28 жовтня 2004   14:28   3559

Жертвами взрыва на территории 1-ой гор больницы Краматорска стали пять человек

Жертвами взрыва на территории 1-ой гор больницы Краматорска стали пять человек
22 октября около 11 часов утра в одном из зданий 1-ой городской больницы (бывшей ЦГБ) произошел взрыв. Один человек погиб на месте, двое с обширными ожогами были доставлены санитарной авиацией в Донецкий ожоговый центр, и еще двое попали в травматологию.

По предварительным данным, события пятничного утра разворачивались следующим образом.

Слесарь и сварщик коммунального предприятия «Краматоскмежрайтеплосеть», чья котельная находится впритык к хозяйственному блоку больничного морга, произведя ремонт в одном из техузлов котельной, откликнулись на просьбу заведующей патологоанатомическим отделением заменить в складском помещении протекающий отрезок трубы на системе отопления.

Во время сварочных работ от искры загорелись бумаги и ветошь, лежавшие у рабочих под ногами. Сначала возгорание было небольшим, но уже в течение нескольких минут оно заметно увеличилось в объеме, и попытки притоптать его оказались безрезультатными.

Вышедший из-под контроля огонь мужчины и заведующая отделением попытались тушить водой. Но и это не помогло -- языки пламени захватывали все большую площадь подсобки, абсолютно не реагируя на воду. После того, как на место пожара было вылито пятое по счету ведро воды, произошел взрыв.

Экспертам еще предстоит подсчитать мощность этого взрыва в тротиловом эквиваленте, как это обычно принято делать. Но уже сегодня можно предположить, что сила взрыва была огромной.

Взрывной волной из помещения на улицу вынесло не только оконные рамы, но и тяжелые металлические решетки – их нашли искореженными в двадцати метрах поодаль. Наружная часть здания площадью 50-60 кв. м. рассыпалась на кирпичики, а потолочные бетонные плиты рухнули наземь, погребая под собой мебель и остатки стенных перегородок.

Под завалами оказалось пятеро людей: заведующая отделением, оба ремонтника, машинист котельной, уборщица морга и санитарка. Первая из этого списка -- женщина 64-х лет -- погибла на месте. Остальные с различными травмами и ожогами были освобождены из бетонного плена спасателями и отправлены на «Скорой помощи» в ожоговое и травматологическое отделения 3-ей городской больницы.

«МЕНЯ СПАСЛА МОЛИТВА»

36-летний слесарь получил ожоги лица 1-ой и 3-ей степени, а его старший товарищ -- 64-летний сварщик -- ожоги верхней части туловища (до 40%). Выжившие женщины попали в травматологию с закрытыми черепно-мозговыми травмами, множественными ушибами, синяками и ссадинами.



«Я как раз вошла в операторскую, чтобы внести в суточный журнал параметры работающих систем котельной по состоянию на 11 часов. Но сейчас уже не помню, успела я тогда записать эти показания или нет», -- вспоминает детали пятничного утра машинист котельной Екатерина Михайловна.

Взрыв застал ее сидящей за рабочим столом, в комнате, расположенной недалеко от подсобок морга. Никакого грохота она услышать не успела. Все произошло очень быстро. Когда пришла в себя, то ощутила огромной силы давление на голову и туловище. Вместе со столом ее отнесло метра на три-четыре вглубь комнаты.

Открыв, наконец, глаза, она увидела, что зажата с двух сторон столом и холодильником, а обрушившаяся с потолка огромная бетонная плита лежит на этом самом столе и придавливает ее тело к холодильнику.

Из своего убежища сквозь пелену дыма и пыли женщина увидела валявшиеся на полу шкафы, полки, разбитые стулья и столы. Только тогда поняла, что случилось что-то ужасное и стала молиться. Чувствуя, что вот-вот задохнется, она принялась звать на помощь…

Вслед за пожарными к месту взрыва в оперативном порядке прибыли работники управления по ЧС и ГО, руководство города, управления ЖКХ и горздравотдела. Расследованием обстоятельств происшедшего занялась прокуратура.

На головы Екатерины Михайловны и ее коллеги по несчастью -- санитарке морга Зое Павловне, находившейся в момент взрыва в соседней комнате (та оказалась придавленной к стене), врачам пришлось накладывать не менее шести швов. У обеих пострадавших в течение трех дней после госпитализации не утихала рвота.

Погибшую женщину, не дожившую до своего 64-летия чуть более месяца, извлекли из-под рухнувшей на нее стены в числе первых. По словам заведующего горздравотделом Игоря Михайлова, городская медицина потеряла в тот день очень хорошего специалиста.

Трудовой стаж Клавдии Николаевны насчитывает 42 года, 11 месяцев и 7 дней. На посту заведующей патологоанатомическим отделением она находилась с 1974 года. Коллеги-медики отмечают, что даже ухудшающееся здоровье (она была онкобольной) не мешало ей качественно выполнять свою нелегкую работу.

«МЕТАН ЗДЕСЬ НЕ ПРИ ЧЕМ»

Завалы разбирались в течение четырех дней. Основные конструкции поврежденного взрывом здания: элементы кровли, бетонные плиты, внутренние перегородки и т.п. были вынесены за его пределы при помощи крана.

Эти работы производили специалисты взвода Донецкого военизированного аварийно-спасательного отряда, дислоцирующегося в пос. Николаевка Славянского района.

По словам начальника управления планирования и мониторинга ГУ МЧС Украины в Донецкой области подполковника Вадима Капустина, их коллеги из второго взвода (в области их всего два) в это время были заняты аналогичной работой -- разбирали завалы под рухнувшим в результате взрыва газа домом в Луганске.

Проследив за действиями спасателей, можно было заметить, что слияние в одну спасательную службу пожарных и «эмчеэсников» не отразилось на оснащении отдельных подразделений, созданных на этой базе, необходимым инструментарием. То и дело ребятам приходилось обращаться за «болгарками» да бензорезами к местным пожарным.

Из беседы с начальником управления ЖКХ Краматорска Сергеем Новоселовым выяснилось, что котельная, находящаяся в одном здании с моргом, лабораторией, прачечной, душевой и складскими помещениями, больничный комплекс вообще не отапливает. Эти функции выполняет предприятие «Мегаресурс» (бывшая ТЭЦ).

Директор КМРТС Сергей Сухаренко уточнил, что котельная работала исключительно для производства технологического пара и подогрева горячей воды для нужд расположенного в соседнем здании роддома.

Мастер, за которым закреплен этот участок, находился в тот день на совещании у руководства, и никому никаких нарядов-допусков ни в котельную, ни в какое бы то ни было учреждение, расположенное на территории больничного городка не выписывал.

Единственный котел работал на метане и, как утверждают директор КМРТС и пострадавшая машинистка, «к взрыву вообще никакого отношения иметь не мог». «Если бы это был газ, то в первую очередь на воздух взлетел бы котел, вся котельная и я сама, -- размышляет вслух Екатерина Михайловна, -- тем более, что газ по самому зданию не проходит, он «закручен» на входе, с совершенно другой стороны».

В тот же день на наличие природного газа метана (CH4) котельную и непосредственно место взрыва тщательным образом обследовали специалисты местного горгаза. Трубопровод действительно проходит в 30-ти метрах от места взрыва. Утечки газа нигде замечено не было.

ПРИЧИНЫ ВЗРЫВА ВЫЯСНЯЮТСЯ

Если не метан, то что еще могло вызвать взрыв такой разрушительной силы? Медицинские препараты и разного рода химические реактивы (или то, что от них могло остаться), которые использовались в лаборатории при гистологических исследованиях, стали искать сразу.

В воскресенье в одном из разрушенных помещений были найдены остатки емкостей: стеклянные, пластиковые, металлические.

На следующий день в самом эпицентре взрыва были обнаружены совершенно целыми: 3-литровая банка с керосином, 2 бутылки со спиртом и несколько пузырьков с тем же содержимым. Хотя, даже если бы эти вещества «участвовали» в пожаре, то не могли быть в ответе за взрыв.

Специалисты полагают, что причиной взрыва мог стать водородосодержащий газ, возникший в результате химической реакции неизвестного пока еще следствию реагента с водой (например, если залить водой карбид, выделится ацетилен -- газ, который взрывается при определенной концентрации в атмосфере и наличии открытого огня).

В понедельник при разборе руин была демонтирована кирпичная труба, находившаяся в ведении морга и предназначавшаяся для сжигания биологических отходов. Как пояснил начальник управления по ЧС и ГО Сергей Кукочка, из-за отсутствия средств на автоматику, которая должна была управлять этим процессом, надобность в трубе отпала еще в начале 80-х годов, и все это время она вообще не использовалась. Но если бы во время взрыва случилось бы рухнуть наземь и ей, то последствия трагедии могли бы быть намного хуже.

В городе созданы и работают ведомственные и межведомственные комиссии по расследованию причин происшедшего. Как сообщили в прокуратуре, результаты взрывотехнической экспертизы могут быть известны уже в конце недели.
Елена Савченко, фото автора
Додати коментар

Якщо ви хочете залишити коментар, прохання авторизуватися або зареєструватися.

Останні новини: