики, например в штабе «Объединенных демократов», вполне резонно записывали предварительные данные, поступающие на ТВЦ из лечебных заведений, в разряд телевизионной пропаганды и опасались, что голоса больных наверняка посчитают дважды: первый раз — в палате, второй — по месту жительства, когда принесут урну домой к семье пациента. Отбить такую «двойную бухгалтерию» по горячим следам практически невозможно.
3. Урны без сопровождающих
Избирательные комиссии на участках в городе были несравненно отзывчивее, чем их коллеги в «третьем» туре выборов президента Украины, вынужденные по закону настаивать на персональной явке ветеранов и инвалидов войны и труда. Выносную урну с кипой бумаг, количественно превышающей заявку, чаще всего отправляли по вызову на дом… без сопровождающих. Стоит ли удивляться, что процент проголосовавших за «Единую Россию» и тех 15 ее выдвиженцев, что победили в округах, был там несколько выше, чем среди ходячих избирателей? Наблюдателей же от оппозиции едва хватило, чтобы быть безотлучно при ходе собственно голосования с утра до вечера на участках.
4. Наблюдатели! Вон с участка...
Когда часы пробили 20.00, руководители комиссий и охраняющая участки милиция настоятельно попросили всех наблюдателей от оппозиции очистить помещение, чтобы не мешать подсчету голосов. В большинстве мест удалось настоять на молчаливом присутствии в сторонке, но даже там, где избирательные комиссии проявили толерантность к «посторонним», их председатели и секретари регулярно уединялись куда-нибудь и вели оттуда какие-то секретные переговоры по телефону.
5. КОИБы – самые медленные компьютеры в мире
Бравада столичных властей, что выборы в Мосгордуму будут вестись с автоматическим подсчетом голосов чуть ли не в режиме он-лайн, быстро сошла на нет. Через час после закрытия участков были только цифры явки. «Комплексы обработки избирательных бюллетеней» (КОИБы), якобы стоявшие на каждом пятом участке, оказались самыми медленными компьютерами в мире — и данные по 20% проголосовавших появились только за полночь, когда Мосгоризбирком вдруг прекратил регулярные выходы к прессе. Гипотезы две. Первая: русская техника работает хуже белорусской, массово примененной в ту же ночь на выборах президента Казахстана. И вторая: данные КОИБов резко разошлись с выгодной для властей пропорцией расклада голосов по партиям. Скажем, «ЯБЛОКО» из недр ЦИК и системы ГАС «Выборы» получило данные аж по 80% обработанных бюллетеней в 23.00 — и результат их был ближе к экзит-полу «Наших» (13%), чем к 10 с небольшим процентам из официальных источников. Партию явно пытались обрезать по голове списка из двух фамилий, поскольку третьим мог стать не угодный властям города митинговый трибун Сергей Митрохин. Ждали ручного подсчета бюллетеней, чтобы публично не двигать туда-сюда планку?
6. ТИКает так, что вулканы поют
Вновь, как и на думских выборах 7 декабря 2003 года, была предпринята попытка свезти все бюллетени с участков, не пересчитывая, в территориальные избирательные комиссии (ТИК) в управах районов, чтобы уже там суммировать данные. Ее едва удалось отбить с помощью прямого окрика из ЦИК РФ, что предотвратило возможные подтасовки. Без заверенных копий протоколов подсчета голосов с мокрыми печатями наблюдатели от оппозиции на этот раз членов УИКов в ТИКи не отпускали. Что и позволило, кстати, вести параллельный подсчет в Москве опережающими Мосгоризбирком темпами.
7. Растущая премия
Странно, наверное, но на «львиную долю» голосов за «ЕдРо» по партийному списку никто не покусился, хотя, например, округ в районе «Бабушкинский», окученный демократами с особой тщательностью, сигнализировал об идущих вровень коммунистах и «ЯБЛОКЕ» и… не очень большом отставании от лидера гонки. Чудеса со вторым и третьим номерами начались после официального закрытия «лавочки» в Мосгоризбиркоме, где в рост вдруг пошли так называемые малые партии. Одно время не подававшая признаков жизни одноименная партия взяла 5-процентный барьер, что позволило бы ПЖ получить назад избирательный залог. Потом резко рванули вверх работавшие на демократическом электорате «СвоРо» и «зеленые», а также ЛДПР, как известно, снявшая с выборов «Родину». Читатель «Новой», наблюдавший от КПРФ, засвидетельствовал, как на соседнем (этажом выше) участке, обслуживающем идентичный большой дом, вдруг резко упали коммунисты — от них там никого не было при подсчете — и резко поперли вверх цифры «зеленых», от которых девушка как раз была. Росло «болото», а с ним и так называемая «премия» — количество депутатов, пропорционально перераспределяемое в пользу выигравших партий. Так «Единая Россия» получила 13-й мандат, а КПРФ потеряла 5-й. А кое-кто — совесть.
"Цензор.Нет"
Якщо ви хочете залишити коментар, прохання авторизуватися або зареєструватися.