22 лютого 2020   22:59   2663

Война в театре и в жизни. За что ударили актера?

Писатели, художники, музыканты, режиссеры реагируют на войну на Донбассе своим оружием - словом, кистью, песней.

И получают разный фидбек от слушателей/зрителей. Например, недавно в одном из киевских театров актер после спектакля, в котором играл роль российского военного получил...удар в лицо. О подробностях инцидента и как современный театр рефлексирует на события, связанные с войной, разбирался "ОстроВ".

"Серая зона" на сцене

Роман Андрея Куркова "Серые пчелы" вошел в шорт-лист "Книга года BBC-2018". Спектакль режиссера Виталия Малахова - не в полной мере отражает роман, поскольку Курков написал на его основе отдельную пьесу, с идентичным названием, оставив двух главных персонажей и добавив других лиц.

"Это книга о "серой зоне", которая может быть внутри или вокруг человека. О том, каково влияние окружения – и политического, и социального – на жизнь человека, живущего в местах, где не хватает инициативы, мыслей, цветов. То есть в принципе, где не ощущается страна, а чувствуется только территория", - цитируют Куркова в аннотации к спектаклю.

В центре сюжета - Сергеевич (Богдан Бенюк) и Пашка (Владимир Бойко). Они остались одни на все село, находящееся в "серой зоне", а потому в гости могут заглянуть как украинские бойцы, так и "вежливые люди".

Роль российского военного Владлена, заглянувшего на огонек к Пашке, сыграл Артем Мяус. Образ его персонажа - максимально отталкивающий и вызывающий самые неприятные эмоции. Всё по законам жанра, как говорится. Градус негативных эмоций возрастает, когда Владлен напевает песню про "вежливых людей". И недавно актеру пришлось поплатиться за своего персонажа, в прямом смысле, здоровьем.

Как рассказал Артем Мяус "ОстроВу", после спектакля он шел домой. Уже практически возле станции метро к нему подошла женщина (которая была на спектакле с компанией), и искренне поблагодарила артиста… "Так часто бывает после спектаклей. И вдруг мужчина из их компании подходит ко мне, и с криками "Пропаг..н" бьет меня в лицо. Его сразу же стали унимать, а женщина - извиняться за него", - говорит Артем.

Подобная ситуация, мягко говоря, вызывает шок. Если на сцене или на экране мы будем смотреть на однообразных позитивных героев, без отрицательных образов, - тогда это уже не драматургия, поскольку нет конфликта. Профессия артиста предполагает исполнение разных ролей: от омерзительных до самых мимишных - это часть их профессионального роста. И, конечно, удар по носу для Мяуса - подтверждение его мастерства на сцене. Хотя сам артист признается, благодарность принимать куда приятнее.

"Серые пчелы" - не декларативный спектакль, и тем более не пропагандистский. И это не документальный театр. Это история про Украину, где идет война. Но режиссер очень деликатно и тонко выбирает интонацию для разговора со зрителем. Без черно-белых тонов, то есть нет прямого разделения на своих и чужих, потому что выжить в "серой зоне" - осознанный выбор.

По сути, "серая зона" в спектакле - это не только прифронтовой поселок. Это реалии масштаба всей страны, где люди вынуждены приспосабливаться к обстоятельствам. А как их выгодно использовать - прислуживать или оставаться на своей позиции и пытаться что-то изменить – это уже зависит от гражданской позиции, ответственности.

Документальный театр

В начале военных действий на Донбассе, в Киеве активно и откровенно на эту тему со зрителями говорили в "Театре Переселенца" в жанре документального театра. Про боль, страх, насилие, бесправность и психологические травмы. Это были очень тяжелые по эмоциональному восприятию спектакли и перфомансы, но крайне нужные и важные. Для того, чтобы проговорить острые вопросы в обществе, а не где-нибудь на кухне.

Частично такой формат "проговаривания" конкретной проблемы апеллирует к арт-терапии, где посредством театральных инструментов актеры и зрители вовлечены в процесс спектакля. И в этой художественной реальности они могут переживать те эмоции, которые невозможны в реальности. Например, зритель сопереживает персонажу, отождествляет себя с ним, примеряет на себя его поступки и мысли. Как результат - рефлексия зрителя, которая, кстати, может не сразу быть явной, но алгоритм уже запущен.

В этом же ключе можно вспомнить постановку в 2015 году пьесы "Ополченцы" киевского "PostPlayТеатр". В основе пьесы было интервью реального человека из Донбасса, который воевал там на стороне боевиков. “Дешевая война получилась - за еду и сигареты", - резюмирует герой спектакля, подводя своеобразные итог своих размышлений о бессмысленной войне на Донбассе.

Однако сейчас тенденция говорить о происходящем на Донбассе на художественном языке становится в театре более акцентированной. Как писал "ОстроВ", спектакль "Плохие дороги" в Киевском театре драмы и комедии на Левом берегу был признан лучшим по версии фестиваля-премии GRA, а его автор Тамара Трунова- лучшим режиссером. В основе - тексты Натальи Ворожбит. Она написала ее, когда собирала истории реальных людей, работая над сценарием "Киборгов". Поэтому жесткость и некомфортная правда реальных будней на востоке страны не всем зрителям по вкусу. Этот спектакль, где представлены образы разных сторон и слоев общества, можно считать адекватной рефлексией украинского театра на тему войны. Однако вопрос о готовности зрителя к принятию такого непривычного для традиционного театра спектакля, как показал случай с Мяусом, пока остается открытым.

"Пекло" в Молодом театре

В Национальном академическом Молодом театре можно увидеть два спектакля, апеллирующих к войне на Донбассе. Оба - в пределах малой сцены. Это абсолютно разные постановки по жанру, эмоциональному восприятию и эстетике.

Например, "Саша, вынеси мусор" - драма Натальи Ворожбит, которую режиссер Тамара Трунова сделала настолько проникновенной, чтобы каждый в зале осознал, как это потерять близкого человека.

В спектакле нет прямой отсылки к Донбассу, но это понятно без акцентов. Слишком очевидна правда. Черный юмор на грани абсурдистской экспрессии завлекает зрителя в какой-то параллельный мир. Саши уже нет в живых, но он еще есть в сознании близких, их разговорах. Трунова создает иллюзорно-виртуальный мир сквозь трагедию в реальной жизни, от которой нельзя сбежать. Комизм каких-то бытовых моментов иногда выходит на первый план, оставляя словно фоном невосполнимую потерю.

Еще один спектакль, который, честно говоря, вызывает неоднозначную реакцию среди зрителей, - "Ласкаво просимо до пекла". Именно эти слова были на въезде в ныне оккупированную Горловку в 2014-2015 годах.

Российский драматург Владимир Зуев в 2006 году написал пьесу «Мамочки» о российской войне в Чечне, акцентируя на состояние матерей, чьи сыновья погибли в той войне. Режиссер Андрей Билоус решил перенести этот материал в украинский контекст. Жестко, откровенно и даже с завуалированным патриотизмом. Именно последняя ценность воспринимается разным зрителем по-разному: одни считают это манипуляцией, другие - осознанной правдой. Не случайно в аннотации к программе указано, что несовершеннолетним, лицам с нестабильной психикой и экзальтированным псевдопатриотам просмотр не рекомендуется. Наверное, еще и потому, что на сцене звучит мат, русский язык и документальные материалы.

"Стена" у франковцев

В Национальном театре им.И.Франка рефлексия на происходящие события на Востоке страны, представлена в разных формах и смыслах. От классики до современности с точки зрения материала и формы. Например, такие спектакли как "Три товарища", "Все мои сыновья" не прямо, но косвенно апеллируют к сегодняшним реалиям.

Еще ближе - спектакль "Война" на малой сцене, где нет конкретных отсылок к Донбассу, а акцент на последствиях войны. Обесценивание морально-этических норм на примере одной семьи раскрывает целый пласт искалеченных жизней.

Однако наиболее мощным и "взрывным" спектаклем в этом театре можно смело считать - "Стену". Во-первых, в основе - пьеса Любови Якимчук, которая родом из Луганской области. Она автор книг "Как мода" и "Абрикосы Донбасса". Первая из этих книг была награждена тремя украинскими национальными премиями. Во-вторых, режиссер-постановщик - Томас Меттлер - из Швейцарии, он не только представляет свое видение данного материала, но и показывает зрителю европейский театр. Меттлер учился в школе Марселя Марсо в Париже, после чего стал сторонником физического театра. В его портфолио много авторских проектов, в которых танец и театр соединены с импровизацией.

Пластика, танец и мимика - основные слагаемые актерского исполнения на сцене. Приведения-люди на фоне разрушенной стены хотят нормальной жизни, несмотря на страх, руины и боль. Трагедия войны подана на контрасте с мирной территорией, где молодежь охотно делает селфи на фоне стены отчуждения.

В спектакле абсурдистские мотивы гармонируют с героями пьес Уильяма Шекспира. И потому в финале перед зрителем "оживают" королева, король, шут и другие. Театр в театре, как метафора веры в гуманность и добро, способных разрушить стену непонимания и отчужденности.

Украинский театр реагирует на ситуацию в стране в разных форматах, каждый из которых показывает определенный срез проблем, так или иначе, связанных с войной. И аншлаги на подобных постановках, несмотря на разные отзывы зрителей, - показатель востребованности сознательной рефлексии украинского театра.
Kramatorsk.INFO
Додати коментар

Якщо ви хочете залишити коментар, прохання авторизуватися або зареєструватися.

Останні новини: