29 січня 2009   10:30   1635

Кадры: Решают все

С момента подписания нового коалиционного соглашения в воздухе завис кадровый вопрос. По многим причинам без изменений в составе исполнительной власти обходиться не собирались. Вот только консенсус долго не возникал. Но, по слухам, он уже на пороге.

Поводов для того, чтобы верхи исполнительной власти пафосно воскликнули: "Так жить нельзя!" – имея в виду положение кадровых дел, более чем достаточно. Часть из них – вполне объективные обстоятельства. Главное среди них – все-таки недавно сформированное парламентское большинство. Несмотря на то, что вскоре после подписания коалиционного соглашения соратники Владимира Литвина заняли несколько интересных постов (включая, например, кресла главы Госкомрезерва и генерального директора "Укрзалізниці"), на этом квота БЛ, скорее всего не исчерпана. Вторая объективная данность – фактическая "обезглавленность" ряда государственных органов. С января прошлого года в воздухе зависли назначения глав СБУ, Антимонопольного комитета, Госкомтелерадио. В декабре 2008 Верховная рада сместила с поста главы ФГИУ Валентину Семенюк, в январе 2009 – отменила собственное постановление о назначении Владимира Стельмаха главой правления НБУ. Одним большим кадровым вопросом на некоторое время стала таможня: Валерия Хорошковского еще не успели уволить, как президент тут же нашел ему новое место (впрочем, Кабмин тоже не сплоховал). Такое количество свободных и спорных вакансий не может не разбудить аппетиты заинтересованных лиц, тем более что рано или поздно назначать кого-либо все равно придется. Еще следует учесть то, что помимо объективных причин, хватает еще и полусубъективных: возможное перераспределение портфелей внутри НУ-НС-квоты, связанное с "расслоением" фракции; необходимость вознаградить усилия верных соратников и ситуативных сторонников; перемены по оси "личные симпатии/антипатии" премьера или президента. Посему, борьба за портфели рискует превратиться в захватывающее действо.

Символом перехода вялотекущей борьбы за посты на острую стадию могла бы стать отставка Валентины Семенюк, если бы это событие не пришлось на конец года, когда развитию идеи рокировок помешали праздники. Поэтому началом конца кадрового перемирия можно посчитать внеочередную сессию ВРУ, решившую на некоторое время "вопрос Стельмаха". Сторонники отставки главы НБУ банально не дождались планового пленарного заседания: в начале января Владимир Литвин отметил, что среди первых вопросов, которые будут решаться в феврале – новые назначения. Слова спикера с большей долей вероятности касались "позабытых" постов в комитетах. Но и Кабмин ожидает плановое "перетряхивание". Во всяком случае, Александр Турчинов подтвердил, что в ближайшее время этот вопрос будет поднят на Совете коалиции.

В кадровом переделе, ожидающем украинскую власть, существенным моментом являются мотивы интереса к тому или иному посту. Грубо говоря, проблема перестановок упирается в то, что в каждом конкретном случае важнее: само кресло, или человек, который должен его занимать. Когда речь заходит о пересмотре квот под новые коалиционные договоренности, во главу угла чаще ставится именно пост. Так, по слухам, "литвиновцы", помимо уже полученного, рассчитывают на Антимонопольный комитет и парочку министерств. Зато в сфере влияния субъективных факторов все упирается в персоны: в одних случаях нынешние "обитатели" министерских кабинетов кого-то не устраивают, в других – нужно "всего-навсего" трудоустроить человека, продемонстрировавшего свою полезность и перспективность. И именно Кабмин может стать ареной "личностной" борьбы.

Согласно прогнозам, циркулирующим в прессе, ряду министров можно не беспокоиться – стопроцентной смены состава правительства не предвидится. Но перечень потенциальных отставников, по информации разных источников, существенно отличается. Традиционно зоной риска считают квоту НУ-НС в Кабмине – 11 человек. С одной стороны, перемены внутри фракции автоматически предполагают кадровое "отражение", с другой – желание премьера минимизировать количество сторонников главы государства в своей команде вполне понятно и предсказуемо, особенно в свете того, что от таких ярко пропрезидентских кадров, как Юрий Ехануров и Владимир Огрызко, Юлии Тимошенко избавиться крайне сложно. При этом следует учитывать тот факт, что для главы правительства многие "нунсовские" портфели не слишком интересны по причине их "гуманитарности". Соответственно, в ряде случаев перераспределением "слонов" будет заниматься сама фракция.

Среди наименее вероятных кандидатов на вылет из числа министров-"нунсовцев" обычно называют вполне лояльного премьеру Юрия Луценко и "гуманитариев". Правда, министр по делам семьи и молодежи Юрий Павленко может оказаться безработным из-за близких отношений с президентской семьей, а министрам культуры и образования перманентно грозит отставкой оппозиция – за "украинизацию". А к "засланным казачкам" (пользуясь определением самой Юлии Тимошенко) в последнее время настойчиво причисляют гуманитарного вице-премьера Ивана Васюныка (одного из самых последовательных критиков действий премьера), главу МЧС Владимира Шандру и министра юстиции Николая Онищука. Пост последнего представляет интерес не только в свете избавления от неугодного, но и сам по себе – особенно в свете перманентных попыток отредактировать Основной закон. Среди претендентов на него называют протимошенковских Юрия Кармазина и "самооборонца" Виктора Шемчука, но фаворитом, по данным прессы остается не слишком ориентированная на премьера, но все равно интересная кандидатура – дважды экс-министр Роман Зварыч.

Вполне вероятно, что во имя высоких интересов в Кабмине будет пересмотрен и пул министров от БЮТ. На сегодня главных обладателей шатающихся кресел не так уж и много. В первых рядах чаще всего числятся глава Минтранса Иосиф Винский (во-первых, в силу противоречивых отношений с премьером, во-вторых, из-за интереса, который к этому посту проявляет Блок Литвина – за компанию с "Укрзалізницей", надо полагать), глава Минуглепрома Виктор Полтавец (ходят слухи, что этот портфель обещан УНП – в дополнение к креслу главы парламентского комитета по вопросам ТЭК, которое, скорее всего, достанется Юрию Костенко) и глава Минэкологии Георгий Филипчук (этим министреством также интересуются "литвиновцы"). Кроме них по грани ходят экономические министры. Главу Минэкономики Богдана Данилишина многие политики считают не справившимся с поставленными задачами. До сих пор постоянство его позиций обеспечивала поддержка со стороны Виталия Гайдука. Но последний еще с начала прошлого года числится кандидатом на пост вице-премьера и, вероятно, в ходе грядущих ротаций наконец-то займет давно зарезервированное место. В таком случае в качестве кандидатов на освобождающуюся вакансию называют представителя УНП Александра Слободяна (по слухам "костенковцам" обещан один портфель, а как он будет разыгран – еще вопрос) и Сергея Тигипко. Вокруг экс-главы Нацбанка вообще сложилась интересная ситуация. Судя по всему, был взят курс на его обязательное трудоустройство. Попытка восстановить Сергея Леонидовича на старом посту "успешно" захлебнулась. А теперь бывшему руководителю избирательного штаба Виктора Януковича образца 2004 года "сватают" широкий выбор: вице-премьер, министр экономики или министр финансов. Последний пост также может стать вакантным - в силу сложных взаимоотношений Юлии Тимошенко и Виктора Пинзеныка, сообщений о проблемах со здоровьем главы Минфина и, наконец, объективно существующей необходимости срочно найти крайних в условиях набирающего обороты кризиса. В свете этого странная ситуация с "секретной докладной запиской" непонятного происхождения выглядит весьма подозрительно. Но на войне – как на войне. Кадровой в том числе.

Одного только желания перераспределить должности, которое созрело в недрах Кабмина, для реальных изменений мало. Министры могут уйти в отставку самостоятельно, но парламентарии должны а) принять эту отставку, б) назначить новых глав министерств. А с народными избранниками тоже не все просто.

Поскольку большая часть кадровых перемен будет сделана во имя коалиционных интересов, то теоретически проблема стоять не должна: есть голоса для подписания соглашения, должны найтись голоса и для утверждения кандидатов. Одна только проблема – фактически в Верховной раде нет большинства. А, значит, усилиями одних только адептов кадровых перемен (БЮТ, БЛ и значительной части НУ-НС) обойтись не удастся – придется изыскивать дополнительные "за". Наименее болезненным с точки зрения логики выглядит торг с пропрезидентскими осколками НУ-НС – УНП и депутатской группой "За Украину". По слухам, Укрианской народнйо партии обещали один портфель. Но в подробностях слухи разнятся: то ли министр угольной промышленности, то ли министр экономики, то ли гуманитарный вице-премьер персонально для Юрия Костенко... А к "кириленковцам" коалицианты, вероятнее всего, попытаются подступиться через Минюст для Романа Зварыча. Долгосрочная польза для "большевиков" от такого назначения не бесспорна, но ситуативную задачу решить поможет. Ведь остальные варианты выглядят еще своеобразнее.

С учетом того, что в случаях крайней необходимости, испытываемой премьер-министром, ее, как по мановению волшебной палочки, начинают поддерживать коммунисты, можно предположить, что благодарность Юлии Тимошенко "красным товарищам" выльется во что-нибудь существенное. Но вот масштабы существенного вряд ли соответствуют контуру министерского кресла – ни одни, ни другие избиратели не оценят. С другой стороны, Владимир Литвин на днях предложил укрепить правительство "региональными" кадрами, что помогло бы изыскать столь нужные голоса. Правда, ПР устами Анны Герман уже продемонстрировала готовность отхватить с пальцем сразу всю руку. "Идею вхождения представителей Партии регионов в правительство Украины можно было бы обсуждать при условии согласия действующего премьер-министра Юлии Тимошенко занять должность первого вице-премьера в правительстве Виктора Януковича", - считают оппозиционеры. Возможно, временные договоренности с Партией регионов могли бы стоить меньшей крови – оплатой стала бы отставка "украинизаторов" Вакарчука и Вовкуна, или ряд должностей министерских замов… Но, как бы то ни было, впереди еще долгие переговоры. И не только с оппонентами, которые спят и видят "оптовое" недоверие правительству. Внутри большинства с единоством мнений и чаяний все и без того не просто, а когда речь заходит о дележе уютных кабинетов - все внутренние противоречия обостряются. А на горизонте маячит "веселый" вариант "и.о Кабмина", который может обеспечить готовность депутатов проголосовать за отставки, но не за назначения. И тогда проблема отвественности за страну в кризисе приобретет новые нюансы. Худшего можно и не допустить: вдруг власть имущие найдут все-таки в себе силы для консенсуса? В любом случае, кадровый вопрос стать первой серьезной проверкой новой редакции коалиционной дружбы. И ведь не факт, повод для трещины не найдется.

Ксения Сокульская
"Подробности"
Додати коментар

Якщо ви хочете залишити коментар, прохання авторизуватися або зареєструватися.

Останні новини: