Трое краматорчан рассказали о том, почему в их семьях именно они "сидят" с детьми, как у них рапределяются обязанности папы и мамы, и как к этому относятся окружающие.В последнее время все чаще поднимается тема важности и необходимости “декретных” отпусков для мужчин.
Для европейских стран с их более гибкой законодательной базой такое явление уже привычно. Наше же общество медленнее отказывается от укоренившихся издавна представлений о женской роли “хранительницы домашнего очага” и сугубо мужской роли “добытчика”.
Истории отцов, решивших уйти в отпуск по уходу за ребенком, из других регионов Украины вдохновили нас на поиски таких пап в нашем городе.
И хотя папы, с которыми мы познакомились, в данный момент не находятся в таком отпуске официально, они, как правило, в большей степени, чем их жены, “хранят свой домашний очаг”: занимаются домашними делами, “сидят” с детьми и не видят в этом ничего необычного.
Сергей: “Никто ж и не запрещал отцам уходить в отпуск по уходу за детьми”

У Сергея и Анны двое дочерей - Виктория и Вероника. Сейчас девочкам 12 и 11 лет. А своим правом на отпуск по уходу за ребенком Сергей воспользовался еще в далеком 2014 году, когда младшей дочке исполнилось 2 года.
До того времени и со старшей, и с младшей в отпуске была жена. А выйти из него ей пришлось, потому что на работе предложили повышение - должность управляющей отделением банка. Так на семейном совете и решили - с детьми останется Сергей.
“Никто ж не запрещал отцам уходить в отпуск. Просто на тот момент мало, кто знал о такой возможности. Я же иногда законы читаю и вот воспользовался - ушел в отпуск по уходу за ребенком до 3 лет”, - говорит Сергей.
По его словам, особых трудностей в оформлении не возникло. Он работал тогда в Донбасском институте техники и менеджмента (ДИТМ) экономистом.
“Пришел, сказал, что беру отпуск на год по уходу за детьми. Никаких проблем! Сказали: “Хорошо”. Подписали заявление и отпустили”, - вспоминает Сергей.
В их семье как-то изначально сложилось, что обязанности по дому распределялись равномерно.
А когда появилась такая долгожданная первая дочь, Сергей с головой ушел в семейные хлопоты и заботы. Забот прибавилось с появлением второй, не менее желанной дочери.

“Я себя в тот период вообще от всего и всех оградил, и занимался только детьми. Полноценно участвовал в уходе за дочками с самого их рождения. Так что, и смесь сделать, и подгузник поменять, и ногти накрасить, и разнять, и помирить - это я с легкостью могу, - улыбается Сергей и продолжает: - Жена, когда в банк вернулась, работала целыми днями и допоздна, детьми занимался я. И нормально справлялся.
Единственная проблема была с прогулками. У меня ДЦП, мне трудно быстро передвигаться. Они ж в маленьком возрасте могут удирать. Мне их сложно было догонять. Поэтому выручала няня”.
Через год Сергей вышел из отпуска, но ему пришлось уволиться из ДИТМа. По его словам, увольнение никак не было связано с предшествовавшим отпуском.

Он открыл предпринимательство и занялся близкой для себя деятельностью - установкой ручного управления для автомобилей. Но через некоторое время предпринимательство пришлось закрыть из-за увеличившихся налогов.
Сейчас он нигде не работает, с иронией говорит, что находится в поисках себя. И продолжает все так же заниматься дочерьми и домашним хозяйством.
“Жена ушла из банка. Сейчас работает замдиректора по хозчасти в школе. Дети учаться там же. Я получаю соцвыплаты по инвалидности.
Но дело вовсе не в инвалидности. По моему мнению, нет разницы, кто ухаживает за детьми - мама или папа. И папа в “декрете” - это абсолютно нормально.
Из минусов, по своему опыту могу сказать, что мозг, конечно, “взрывается” иной раз. Сначала капризы детские. Помню, было, и не слушались, когда совсем маленькие были, и любили друг друга “помесить”... Давно это было… Но даже сейчас иногда дочки не слушаются. И мозг продолжает “взрываться” уже от новых задач. Тем более у старшей уже начался подростковый возраст. Много всяких нюансов, как у всех наверное…
Но вот большой плюс для меня - я всегда в курсе детских дел. Это важно. Ведь так и должно быть, по-моему”, - рассказывает Сергей.

А по поводу стереотипов и предубеждений окружающих говорит, что его с детства приучили не обращать внимания на то, что говорят другие. Но, в целом, с непониманием или осуждением их семейной ситуации он не сталкивался.
“Если и сталкиваюсь с чем-то похожим на предвзятость, то чаще и больше из-за инвалидности. Помню вот даже, когда с женой познакомились, некоторые ее отговаривали: “На фига он тебе нужен? Ты ж с ним не проживешь”. В общем, много чего слышал. Но мы поженились и живем уже 15 лет, как говорится, душа в душу.
А кто у нас “добытчик”, кто остается с детьми, в такие нюансы мы никого не посвящаем. Что у нас происходит, знают только самые близкие - это моя мама и родители жены. Они нас поддерживают. И никто меня не упрекает, мол, ты должен работать, а жена дома сидеть. В этом смысле, у нас все в порядке”, - подытоживает свой рассказ Сергей.
Андрей: “В рыболовную школу детей приводят мамы! А где же папы вообще?!”

Семья Андрея состоит из четырех человек: жена Елена и два сына - Миша и Максим. Мальчикам сейчас 13 и 8.
Андрей никогда не был в официальном отпуске по уходу за ребенком. Но часто их дом и дети остаются на нем, потому что жена периодически уезжает на заработки в Польшу.
“Вы знаете, когда родился первый, как оказалось, я был к нему не готов, - начинает свой рассказ Андрей. - Миша был долгожданным и запланированным ребенком. Да и возраст у меня был вполне сознательный - 25 лет. Но молодость, видимо, брала свое. Хотелось развлечений. Поэтому на жене тогда многие хозяйственные заботы лежали. Я как-то, в основном, на работе хлопотал. Старался заработать. А вечерами мне, конечно, и пива попить хотелось, и с друзьями посидеть”.

Тяжести бессонных ночей Андрей помнит по сей день. Но со временем все устаканилось. И когда через пять лет появился младший Максим, по словам Андрея, психологически ему было легче, ведь опыт с первым ребенком помогал.
Андрей работал продавцом в магазине бытовой техники. Потом сменил работу на более прибыльную. Стал работать в одном из магазинов в парке. Хоть график работы тогда был изнурительным (работать приходилось с 10.00 до 24.00 понедельно), но за два сезона работы там Андрей накопил на первую машину - “копейку”. На ней и пошел работать торговым агентом.
“А в 2013 году, когда родился младший, мы переехали из однокомнатной в трешку. Покупал ее в рассрочку. И как раз доллар подскочил сильно. Очень нервничал тогда, но долг отдал вовремя, - рассказывает Андрей и с усмешкой добавляет: - Когда последние 100 долларов отдал, прям расписку свою целовал на радостях. И радовался своему большому жилью. Оно, правда, было “убитым” в хлам, но меня радовало, что оно у нас есть”.

Ремонт в квартире делали поэтапно, он затянулся на несколько лет. Андрей говорит, что отчасти это и послужило причиной тому, что жена уехала на заработки в Польшу.
“Это был последний рывок для завершения ремонта. Моей заработной платы не хватало на все. Хотя, надо признаться, по городу она у меня хорошая была. Но ее хватало, чтобы содержать семью, двоих детей, машину. А на ремонт все никак не получалось”, - объясняет Андрей.
К этому времени дети, конечно, подросли, да и в плане обязанностей тоже уже особого разделения на “женские” и “мужские” в их семье не было.
Поэтому, по словам Андрея, когда жена отсутствовала, каких-то сложностей в бытовом плане у них с сыновьями не возникало.
“Пожалуй, только по времени сложно было соединить работу и уход за детьми. Если выпадало работать в Краматорске, то домой мог заскочить наведаться, проконтролировать: поели-не поели, уроки сделали-не сделали и так далее. А когда работал в других городах, все решали с детьми в телефонном режиме. Да и сейчас так же все происходит”, - делиться Андрей
В этом году попробовал уехать на заработки в Польшу и он. Но его не устроили условия работы, к тому же начались проблемы со здоровьем. Он вернулся.
“Сейчас у нас стабильный доход приносит в семью жена. Я подрабатываю на доставке. Еще пробую развивать домашнее копчение и вяление. Я это умею и люблю. Пока делаю копчености под заказ”, - говорит Андрей.
Он по прежнему много времени проводит с сыновьями и говорит, что они - неотъемлемая его часть. Их приобщил к своему увлечению - рыбалке. Сам он давно состоит в клубе рыболовов, а два года назад вместе с другими членами клуба открыл рыболовную школу для детей.

“И вот когда мы открыли рыболовную школу, столкнулись с тем, что детей, в основном, приводили мамы. И девочек, и мальчиков. Мы озадачились: “А где же папы вообще?!” И вот на почве таких наблюдений у нас возникла идея создания пространства для пап, где они могли бы интересно проводить время со своими детьми. Так и открыли в Краматорске “Тато Хаб”, - рассказывает Андрей.
Он считает, что совместное времяпрепровождение отцов с детьми очень важно как для детей, так и для самих отцов. И чем больше отца в жизни детей, тем лучше для всех.
Геннадий: “На самом деле, я не считаю, что есть мужская или женская работа”

У Геннадия с женой Катериной четверо детей: Кире - 7 лет, Мише - 5, Зое -3 и самому младшему Кириллу на днях исполнилось 2 года.
В их семье с детьми “сидит” именно он. Геннадий айтишник и работает удаленно. А Катерина активно развивает свое дело. Она тренер и руководит фитнес-центром. И очень много времени проводит на работе.
Геннадий говорит, что после открытия центра в Краматорске ему стало ощутимо тяжелее. Особенно, когда младший Кирилл еще не ходил в садик.
Сейчас Катерина уже может выкроить себе пару выходных в неделю. Но эти пару дней Геннадий называет “условными выходными”: ей постоянно звонят, она занимается расчетами и многими другими рабочими делами, просто в эти дни она не проводит тренировки. В итоге, весомую часть домашней работы выполняет Геннадий.

“У моих родителей модель семьи была такой, что они делали все вместе, в том числе и домашнюю работу. Мне такая модель, в принципе, нравилась. И я ее хотел перенять. Но наверное не совсем получилось. Катя у нас большой любитель поработать, - смеясь, говорит Геннадий. - Я все-таки думал, что у нас будет более пропорциональное распределение обязанностей. Но… дети сами себя в садик не отведут, сами себя не накормят, сами себе не заплетут косички.
Да и представления об уровне комфорта дома у нас с Катей, скажем так, разные. Я, например, не могу жить, когда нужно через какие-то вещи переступать, чтобы добраться до кухни. Или если дети везде опаздывают. И я просто понял такой момент, либо ты это делаешь, либо это не делает никто”.
Они познакомились в университете. Тогда Геннадий получал три высших образования одновременно и работал на двух работах. Поэтому в плане активности они друг другу не уступали.
И с самого начала их совместной жизни так сложилось, что дел было много у обоих. Поэтому и четких границ в обязанностях не было никогда.
В то же время и острой необходимости в том, чтобы Катерина работала тоже не было. По словам Геннадия, она вполне могла бы не работать вообще.
“Но Кате работать хотелось всегда. Со старшей Кирой вообще на третий день после родов вышла поработать. Потом, уже со следующими, детьми такого экстрима не было. Сама поняла, что так нельзя. С ними брала перерыв на 2-3 недели. Еле выдерживала - так ей хотелось на работу.
Я ей говорил, что подстрахую. Конечно, не ожидал, что так придется “страховать, - улыбается Геннадий. - Одно время я переживал, что дети ее редко видят. Думал, будут сильно скучать. Но, на удивление, все хорошо в этом плане. И мне кажется иной раз, они маму воспринимают так, как в других семьях воспринимают папу”.

Его день очень похож на “классический” день работающего дома.
“Утро мое начинается в 07.30-8.00. В общем, детей поднимаю, собираю, заплетаю косички, развожу в садик и школу. Потом у меня есть несколько часов, чтобы позавтракать и поработать. Потом после 13.00 начинается у нас развоз по кружкам. А кружков у нас космическое количество.
Тут Катя присоединяется. Потому что охватить их все самому не реально. Кира и Зоя ходят на черлидинг и в театральную студию, потом бассейн. Зоя еще на музыку ходит, на фигурное катание. Миша на хоккей.
Вечером я же их кормлю и купаю, и всех выслушиваю, и спать ложу.
Как-то так “жонглирую” в течение всего дня.
И где-то в 21.00 вот она - жизнь! Гуляй-не хочу!” - смеется Геннадий.
Недавно он занялся гидроизоляцией подвала, чтобы сделать там себе столярную мастерскую. Он увлекается работой по дереву. И вечера, если получается, любит проводить там. Уже успел смастерить кровать в детскую и домик для игр детей во дворе.

Но времени на увлечения не хватает, как не хватает его и на работу. По его словам, сейчас он вынужден работать в три-четыре раза меньше, чем до открытия фитнес-центра жены.
“Я, конечно, поддерживаю ее увлечение и развитие, но то, что у нас происходит, думаю, это другая крайность. Надо уметь как-то лимитировать и балансировать. Но у Кати пока так не получается.
Отношусь с юмором, иногда ругаюсь, иногда не ругаюсь - по-всякому бывает. Но мы ж христиане и нас учат терпению. И вот терпение, наверное, в конце концов на что-то такое выводит и дает свои результаты. Сильным давлением ничего получится добиться. Поэтому остается только ждать, когда у Кати все стабилизируется”, - говорит Геннадий.
Он считает, что то время, которое он проводит со своими детьми, в будущем обязательно даст свои плоды.
“Я стараюсь наполнять их день чем-то полезным и интересным. Проводить его качественно. Вообще стараемся с Катей детям дать разноплановое развитие. Все делаем для них”, - рассказывает Геннадий.
Они семьей много и часто путешествуют. И Геннадий шутит, что путешествия, пожалуй, единственный и действенный способ отвлечь Катю от работы.
“А в плане стереотипов и обязанностей у нас бывают споры, конечно. Например, спрашиваю: “Почему ты это не делаешь?” А Катя: “Что за гендерные стереотипы?!” Я: “Ах, так! Вот стоит машина, вот ключи. Садись и поезжай в сервисный центр колеса менять!”
Понятно, что она этого делать не будет. Поэтому у нас так и есть - и “мужская” работа на мне, и “женская”. Это иносказательно. На самом деле, я не считаю, что есть мужская или женская работа. Просто все обязанности все-таки распределяться должны равномерно.
Что касается нашего окружения, в целом, с каким-то предвзятым отношением или критикой относительно наших распорядков не сталкивался. Все относятся с пониманием, наверное даже сочувствуют”, - заканчивает свой рассказ Геннадий.
Истории наших героев очень показательны: и в плане внутренних, и в плане внешних факторов переосмысления социальных ролей женщин и мужчин.
По нашему городу как таковых данных о количестве мужчин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком, нет. Но ориентировочную картину можно представить по данным Управления труда и социальной защити населения о количестве мужчин, получающих помощь при рождении ребенка.
По этим сведениям, сейчас в Краматорске из 3743 получателей выплат всего 167 мужчин.
Недавно принятый в Украине Закон “О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно обеспечения равных возможностей матери и отца в уходе за ребенком”, официально уравнивающий права отцов и матерей, облегчает процедуру оформления отпуска для отцов. И самое главное, дает родителям возможность самостоятельно выбрать, кто в их семье будет находится в отпуске по уходу за ребенком - папа или мама.
Ведь как бы общество, в целом, не относилось к идеям гендерного равноправия и равных возможностей для всех, но эти идеи, пусть медленно и не очевидно, уже вплетены в отдельно взятые жизни разных представителей этого самого общества.
Якщо ви хочете залишити коментар, прохання авторизуватися або зареєструватися.