4 червня 2016
12:00
4429
Надежда Оксенчук, директор департамента образования и науки Донецкой ОГА
Будущее украинского Донбасса, без сомнения, связано с подрастающим поколением там: именно нынешним школьникам и студентам развивать регион, защищать от российских захватчиков, цементировать украинскую идентичность Востока Украины.
Период роста юных личностей, к сожалению, пришелся на ужасы боевых действий, однако именно война с российским оккупантом создала вокруг них условия роста в украинстве. На тех же торжественных школьных "линейках" дети уже сейчас поют Гимн Украины сплоченнее и громче взрослых. Это, что касается подконтрольных Правительству территорий Донбасса.
Относительно временно оккупированных районов - ОРДЛО - то Украина не должна позволить себе потерять молодежь, которая в силу ряда различных обстоятельств продолжила обучение в российских анклавах "Л/ДНР". Возможность доступа к украинскому образованию, прежде всего, дистанционному, должна быть обеспечена. Чтобы по окончанию школы выпускники имели выбор: получить признанный аттестат об образовании или кусок бумаги с изображением курицы.
О состоянии образовательной сферы Донетчины попросил рассказать директора департамента образования и науки Донецкой ОГА Надежду Оксенчук.
- Недавно Президент Украины подписал закон, направленный на обеспечение права на получение образования лицам, проживающим на территории проведения АТО. Объясните, пожалуйста, значение закона?
- Главная цель Закона - это предоставить возможность нашим ученикам на временно оккупированных территориях получить высшее образование в Украине, не обязательно сдавая ВНО. То есть выпускники этих территорий могут пройти государственную итоговую аттестацию и получить документ государственного образца о полном общем среднем образовании.
Эта аттестация - это такая себе контрольная работа. Ведь поскольку дети на оккупированных территориях не учатся по определенным в Украине учебными планами, то должны досдавать их здесь. И после этого выпускники смогут по желанию поступать в ВУЗы, находящиеся на территории Донецкой или Луганской областей, которые имеют перемещество на оккупированных территориях. При этом, они должны сдать вступительные экзамены.
Рядом с этим, также остается возможность поступления в ВУЗ для детей из оккупированных территорий по результатам ВНО (тем, кто его составил).
- Как будет проходить государственную итоговою аттестацию?
- У нас определены школы, где ученики с временно неподконтрольных территорий учились по экстернатной форме обучения и зарегистрировались на ВНО. Те ученики, которые не смогли зарегистрироваться на основную сессию ВНО, смогут принять участие в дополнительной сессии ВНО, которая будет проходить с 14 июня по 4 июля.
Со вступлением Закона в силу ученики смогут и не сдавать ВНО, а просто приехать в удобное для них время для прохождения итоговой государственной аттестации в школе.
- Сколько учеников области приняли участие в ВНО?
- У нас было зарегистрировано 11 тыс. 229 участников тестирования, приняли участие 10 тыс. 119 учеников, из них почти 9 тысяч выпускников 2016 года, остальные выпускники прошлых лет. Это - 94,6%, и это очень высокий процент даже в сравнении с другими областями Украины. Из временно оккупированных районов Донецкой области участие в ВНО приняли 596 выпускников. При этом, во внешнем независимом оценивании по украинскому языку и литературе приняли участие 90% от зарегистрированных учащихся с временно оккупированных территорий.
Всего в 2015-2016 учебном году в школах дистанционно экстерном обучалось около 1800 человек с неподконтрольных территорий. В конце учебного года они должны были приехать в учебное заведение, чтобы досдавать все необходимые экзамены.
В этом году, как и прошлом, мы также проводили активную работу со всеми службам, которые касаются пересечения линии разграничения - пограничниками, военными, миграционной службой - чтобы обеспечить беспрепятственное пересечение учениками пунктов пропуска и своевременное прибытие на ВНО.
- Возникала ли такая проблема, когда выпускник, которому исполнилось 16 лет, въезжал на подконтрольную территорию по удостоверению о рождении, а обратно не мог уехать, потому что у него нет паспорта?
- Такая ситуация могла возникнуть только, если вдруг во время сдачи ВНО учащемуся исполняется 16 лет. Но мы и это предусмотрели: если такое происходило, то мы обращались в миграционную службу, учащимся выдавались временные справки, с котороми они могли уехать обратно. Кроме того, по желанию им сразу в ускоренном режиме изготавливались паспорта. Но здесь речь может идти лишь о единичных случаях.
В целом же, выпускники заботились об этом заранее: если им исполнялось 16 лет, то они сразу оформляли паспорт, чтобы не возникло потом проблем с пересечением линии размежевания. Таких случаев не было, чтобы кто-то, кому раньше исполнилось 16 лет, приехал для сдачи ВНО без паспорта.
- Вы упомянули о дистанционном обучении, что оно собой представляет?
- Сейчас дистанционное обучение для школьников не является системной платформой на государственном уровне. Но сама жизнь нас заставила этим заняться, хотя это и произошло более "кустарным" способом, на волонтерских началах. У нас были учителя, у которых есть свои блоги, страницы в Интернете, там могли регистрироваться дети и получать задания, материалы и разъяснения он-лайн.
Однако само по себе дистанционное обучение предполагает совсем другое, это должно быть введено в систему. И сейчас наш Институт последипломного педагогического образования занимается тем, чтобы запустить уже настоящее дистанционное обучение. Закуплена платформа, разработаны контент, соответствующие методики и программы. Определены 5 школ, где будут работать подготовленные тарифицируемые учителя, они будут получать заработную плату. Весь процесс будет урегулированным. Ученики с оккупированных районов будут учиться, как и дети на контролируемой Украиной территории, весь материал будет обработан. Будет журнал, ведение всех записей. В группах будет около 30-35 учеников. То есть, как настоящая школа, только на расстоянии, дистанционная.
Эту систему мы планируем запустить с 1 сентября, Министерство образования и науки Украины работает в этом направлении. Возможно, эта форма дистанционного обучения будет введена только исключительно для детей с временно оккупированных территорий. И данный формат имеет множество перспектив для работы с детьми с особыми образовательными потребностями, одаренными детьми - по подготовке к участию в олимпиадах, конкурсах, разработке проектов Малой академии наук и многое другое. Поэтому, планируем развивать данное направление работы.. Ведь высшее образование можно получать дистанционно, то почему бы таким же образом не получать среднее? Этот опыт есть, его надо систематизировать, взять лучшее и ввести в систему.
- В чем заключалась "кустарность" этого дистанционного обучения?
- На государственном уровне эта форма обучения до сих пор не закреплена. И поэтому после дистанционного обучения по сей день никто еще не выдавал аттестат о получении полного среднего образования. Ребенок все равно должн был приехать на эту территорию через множество блок-постов, сдать все итоговые работы и получить аттестат. Такого еще нет, чтобы ученик учился дистанционно и не был вынужден еще сдавать письменные экзамены, контрольные работы.
Кроме того, учителя фактически работали на волонтерских началах, они не обязаны были это делать и не получали за это никакой платы.
Также не было как такового контроля над этим процессом, реальная работа учителя все же не была такой ощутимой.
- А можно будет присоединиться к такому дистанционному обучению со середины учебного года?
- По нормативным документам Министерства образования и науки Украины зачисляться на дистанционную форму обучения можно только до конца семестра. И ученики с оккупированных территорий все равно должны приезжать сюда и сдавать экзамены.
- А их можно будет за что-то исключить из этой "дистанционной" школы?
- (Смеется). Собственно, мы о таком даже и не думали. Или ребенок учится, проходит соответствующее количество занятий, или не учится.
- В случае, если дети с оккупированных территорий, например, в апреле решают, что надо все-таки получить украинский аттестат, и в мае приезжают на ВНО, такое возможно?
- В этом случае им нужно зачисляться на экстернатную форму обучения. Ученик с неподконтрольных территорий должен быть зарегистрирован у нас, как ученик какой-то школы.
- Сколько учащихся планируете охватить дистанционным обучением?
- По нашим оценкам, если мы запустим этих 5 пилотных школ, то они смогут охватить 2500 детей. Если будет запрос, эта форма получит популярность, то мы сможем приказом еще и не одну школу "открыть" - то есть, дать возможность школам вести дистанционное образование.
- В подписанном Президентом законе также говорится об оказании поддержки перемещенным с временно оккупированной территории высшим учебным заведениям. О какой поддержке идет речь?
- Следует понимать, что эти перемещенные высшие учебные заведения - это фактически только люди. Что они успели взять с собою, то взяли. А кто-то вообще с одной сумкой успел уехать. Материально-техническая база, лаборатории, литература - все осталось там. Преподаватели фактически переехали на пустое место.
Всего с оккупированной Донетчины выехали 10 ВУЗов - 7 на подконтрольную территорию Донецкой области и 3 - за пределы области. Им было предоставлено помещение в бесплатную аренду (или аренду за 1 грн в год), но они, по сути, так и остались без материально-технической базы.
И в законе собственно речь идет о - целевой государственной субвенции, например, в область, чтобы она могла их финансировать (потому что вообще-то ВУЗы финансируются из государственного бюджета). Кроме того некоторые вузы подчиняются различным Министерствам и ведомствам (Донецкий национальный медицинский университет - Министерству здравоохранения, Донецкий юридический институт - Министерству внутренних дел Украины). Где-то нужно провести ремонт помещений, где-то закупить и тому подобное.
Наряду с этим, мы будем оптимизировать профессионально-техническое образование в области. И поэтому будут высвобождаться помещения, которые находятся в государственной собственности. Думаю, эти помещения можно будет также передать перемещенным ВУЗам.
- Оптимизация профтехобразования, что она представляет собой и с чем связана?
- На сегодня на территории области есть 46 профессионально-технических училищ и лицеев. Это многовато. Они не заполнены: там, где может обучаться 1000 человек, обучается 300-400.
Это не будет простое сокращение. Как сообщили нам в Минобразования, мы можем сократить только до 10% от общего количества. Однако, мы и не очень стремимся сокращать, поскольку надеемся, что в скором будущем наступит мир и Донбасс надо будет восстанавливать быстрыми темпами. И тут возникнет потребность именно в специалистах рабочих профессий.
- Каких еще кадров не хватает в области?
- Прежде всего, нам не хватает госслужащих. Например, в нашем департаменте нет юриста. Не хватает учителей, в частности, иностранного языка, информатики, физики, географии. Хотя это проблема по всей Украине.
Однако нам очень не хватает действительно рабочих профессий. С одной стороны говорят: чего профтехобразование продуцирует рабочих, куда они пойдут работать? А с другой, когда мы сегодня поставили вопрос, что нам нужно быстрыми темпами отстраивать образовательные учреждения , например, опорные школы, то есть опасения, что мы не сможем найти мощные строительные организации. Их оказывается не так и много. Есть опасения, что на тендеры на реконструкцию опорных школ придет не много участников. А нам нужно, чтобы над одной опорной школой работали не менее 150 человек, чтобы быстро все завершить до начала нового учебного года.
- В отношении учителей, которых не хватает. Представители общественности Донетчины жаловались, что в школах остались работать учителя, которые симпатизировали сепаратистам, пропагандировали идеи "ДНР". Насколько это соответствует действительности?
- Лично меня не было в то время, когда это происходило. Я возглавила департамент полгода назад. И все время только слышу такие разговоры: вот такое было, это было... Не раз говорила на встречах с активистами, общественностью - давайте материалы, фамилии. Для этого у нас есть СБУ, прокуратура. Директор департамента - это не тот орган, тот человек, который за сепаратистские настроения может увольнять.
- Разве у директора департамента образования нет никаких инструментов по этому поводу?
- К сожалению, пока нет. Директор департамента в соответствии со своими полномочиями вообще не увольняет и не назначает на работу. Он лишь контролирует и координирует. Школы принадлежат отделам образования, отдел образования непосредственно подчиняется мэрии или городским и районным администрациям.
Директора увольняют органы управления образованием городских советов и райгосадминистрации, в зависимости от того, как прописано в положении. А начальника отдела образование освобождает мэр уже по моему согласованию.
- Очевидно, что не во всех случаях есть какие-то доказательства. Но ведь все знают, что этот человек в школе пропагандировала за "ДНР", распространял среди учеников эти идеи, а сейчас продолжает преподавать. Это же не допустимо? Неужели нельзя это решить как-то без СБУ?
- Конечно, это не допустимо.
В определенной степени все зависит от личного волевого решения директора. Ни один учитель не смел бы этого делать, если бы директор был тем человеком, который был бы на месте.
Ну нет у нас в кодексе закона о труде статьи за сепаратизм. А так - только через суд.
И надо понимать, что никто сейчас себя уже так не ведет - все эти люди притихли и работают. Они же как говорят: каждый имеет право на ошибку. Признали свою ошибку и работают, нареканий сейчас на их счет нет. На сегодня время уже немного упущено.
В то же время, учителя сегодня также можно уволить по результатам аттестации, которая проводится каждые 5 лет.
Имеет значение и мнение родителей, когда они собираются и говорят: мы знаем, что наш учитель делал то и то, и потом пишут заявление директору, что они не хотят, чтобы этот учитель учил их детей. И на основании родительского заявления директор может уволить учителя. Обычно назначается проверка, и затем увольнение.
Все зависит от родителей, они наши заказчики. Они или хотят, чтобы их дети учились в украинском духе, были сознательными патриотами, или просто закрывают глаза, мирятся с тем, что было.
Лично мне не известны факты, чтобы были уволены учителя за сепаратизм в Донецкой области.
- Вы уже упомянули об опорных школах. В этом году в Донецкой области планируется открыть 21 такую школу. Расскажите, пожалуйста, в чем суть опорной школы? Это будет строительство новых или реконструкция существующих?
- Сегодня говорить о строительстве новой школы нет смысла, поскольку школы в области и так не заполнены на 100%. Имеем построенные школы и в сельских районах и в городах, где учится много детей, чуть больше сотни.
И именно поэтому речь идет об оптимизации этих школ, которые, если так можно выразиться, затратные - большие средства уходят на коммунальные услуги, у учителей нет полной нагрузки. Собственно, это касается не только Донецкой области, но и всей Украины.
Сейчас в стране идет административно-территориальная реформа, создаются общины. Деньги теперь не будут идти в одну корзину, а - на общины. И каждая община должна научиться распоряжаться, считать свои средства. Если в этой общине есть несколько десятков таких школ, как упоминалось выше, то они не смогут их финансово содержать.
И поэтому мы просчитали наперед и обратились к доброй практики образовательных округов. Прежде всего, эта практика касается общины в сельской местности, где не так много детей но много школ и их нужно оптимизировать. То есть, существует школа, которая будет 3-й степени, 1-3 степени - это будет опорная школа. Она будет иметь филиалы, которые представляют собой школы с меньшей степенью. Таким образом, если одна признана, например, школой 3-й степени (9-11 классы), то другие школы будут 1-й степени (1-4 классы) или 2-й степени (5-9 классы).
На Донетчине все опорные школы будут 1-3 степени. Они будут иметь филиалы. Некоторые из этих филиалов-школ на данный момент 1-3 степени, однако станут 1-2 степени, некоторые школы 1-3 степени станут школой 2-степени. Опорная школа будет иметь около 3 филиалов. В этих филиалах не будет директора, а будет работать только заведующий этой школы. Директор опорной школы принимает на работу и увольняет тех, кто работает в филиалах.
Опорные школы будут находиться во всех районах Донецкой области. В каждой из них должно обучаться не менее 360 детей.
Реформы в образовании надо с чего-то начинать. И опорные школы станут нашим первым шагом в этом направлении. Из областного бюджета в среднем выделяется около 20 млн грн. на каждую опорную школу: термомодернизация, улучшения материально-технической базы, внутренний ремонт и тому подобное. Ведь у нас школы просто не выдерживают никакой критики: начиная от школьного двора и заканчивая туалетом. Это просто ужас. Таким образом, будет сделано и оптимизацию сети школ и улучшение качества предоставляемых ими услуг.
Также в опорных школах будут обучены инновационным методам учителя. Для этого будут созданы все условия: мы закупим цифровые лаборатории для кабинетов физики, химии, биологии, лингафонные кабинете для изучения иностранного языка, интерактивные доски и тому подобное. Донецкий областной институт последипломного педагогического образования с привлечением киевских и львовских специалистов приедут сюда и поделятся своим опытом. Отдельно будут проведены курсы переподготовки учителей, чтобы они смогли пройти через эту новую философию в образовании. Возможно, и новых учителей наберем, нам интересны молодые люди.
- На недавней коллегии Донецкой ОГА глава области Павел Жебривский остро раскритиковал мэров и руководителей райгосадминистраций за то, что те не уделяют нужного внимания опорным школам. По его словам, в настоящее время проектно-сметная документация на опорную школу сделана лишь в Константиновском районе, сроки по тендерам срываются. Есть угроза, что опорные школы не откроются 1 сентября?
- Да, пока проектно-сметная документация сделана только по одной школе. Все уверяют, что до конца мая будет подано больше проектов. Сейчас уже вызревает проект в Новогродовке, Авдеевке, Краматорске, Славянске. Но нужно сделать экспертные выводы, это также тянет время. Мэры и руководители райгосадминистраций конечно затянули процесс, они должны были начать еще в феврале готовить документы.
Сразу после представления проектно-сметной документации объявляется тендер (а через Prozzoro это быстрее, чем тендерные закупки вообще) и начинаются работы. В некоторых школах часть работ уже выполнена в прошлом, там будет быстрее.
Мы заранее подумали о том, что через эти проволочки своевременное открытие некоторых школ может быть под угрозой. Решено, что до 1 сентября обязательно должны быть сделаны все внутренние работы, которые мешают учебному процессу, а дальше, например, если нужно утепление фасада, то его можно делать и во время учебного процесса.
Люди здесь очень боятся ответственности, для них это все равно, что брать какой-то груз на плечи. Я долго работала на должности начальника управления образования во Львове, а до этого я была директором школы, которую достраивали до 1 сентября. Поэтому я знаю, что за 3 месяца это можно сделать, и меня не обмануть. Мне очень хочется, чтобы опорные школы заработали на Донбассе, чтобы дети региона могли приобретать действительно качественное украинское образование.
Укринформ
Якщо ви хочете залишити коментар, прохання авторизуватися або зареєструватися.