Краматорск
Основание города
В 1868 году на строящейся Курско-Харьково-Азовской железной дороге у реки Казённый Торец появилась железнодорожная полустанция Краматорская. Цель ее строительства - устройство разъезда для пропуска встречных поездов. В 1878 году по инициативе Саввы Мамонтова к полустанции примкнула ветка Донецкой Каменноугольной железной дороги. Благодаря этому Краматорская превратилась в полноценную узловую товаро-пассажирскую станцию. В районе вокзала возник и стал вырастать поселок с таким же, как и у станции, названием - Краматорская. В начале XX ст. поселок назывался Краматоровка, в 20-х и нач. 30-х гг. - Краматорская.
[править] История города
В 1878 году администрацией Донецкой каменноугольной железной дороги на станции Краматорская была открыта временная больница.
В 1879 году начато строительство каменного здания вокзала.
К 1885 году отностися первое документальное упоминание названия Краматоровка применительно к станции Краматорская.
В 1885 году возле станции был построен завод огнеупоров А.Адельмана (позднее - "В.В.Штерцер и Ко").
В 1896 году фирмой «В.Фицнер и К.Гампер» начато сооружение машиностроительного завода. Завод начал выпускать несложное оборудование для железных дорог и небольших шахт,
В 1898 году на заводе Краматорского металлургического Общества построили доменную печь, чтобы обеспечить машиностроительное производство металлом, и началось производство чугуна.
[править] Первая половина XX века
Население посёлка в начале XX века составляло более 12 тысяч человек. Тут работали заводская больница, две школы, училище.
В 1909 году на машиностроительном заводе был введен в строй мартеновский и прокатный цехи.
В 1909 году в Краматорске начала функционировать междугородная телефонная станция.
В 1912 году основано Краматорское спортивное общество (КСО), был построен стадион и появилась футбольная команда.
В 1910-е гг. году в одном из зданий завода Краматорского металлургического Общества открылся кинематограф "Эра".
В 1911 году производство чугуна на машиностроительном заводе достигло 9,7 млн. пудов, а стали — 3,7 млн. пудов. Завод начал специализироваться на выпуске оборудования для металлургических заводов и угольных шахт. В цехах завода ремонтировались также паровозы.
В 1912 году начал действо-вать цементный завод «Пушка» русско-бельгийского общества (его первая продукция была предназначена для строительства Санкт-Петербургского оружейного завода, отсюда и название).
В 1913 году на машиностроительном заводе работало около З тысяч человек. На Большой улице Базарного поселка построен кинотеатр «Триумф».
С началом первой мировой войны завод Краматорского металлургического Общества начал выполнять военные заказы.
В 1925 году возобновил работу машиностроительный завод.
К 1926 году доменный и мартеновский цехи завода превзошли довоенный уровень производства.
В 1926 году Краматорск отнесен к категории посёлков городского типа.
В 1927 году начала выходить первая печатная газета «Краматорская Домна», в сентябре 1930 года переименованная в «Краматорскую правду».
За годы индустриализации проведена техническая реконструкция предприятий.
В 1928 году Краматорске построен шиферный завод.
В 1929 году заложен Новокраматорский завод тяжелого машиностроения (НКМЗ).
В 1930 году на базе вечернего машиностроительного техникума создан Краматорский машиностроительный институт.
В 1932 году Краматорск получил статус города и стал городом областного подчинения.
В 1932 году на базе Краматорского машиностроительного и металлургического заводов (КГММЗ) созданы Старо-краматорский машиностроительный завод (СКМЗ) и Краматорский металлургический завод (КМЗ).
В 1934 году пущена первая очередь Новокраматорского машиностроительного завода (НКМЗ). На тот момент по своей производственной мощности завод не имел равных в мире: ежегодно он мог выпускать 30 комплектов оборудования для мартеновских печей, 6 ком-плектов для доменных печей, 3 блюминга, 16 прокатных станов, оборудование для шахт и коксовых батарей). Одновременно с Новокраматорским машиностроительным заводом построен новый городок машиностроителей.
В 30-е гг. на машиностроительных заводах Краматорска были изготовлены первый в СССР слябинг и тонколистовой стан, кран грузоподъемностью 125 тонн, оборудование для Днепрогэса, «Запорожстали», «Амурстали», Магнитогорского металлургического комбината, Московского метрополитена.
В 1937 году в городе появился трамвай — вступила в строй первая трамвайная линия.
В сентябре 1937 года основан Краматорский машиностроительный техникум — единственное в то время техническое учебное заведение в городе.
К 1939 году население города составило 94 тысяч человек. Город был реконструирован.
В 1940 году на местных заводах трудилось более 30 тысяч рабочих, 5 тысяч инженеров и техников.
http://mcma.borda.ru/?1-1-0-00000013-000-0-0-1200179185