9 вересня 2008   10:36   1676

Пакистан сменил «лицо»

Одержав уверенную победу на выборах главы государства, после оглашения официальных результатов Зардари станет первым гражданским лидером Пакистана.

По предварительным данным ЦИК Пакистана, новым президентом страны избран муж покойной Беназир Бхутто, сопредседатель Пакистанской народной партии Асиф Али Зардари. Он сменил на этом посту Первеза Мушаррафа, сложившего с себя полномочия 18 августа перед угрозой импичмента, инициированного парламентской оппозицией. Фактически, Пакистан «сменил свое лицо», но нет уверенности в том, что это поможет государству выйти из глубокого политического кризиса.

По данным избирательной комиссии Пакистана, Зардари набрал 281 голос из 426 в парламенте. Официальные же итоги выборов, как ожидается, будут оглашены в среду. Согласно пакистанской Конституции, президента избирают депутаты Национальной ассамблеи и Сената (нижней и верхней палат парламента), а также члены ассамблей всех четырех провинций страны.

В выборах принимали участие три кандидата: сопредседатель Пакистанской народной партии (ПНП) вдовец Беназир Бхутто Асиф Али Зардари, кандидат от Пакистанской мусульманской Лиги-Н (ПМЛН) Саид Уз Заман Сиддики и глава комитета сената Пакистана по международным отношениям, генеральный секретарь Пакистанской мусульманской Лиги-К (ПМЛК), ранее поддерживавшей Первеза Мушаррафа, Суед Мушахид Хуссейн.

Одержав уверенную победу на выборах главы государства, после оглашения официальных результатов Зардари станет первым гражданским лидером Пакистана.

Зардари считается проамериканским политиком. Во время отставки Мушаррафа, по словам соратников Зардари, его задачей было в ходе закулисных переговоров убедить главных союзников Пакистана — США и Саудовскую Аравию, что смена лидера не повредит отношениям двух стран. Теперь основные задачи президента - умело вести диалог с оппозиционерами, справиться с инфляцией, достигшей 25% в год, и усилившейся активностью террористов на северо-западе. Впрочем, по словам Зардари, главная цель достигнута - демократия в стране победила.

После избрания новый президент Пакистана подчеркнул готовность Пакистана продолжать чрезвычайно непопулярную в обществе кампанию по борьбе с исламскими экстремистами. Теперь у Вашингтона развязаны руки в борьбе против так называемых «афганских боевиков», которые, по мнению американской стороны, скрываются на пакистанской территории.

Так, еще до официальных выборов в Пакистане, 3 сентября, американские войска напали на приграничную деревню, расположенную на пакистанской территории. По версии военных США, эта деревня могла быть укрепленным пунктом боевиков, действующих в Афганистане. В результате, по данным пакистанской стороны, были убиты около 20 человек, в том числе женщины и дети. Можно предположить, что это была «проверка на лояльность» будущего руководителя Исламабада.

В общем, завершение выборов еще не означает стабилизации ситуации в регионе – ни политической, ни экономической.

Новому президенту будет непросто удержать в руках власть и сдержать взрывоопасную ситуацию в государстве: пакистанская экономика зашла в тупик. Темпы экономического роста замедлились, отток капитала продолжает расти, в стране острый дефицит электроэнергии.

В стране также растет популярность исламистов, использующих недовольство населения экономическим кризисом. Так, основным аргументом сохранения собственной власти перед Вашингтоном Мушарраф долго называл свою способность сдерживать радикальных исламистов и не упускать под их контроль ядерное оружие. Сможет ли повторить предыдущий опыт Мушаррафа и новый президент Пакистана Зардари – покажет время.

Но перспективы гражданских сил сохранить власть весьма туманны. После отставки президента Мушаррафа коалиция в лице ПНП и Пакистанской мусульманской лиги (ПМЛН), контролирующая большинство мест в парламенте - распалась. Поводом для разрыва стало нежелание ПНП дать согласие на восстановление в должностях главы Верховного суда Ифтихара Мухаммада Чаудхри и 60 судей, уволенных Мушаррафом в ноябре 2007 года за отказ признать законность его переизбрания на президентский срок 6 октября. Реальные же причины кризиса кроются в принципиальных разногласиях между ПНП и ПМЛН, представляющих политические кланы провинций Синд и Пенджаб, о форме будущей модели государственного управления. Глава ПМЛН экс-премьер Наваз Шариф отстаивает идею о сокращении властных полномочий президента в пользу премьер-министра и парламента. Лидер же ПНП Зардари готов несколько сократить полномочия президента в части контроля над формированием правительства, но идея превратить президента в представительскую фигуру для него неприемлема.

Навазу Шарифу остается рассчитывать лишь на формирование оппозиции в стенах парламента и за его пределами. Вполне вероятно, что в поисках союзников лидер ПМЛН постарается добиться поддержки исламистов. Еще в 1999 году Шариф, будучи премьером, пытался ввести в стране нормы шариатского правосудия. Нельзя сбрасывать со счетов и контакты политического окружения экс-премьера с «Джамаат-е Ислами» - ведущей исламистской партией Пакистана.

Если гражданским властям не удастся преодолеть парламентский кризис и добиться компромисса с оппозицией, то в процесс снова может вмешаться армия. То, что военные согласились с уходом Мушаррафа, ещё не означает полного контроля над ними со стороны правительства и парламента. Поддержка армией отставки Мушаррафа могла быть результатом негласного соглашения с лидерами оппозиции о сохранении существующего статус-кво. Неслучайно во главе пакистанских вооруженных сил остаются люди, назначенные Мушаррафом, наибольшим весом среди которых обладает начальник штаба сухопутных войск Ашфак Первез Киани. Так что жесткая реакция армии может стать неизбежной, в случае, резкого обострения политического кризиса в Пакистане, что снова поставит военных во главе государства.
"Главред"
Додати коментар

Якщо ви хочете залишити коментар, прохання авторизуватися або зареєструватися.

Останні новини: